«В Америке такие же звери, как и в России». Жизнь и судьба Елены Соловей

«В Голливуде будешь сниматься, только представь!», — убеждал муж. Елена слушала, но не слышала. Перед глазами проносились годы, прожитые в стране, которая внезапно разрушилась, исчезла с карты. Было плохое в ее жизни, но хорошего было несравнимо больше. И что же теперь, предать Родину в тяжкий момент? В Америку податься?

Она родилась в семье военных. Отец, Яков Абрамович Соловей, был уроженцем деревни Кулешовка Климовичского уезда в Белоруссии. От «звонка до звонка» в качестве артиллериста прошел две войны — Финскую (Зимнюю), а также Великую Отечественную. За проявленный героизм был награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, а также орденом Красного Знамени.

Мама, Зинаида Ивановна Шматова, родом из Самарской области, была на фронте медсестрой, дослужилась до звания младшего лейтенанта и удостоилась ордена Красной Звезды.

В годы войны Якову и Зинаиде встретиться не довелось, они познакомились в 1946 году в советском военном гарнизоне Нойштрелиц на территории будущей ГДР.

Познакомились, влюбились, сыграли скромную свадьбу. 24 февраля 1947 года в Нойштрелице Зинаида родила девочку, которой дали имя Елена.

В Германии семья Соловей не задержалась. Через три года после рождения дочери Якова Абрамовича отправили для продолжения службы в Красноярск, где и прошло детство Елены.

Девочка росла хрупкой и немного замкнутой, поэтому в школьные годы мама настояла, чтобы Лена записалась в театральную студию. Вскоре стало понятно, что у девочки большой талант к сцене, и в 1960 году, когда Лене исполнилось тринадцать лет, родители переехали из Красноярска в Москву.

В столице Елена стала учиться в обычной средней школе, а также в детской школе-студии им. Станиславского.

Окончив школу, 16-летняя Елена, ставшая невероятной красавицей, настоящей тургеневской барышней, твердо знала — она будет поступать в Школу-студию МХАТ. Увы, девушку ждало первое в жизни тяжелое разочарование. Соловей не приняли. «Переигрывает» — таков был вердикт приемной комиссии.

Елена не сдалась, и тут же подала документы на актерское отделение ВГИКа. И поступила! Знаменитый актер и педагог Борис Бабочкин с удовольствием взял Соловей в свою мастерскую, где уже блистало немало молодых талантов.

Борис Андреевич выделял Елену среди других студентов, считал, что эту девушку ждет большое будущее.

Соловей, и правда, начала сниматься в кино раньше, чем многие ее сокурсники. В 1967 году Елена сыграла небольшую роль в фильме «В горах мое сердце», а в 1969-ом исполнила роль Клариче в фильме Павла Арсенова «Король-олень». В «Короле» партнерами Елены по съемочной площадке стали звезды советского кино Юрий Яковлев, Олег Ефремов, Сергей Юрский, Валентина Малявина, Олег Табаков.

Молоденькой Соловей удалось не затеряться на фоне корифеев, ведь внешность Елены — печальные глаза, пухлые губы со слегка опущенными кончиками, — на экране завораживала, заставляла сопереживать ее героиням.

В 1970 году Елена благополучно окончила ВГИК, получив заветный диплом «актрисы театра и кино».

В 1971 году режиссер Илья Авербах пригласил Елену Соловей на роль крепостной актрисы Любы в фильм «Драма из старинной жизни» по рассказу Н.С. Лескова «Тупейный художник». Елена с радостью приняла приглашение, еще не зная, что эта роль станет для нее дважды определяющей.

Во-первых, именно с «Драмы из старинной жизни» режиссеры стали видеть в Соловей идеальную актрису для воплощения образов женщин XIX столетия. Во-вторых, на съемках 24-летняя Елена встретила любовь всей своей жизни.

Юрию Пугачу в ту пору исполнилось 26 лет. Впоследствии Юрий признавался, что он даже на мгновение не мог помыслить, что красавица-актриса обратит на него внимание. Елена Соловей, в свою очередь, вспоминала:

«Мы работали вместе на картине «Драма старинной жизни». Он там был художником-декоратором. После съемок как раз настали белые ночи. Они сыграли свою мистическую роль в нашей жизни. Мы были очень молоды и быстро влюблялись. Юра — удивительный человек. Он негромкий, сам в себе. Но очень талантливый, образованный, остроумный. У него притягательная личность.

Он был женат, но к нашему знакомству уже развелся. Не я была причиной его развода».

«Белые ночи» завершились для Елены и Юрия свадьбой. Поразмыслив, молодожены решили не возвращаться в Москву, и остаться в городе, в котором зародилась их любовь — в Ленинграде.

В 1972 году Елена родила дочь Иру. Из-за беременности актрисе пришлось поставить карьеру на паузу, отказаться от нескольких знаковых ролей, в том числе, от роли Миледи в «Трех мушкетерах».

Полностью посвятив себя мужу и дочери, Елена отвергала большинство предложений от режиссеров, но в 1975 году, получив на чтение сценарий фильма «Раба любви», актриса немедленно позвонила Никите Михалкову и сказала: «Снимаюсь!».

Пронзительная, щемяще-печальная роль Ольги Николаевны Вознесенской, актрисы немого кино, подошла Елене Соловей так, будто она была рождена для того, чтобы воплотить этот образ.

Фильм стал настоящим хитом проката, вмиг сделав Елену Соловей звездой экрана и одной из самых узнаваемых актрис страны.

В 1976 году Елена родила сына Павла, после чего хотела взять большой перерыв и отдохнуть от съемок кино. Однако вездесущий Никита Михалков не позволил актрисе этого сделать, в конце 1976 года Соловей получила на руки великолепный сценарий Александра Адабашьяна, являющийся адаптацией юношеской пьесы Чехова «Безотцовщина». Фильм назывался «Неоконченная пьеса для механического пианино».

Елена поняла, что в этой ленте она обязана сняться. Роль Софьи Егоровны Войницевой в очередной раз подтвердила репутацию Соловей как выдающейся характерной актрисы.

В 70-е-80-е годы Елена активно снималась, в том числе, у все того же Никиты Михалкова.

Все изменилось в 1991 году, когда Советский Союз рухнул. Семья Соловей вдруг оказалась в бурном море лихого времени, когда все прошлые идеалы внезапно рухнули.

Елена Яковлевна, вспоминая свою знаменитую фразу «Господа, господа, вы звери» из фильма «Раба любви», говорила, что внезапно люди вокруг превратились в зверей, готовых ради денег пойти на все.

Для Соловей, как и для многих в то время, спасительным местом, почти раем, казалась Америка.

Таким образом, решение об эмиграции в США было принято. Елена оставляла в России все — великолепные квартиры в Москве и Петербурге, любимую работу, всенародную славу… Оставляла ради шага в неизвестность.

Если бы не поддержка мужа, уверявшего, что Елену в Голливуде «с руками оторвут», она, возможно, и не решилась бы на переезд.

Насчет Голливуда мечты разбились сразу же. В США Елена поняла, что здесь она никому не нужна: безработных актрис с великолепным знанием языка в Лос-Анджелесе было пруд пруди. Эмигрантка была никому не нужна, а былые заслуги в СССР в Америке никого не интересовали.

Пришлось осваивать новые профессии. Елена Соловей стала учительницей. Юрию удалось устроиться дизайнером в ювелирную компанию, а через некоторое время глава семейства стал сотрудником крупной нью-йоркской арт-студии.

Елена Яковлевна быстро поняла, что с раем, которым Америка рисовалась из России, эта страна ничего общего не имеет.

«В Америке такие же звери, как и в России», — в отчаянии сказала актриса своему другу Родиону Нахапетову, тоже эмигранту.

Тем не менее, со временем жизнь наладилась. Появились деньги, семье удалось взять кредит на хороший дом в городке Фэйрвью, расположенном в пригороде Нью-Йорка. Семья из СССР, благодаря трудолюбию, упорству и жизнелюбию, и в Америке добилась успеха.

Дети поступили в колледж, стали учиться на научных работников. Елена Яковлевна, наконец, смогла воплотить свое отчаянное стремление к творческой работе, к актерству. Соловей стала частью труппы полупрофессионального русского музыкального театра «Блуждающие звезды», ставившего постановки в районе Брайтон-Бич.

Поработав в театре, Елена стала преподавать актерское мастерство русскоязычным детям. В середине 90-х Соловей создала детскую актерскую студию «Этюд», в которую принимали ребятишек из русскоязычных семей.

Елену Яковлевну не оставляло чувство, что однажды случится прорыв, и ее снова позовут играть в кино, на этот раз, позовут из Голливуда.

В 2002 году так и случилось. Продюсер сериала «Клан Сопрано» предложил русской актрисе небольшую роль сиделки Бранки Лабински. Елена Яковлевна отыграла блестяще, ее заметили. В 2007 году актриса сыграла в криминальном триллере Джеймса Грэя «Хозяева ночи».

С этого времени Грэй стал для Соловей своего рода «американским Михалковым», ведь она снялась еще в двух его фильмах — «Роковая страсть» (2013) и «Затерянный город Z» (2016).

В нулевые и десятые годы Елена Яковлевна стала часто летать в Россию. Актрису приглашали на различные телепередачи. Отечественные режиссеры были бы рады видеть Соловей в своих картинах, но она отказывалась, так как не могла надолго разлучаться с семьей.

Юрий Пугач к тому моменту был тяжко болен. Мужчине необходима была пересадка почки, и на операцию требовалась огромная сумма денег. Благодаря участию в фильмах Джеймса Грэя актриса смогла оплатить операцию, подарив мужу еще несколько лет жизни.

Юрий Яковлевич скончался в 2019 году, ему было 75 лет. Для Елены Соловей смерть мужа, с которым она прожила всю жизнь, с которым прошла через столько трудностей, стала тяжелейшим ударом.

Спасением для Елены Яковлевны стала поддержка детей, а также восстановившаяся связь с Родиной. Коллеги, друзья, миллионы благодарных зрителей поддержали актрису.

В настоящее время Елене Соловей 77 лет, она живет сразу на три страны: США (там живет ее сын, микробиолог Павел), Германия (там живет Ирина, дочь актрисы) и Россия.

Пожелаем же Елене Яковлевне здоровья и долгих лет жизни!

Оцените статью
«В Америке такие же звери, как и в России». Жизнь и судьба Елены Соловей
Что стало с актёрами фильма «Укрощение строптивого» спустя 44 года: фото Тогда и Сейчас, карьера Орнеллы Мути, Челентано и Карлуччи