Соблазняющие гаремные наряды иранских красавиц

Несчастных иранских женщин с толстенькими фигурами, выраженными усиками на круглых лицах и в коротких пышных пачках, из под которых торчат стройные, но непропорционально тонкие ножки не просклонял за последние году только ленивый.

Начнем с того, что эти женщины, которых многие предпочитают считать переодетыми мужчинами, чтобы как-то примириться с увиденным, действительно соответствовали персидским стандартам красоты. Они были пышные, луноликие, с соблазнительными усиками над верхней губой, а еще — они были принцессами. Шахских кровей. Поэтому красавицами — по умолчанию.

Не их вина в том, что их нарядили в такие вот одежды. В обычных одеждах они смотрелись бы не так смешно и безобразно. А в европейских выглядят если не красавицами, то вполне стандартными тетками.

Читала, что такой оригинальный наряд для персидских дам придумал вот этот человек:

Очаровательный в своей наивности Насер ад-Дин Шах (1831 — 1896 гг.). Который был персидским шахом, как это уже понятно.

Шах был в меру европеизированным человеком. Он знал французский, писал стихи, рисовал — в общем, тонкая творческая натура. И — навещал Европу.

В 1873 году он побывал с визитом в России и был здесь пышно принят Александром Вторым. В числе прочего, свиту шаха весьма поразили светские дамы. Придворный художник Зичи, автор множества непотребных картинок для гусар, тонко уловил эту реакцию персиян:

Это не сам шах, его какой-то вельможа, но выражение лица характерное))

А шаха необыкновенно поразил балет.

Не в плане искусства, а в плане балерин. Вернее — балериновых ног. Все это мелькание женских стройных ножек на сцене привело шаха в такой восторг, что он потом еще раз пошел на балет. А потом, в память об увиденном, приказал женщинам своего гарема тоже носить балетные пачки.

И началось…

Сперва с женщин шахского гарема, потом пошло к женщинам вельможных гаремов, потом гаремов попроще — и вообще в народ.

Юбочки, сшитые по мотивам балетных пачек, назвали тумбунами.

А вот кто их носил в широких массах, здесь точно вам сказать не могу.

Дело в том, что Иран был многонациональным государством. Поэтому одни народы восприняли эту новинку, другие — нет. Опять — таки, одни носили тумбуны только дома перед мужем, а другие везде. Одни щеголяли из-под этих юбок голыми ногами (ну или в чулочках, но все в обтяжку), а другие пускали юбочку поверх шароваров. Все — разнообразно.

Как видим по представленным фотографиям иранских женщин, многие из них на людях выглядели вполне традиционно, в нашем понимании. То есть скромно, по материальным возможностям нарядно, и без всяких шокирующих пачек.

Но к тому же периоду относятся многочисленные фотографии иранских женщин совершенно другого плана.

Автором большей части этих снимков был любимый фотограф уже нам известного Насер ад-Дин Шаха — Антон Васильевич Севрюгин (1830-1933 гг.) Один из вариантов фамилии — Севрюгян.

Вы его легко запомните, поскольку Антон Васильевич — один в один Иосиф Виссарионович в молодости.

Такие внешние данные у фотографа с русским именем не случайны — его отец, Василий Севрюгин, был сотрудником российского посольства в Тегеране.

О нем ничего не известно, кроме скупых данных о том, что он был востоковедом, любил книги и лошадей и женился на армянской женщине Ачин Ханум (Ашхен). Возможно, отец тоже был армянином.

Так или иначе, они с женой родили трех или четырех сыновей, а потом Василий погиб. Виной был несчастный случай, связанный с лошадью.

Почему-то после этого у его жены начались тяжелые времена. Ей было отказано в материальной помощи, произошли некие конфликты с сотрудниками посольства, и в итоге она перебралась с детьми в Грузию и ненавидела все, связанное с Россией.

И вот, в такой среде, собственно, и вырос Антон Васильевич.

Короче говоря, в итоге он опять оказался в Иране, женился там на армянской женщине из древнего иранского рода, открыл ряд фотоателье и занимался фотографированием Ирана в разных аспектах. В России он никогда не был, а в Иране так и прожил свою жизнь, став, как мы уже знаем, любимым фотографом шаха.

Он был великолепным мастером, который умел найти подход к каждому, и который оставил множество интереснейших снимков. В том числе — снимки иранских женщин. В том числе — из гарема шаха, или сделанные для супругов, то есть, с налетом откровенности.

И вот здесь мы видим совсем других женщин, хотя наряд у них тот же самый:

Но совершенно другие лица и фигуры.

И — многие из этих женщин (а все женские фото в этом материале — это фотографии, сделанные Севрюгиным), в уже известных пачках — тумбунах.

Причем, часто — в весьма откровенных позах.

И когда смотришь на эти фотографии, понимаешь, что не было у иранцев каких-то особых стандартов женской красоты. Красивые женщины на старинных фото и по нашим меркам красивы.

Ну или, по крайней мере, не вызывают недоумения. А знаменитые принцессы… Красивы потому, что принцессы. Им красоту придавала знатность происхождения, что, собственно, было характерно не только для Ирана.

А о нарядах иранок современник (Минаев) писал вот что:

Дома они ходят, если можно так выразиться, полуодетые; ноги у них совсем голые, а затем надеваются юбки, «тумбуны», не длиннее, чем у наших балерин… Юбки эти шьются непомерно широкими и у пояса собираются в массу складок… таких тамбунов они надевают несколько, одну на другую, и самую лучшую, конечно, сверху…

На плечи одевается рубашка из газа или тонкого шелка, настолько короткая, что иногда не доходит до пояса тумбуна, отчего зачастую между рубашкой и поясом видать голый живот.

Сверх рубашки одевается род коротенькой, открытой спереди курточки, расшитой у богатых галунами, с отворотами у кистей рук, — они шьются из персидских тканей или бархату.

На голову одевают платочки, из-под которых видны иногда на лбу золотые монеты.

Голые ноги и руки персиянки любят также украшать браслетами и кольцами…

Контраст с домашним представляет костюм персиянки при выходе на улицу.

Она надевает тогда две широкие отдельные штанины, верхнюю часть которых она затыкает за пояс юбки тумбуна, а внизу к каждой штанине пришиты род чулков для ступни.

Шаровары эти шьются большею частью из шелка и бывают разных цветов.

Затем сверху на голову надевается чадра, род огромной простыни, которая зашпиливается под подбородком; в этой чадре женщина выглядит как укутанная мумия.

Чадры шьются из разных материй: у богатых непременно из шелка, все синего или черного цвета.

Для полного закрытия лица от взоров мужчин, сверх того, на голову надевают лечаки, т. е. длинное полотенце, один конец которого пришпиливается на затылке запонками, а другой конец висит спереди до пояса.

Для глаз в этом полотенце прорезаны отверстия, но они затягиваются сеткою из ниток, чтобы не было видно самых глаз.

На ноги при выходе одеваются «коши», туфельки без задков, часто на каблуках.

Завернутые в такую одежду персидские женщины обладают некрасивой, неуклюжей походкой, еле двигаясь.

В этих костюмах они все похожи друг на друга…

То есть все эти откровенности с голыми ногами не предназначались для чужих глаз.

Это была форма одежды исключительно для дома и для супруга.

Но и дома, как мы видим, дамы голыми пятками не сверкали, а надевали культурные чулочки. Даже если находились в кругу близких домашних.

А внешность у них была разная — кому как повезло.

Были красивые, были симпатичные, а были — знатные и богатые))

Были и те, кому такие одежды просто не подходили. Что называется — «не к лицу». Но ничего не поделаешь. Приходилось носить.

А куда деваться? Мода!

Самое интересное, что этот, когда-то вызывающий наряд, нынче перешел в разряд «традиционных». Ну и вроде как означает возвращение к истокам, когда небо было выше, воздух чище, трава зеленее, а женщины скромнее)

Оцените статью