Мало кто знает, что т.н. «Казанский феномен» (организованная подростковая преступность) существовал не только в Казани. Еще несколько крупных центров Советского Союза оказались во власти молодежных группировок.
Наш рассказ не об обычных стихийных и недолговечных компаниях гопников и уличных хулиганов, а о настоящей криминальной субкультуре, которая расцвела в позднем СССР. В каждом городе эта субкультура имела и общие черты, и свои неповторимые особенности.
Гопники и уличная шпана, существовали, наверное, в каждом населенном пункте Союза. Но мы расскажем не просто о хулиганах, а «посетим» крупные советские города, которые в 80-е годы оказались во власти уличных подростковых банд.
КАЗАНЬ и ТАТАРСТАН
Самый показательный пример, давший название термину «Казанский феномен». Поначалу казалось, что это действительно уникальная особенность, феномен только одного города.
Республиканские газеты заговорили об уличных бандах еще в 1985 году, через пару лет центральная пресса рассказала о казанских ужасах на всю страну.
Несмотря на наличие многочисленной мемуарной и научной литературы, до сих пор неизвестно, сколько же всего группировок существовало в городе.
Называют цифры от 70 до 150, причем они существовали в разные временные рамки с начала 70-х гг. и до самого распада СССР. Одни уличные банды поглощались более крупными группировками, других громила милиция или конкуренты.
Вот только некоторые названия:
«Тяп-Ляп» (микрорайон завода «Теплоконтроль»),
«Жилка» (микрорайон Жилплощадка),
«29-й комплекс» (одноименный жилой микрорайон в городе Набережные Челны),
«Грязь» (район бывшего села Грязнушка, ставшего частью города);
«Квартала» (множественное число, ударение на последний слог, объединяла микрорайоны «27-й квартал», «38-й квартал», «39-й квартал» и др.),
«Перваки» (микрорайон «Первые Горки»),
«Кинопленка» (район завода «Тасма», где производили кино- и аудиопленку),
«Хади Такташ» (одноименная улица, названная в часть классика татарской поэзии Мухамметхади Такташева).
В Казани, а также еще в двух городах Татарской АССР, возведенных в советское время – автограде Набережные Челны (с 1982 по 1988 гг. назывался Брежнев) и в нефтехимической столице республики городе Нижнекамск молодежные банды не просто контролировали улицу в темное время суток, а в буквальном смысле держали в страхе весь город.
Чиновники и милиция ничего не могли поделать.
Именно в Татарстане появились термины «мотаться» (т.е. входить в состав банды и выполнять приказы ее лидеров), «чушпан» (тот, кто не входит ни в какие банды, а значит, его можно и даже нужно бить, унижать и грабить»), «делить асфальт» (т.е. биться за территорию) и т.д.
Почти все уличные банды Татарстана в конце 80-х – начале 90-х переродились в настоящие взрослые ОПГ. Вчерашние мальчишки, придерживающиеся какого-никакого, но «кодекса чести», стали беспощадными и беспринципными вымогателями, грабителями и убийцами.
Такого масштаба, как в Казани, больше не было нигде в СССР. Но зато в других городах существовали свои особенные группировки.
КУЙБЫШЕВ
Если в Казани стали достоянием истории названия отдельных молодежных банд, то в Самаре, которая в советское время носила имя одного из революционеров, появился объединяющий термин для криминальной субкультуры.
Фураги – так назвали пацанов, главным отличительным видом которых являлась мохеровая кепка (фуражка), иногда размером с «аэродром», как у гостей с Кавказа.
В отличие от казанских и других группировок, самарская молодежь чтила воров и авторитетов в синих наколках, а важнейшим элементом субкультуры стали «блатные» песни про зоновскую романтику. Также фураги были равнодушны к спорту, зато предпочитали хорошо выпить.
По некоторым данным криминальная субкультура оформилась уже в 60-е гг. Парни в фуражках контролировали все рабочие окраины Куйбышева, имели четкую организованную структуру, во главе которой стояли уголовные авторитеты. Но к концу 80-х большая часть активных хулиганов, либо спилась, либо томилась в застенках.
Фураги окончательно переродились в обычных гопников без идеологии, запоминающегося дресс-кода и какой-либо структуры, и для современных жителей Самары являются лишь исторической экзотикой.
КРИВОЙ РОГ
Родной город президента Украины Владимира Зеленского еще с царских времен является крупнейшим металлургическим кластером Европы. Районный центр Днепропетровской области к концу 80-х гг. насчитывал более 700 тыс. жителей. Типичный промышленный центр с обилием «рабочих окраин».
Здесь появилась своя криминальная субкультура – бегуны. Такое название молодежные банды получили за то, что устраивали набеги на «территорию противника и избивали всех, кто встречался им на пути. Подобное, кстати, было и в Казани.
Как и городах Татарской АССР, почти весь Кривой Рог был поделен между подростковыми группировками. Их насчитывают от 15 до 25, датой возникновения считают 1985 года – именно тогда их впервые официально признали в местной милиции.
Создавались они строго по территориальному признаку. Самые крупные носили географические названия: «Зареченские», «Юбилейные», «Вокзальные», «Вечерние» и т.д.
Кстати Зеленский в интервью всячески открещивался от участия в подростковых бандах Кривого Рога. Возможно он просто не успел, так как родился в 1978 году.
Вступить в бегуны можно было в 12 лет, но принимать участие в силовых акциях (драки, набеги) только с 16 лет. Отличительная черта правильных пацанов из Кривого Рога – кепки.
Главное отличие одной банды от другой – ремень и заменившие кепки в самом конце 80-х бейсболки. Каждая группировка носила одинаковые вещи.
Как и в Казани у бегунов существовала строгая иерархия, свой неписанный «кодекс чести», культ физической силы и полное игнорирование воровских понятий. В лихие 90-е бывшие хулиганы влились в ряды ОПГ.
ЛЮБЕРЦЫ
Молодежь из крупного промышленного центра в ближнем Подмосковье объединяла любовь к культуризму и ненависть ко всем неформалам. Люберы – так они называли сами себя – тоже объединялись в территориальные банды.
Но соперничество между себе подобными для спортивной люберецкой молодежи было не главным.
С начала 80-х гг. люберы заявили о себе, как о своеобразных «социальных санитарах». Их жертвами становились представители различных субкультур (панки, металлисты, неофашисты) и, в меньшей степени, выходцы с южных республик СССР.
Любимое развлечение плечистых подростков – отловить волосатого неформала, обрить его налысо и извалять в грязи.
В самих Люберцах объектов для выплеска агрессии было не так уж много, а потому молодые парни в широких клетчатых штанах, кожаных куртках и клетчатых кепках совершали набеги на электричках в Москву. Где устраивали массовые драки, о которых стали писать в центральных газетах еще в 1986 году.
Главной объединяющей идеей люберов было неприятие чуждого «западного» стиля. По мере того как волосатые рокеры и тяжелая музыка перестали удивлять советских граждан, простые рабочие парни сами забросили свои увлечения. Кто-то занялся мирным трудом, а кто-то потянулся в бандиты…
Наверное, рассказ о молодежных группировках времен СССР далеко не полный. До сих пор нет научного исследования общесоюзного феномена.
А что было в ваших городах, давайте вспоминать!