Про книгу Дежурова я знать не знала, и вышла на нее вообще случайно, когда писала статью про самый успешный российский сериал 00-х «Бедная Настя». Главные мужские роли там исполняют Даниил Страхов и Петр Красилов.
28-летний Даниил Страхов на долгое время стал эталоном мужественности и красоты. Зрители приписывали актеру черты его героя, Владимира Корфа. Между тем, парень был, что называется, себе на уме, и если совсем немножко про него погуглить – на раз-два находится книга Дежурова.
Но писать про одного Страхова было бы нечестно, ведь Арсений Станиславович очень много интересных моментов изложил, отнюдь не только про одного Страхова. Если захотите сами почитать – книга называется «Слуга г-на Доктора» (2008).
Сюжета особого нет. Молодой преподаватель, его личная жизнь, ну там выпивки, посиделки, даже вещества иногда, лекции в институте, любовь, друзья-подруги, их истории и т.д. Главного героя тоже зовут Арсений, как и автора.
«В моем романе нет ничего выдуманного. Я просто записывал все, что со мной происходило. Роман получился интересным. И я, и мои друзья-филологи считаем, что настоящая жизнь интереснее, чем литература.» (с)
Даниил Страхов родился 2 марта 1976 года в Москве, под солнечным знаком Рыбы. Страхов загорелся идеей стать актером, еще будучи в старших классах (хотя и метался между юриспруденцией и актерским), брал уроки у Олега Вавилова, поступил в Школу-студию МХАТ, оттуда перевелся в Щукинское училище.
И вот этот его перевод дал пищу для многих сплетен: мол, Авангард Леонтьев приложил руку к продвижению молодого красивого парня, да так приложил, что Страхов еле вырвался; но потом попал к Дежурову.
Авангард Леонтьев давно имел репутацию неоднозначную; он был одним из лучших педагогов в ГИТИСе и своей альма-матер — Школе-судии МХАТ. Его учениками были Евгений Миронов, Даниил Страхов, Марина Зудина, Владимир Машков.
Но вернемся к книге Дежурова, откуда и взят отрывок:
« «Лицом мил – душой гнил”, – сухо сказал глас народа.
Я никак не соотнес полученное пророчество с Даней, потому что оно отнюдь не вязалось. Рассуждал я с собой, – что он вовсе не злой, а очень даже добрый и хорошего характера (каким знал его я за короткие дни начавшейся дружбы), только миром обиженный, и оттого на мир злой.
Кто его обидел, и что явилось причиной той озлобленности, с которой временами начинал говорить Даня, срываясь на ничтожном предмете, я пока не знал, и предполагал дознаться истины, когда мы станем накоротке.
Он трогательно и подчеркнуто, чтобы я видел, заботился обо мне. Он покупал кофей и пиво, ловко подносил огонь к сигарете. Временами его хлопоты приобретали гротескный характер. “Осторожно, – останавливал он меня, когда я залихватски тушил бычок о каблук, – Вы не знаете…
Там биополе, всякие узлы, – вы их сигаретой прожигаете, там знаете, какая температура? Вот”. Это было бесконечно мило. Признаться, так обо мне никогда не заботились. Тем паче новые люди.» (с)
Про плохое зрение Даниила Страхова (смешной отрывок, Дежуров троллит своего подопечного даже спустя 15 лет):
«Даня провожал блудодейственным оком всех встречных девушек, находя даже самых страшных из них, как большинство слабовидящих, ослепительно красивыми.»
Ну и местами автор совсем уж распоясывается:
« – Скажите… ну почему вы со мной общаетесь? Я же… я же не интересный совсем? – Время от времени спрашивал Даня
– Даша… – отвечал я с ухмылкой.
«Да потому что тебе двадцать лет, потому что у тебя глаза, как смальта, потому что ты такой красивый и такой тупой, потому что ты ловко подносишь огонь к сигарете, потому что меня так, как ты, не любили” – подумал я скороговоркой, но вслух лишь сказал с кротостью:
– Таких вопросов не задают.» (с)
Не будем вырывать фразы из контекста: в книге нет ничего такого, что обеспечило бы возрастной рейтинг 18+. Больше каких-то манипуляций вниманием читателя (ну либо Дежуров специально все это так описал, как фантазии, а не как реальность).
Страхов даже в книге постоянно рассказывал о своих подружках и о том, как был влюблен в девчонок-однокурсниц; как они в компании студентов весело напивались и обсуждали старшекурсниц.
Кстати, сам Дежуров тоже не только одним студентам посвятил книгу, есть там и истории отношений со слабым полом, но это оказалось мало кому интересно, по сравнению с описанием студенчества звездных актеров.
Максим Аверин родился 26 ноября 1976 года в Москве. В театре начал играть с 10 лет, потом из-за своенравного характера не прошел вступительные во ВГИК и попал Щукинского училище, и, как и Страхов, стал любимчиком некоторых педагогов.
Аверин, казалось, может найти ключ к любому человеку – как итог, карьере Аверина может позавидовать любой коллега.
Аверина он славно описал, очень точно поймал в нем неприятную манерность на фоне простецкой внешности:
«По направлению ко мне раздались легкие шаги и на лестницу с сигаретой в жеманной руке вышел молодой человек невнятного возраста. Он кивнул с развязным кокетством и, опершись широким тазом о перила, закурил.
– А вы наш новый педагог? – спросил он, по-обезьяньи оскалясь.
Я вытянул нос, полупил глаза и, приобретя вполне профессорский вид, коротко сказал:
– Да.
– А… – молодой человек манерно изогнул толстое запястье, чтобы скинуть пепел, – Ну-ну. Тут до вас уже трех уморили.
Я неуверенным кивком поблагодарил за информацию. Молодой человек встряхнул длинными, склонными к редукции волосами, и, не глядя на меня, продолжал курить молча».
Про Антона Макарского (да, и он в тот период учился в Щукинском, он ровесник вышеописанных своих коллег):
«Стрельников озабоченно зашуршал прессой и, очевидно недовольный как своей аморальностью, так и моим заблуждением, продолжил:
— Да вы просто не знаете. Я же душою гнилой насквозь, — обычно он не бывал так категоричен в самооценке, — Почему вы не дружите… не знаю… с Антоном Макарским? Вот уж ангел так ангел.
— В Макарском слишком много света. Он ангел дневной, а вы ночной. Мир мой трагический, мне ближе ночь. Да и не сказать, что Макарский настойчив в своей дружбе.» (с)
Про Авангарда Леонтьева и Владимира Машкова:
«Авангард – истерик, психопат, сволочь та еще…
… Мне стало казаться, что пора акцентировать мою натуральность. Поэтому я выпучил глаза. Наверное, я дико переиграл спросив, кто такие голубые…
– Вы напрасно думаете, что это редкость. Авангард соблазнил даже Машкова.» (с)
Не знаю даже, как эта книга со всеми ее – местами неприятными, местами шокирующими – мистериями, прошла ранее мимо меня.
Не то чтобы мне нравится читать про порочных студентов актерского, но Дежуров действительно мастер слова. Он эту тему так мягко, вкрадчиво преподносит – это затягивает.
Видно актерская среда такая: меняет каждого, кто туда попал. Пришел обычный человек – стал актером.