Мужчин у нее было «как капель в море», как она сама однажды сказала. Но ни об одном романе певица не жалела. Даже о самом первом, после которого ее жизнь пошла наперекосяк.
24 февраля этого года Любовь Успенская встретила свой день рождения: 69 лет, это вам не шутки. Звездная карьера, деньги рекой, громкая ссора с единственной дочерью – все осталось позади. Однако стареть и уходить на покой Любовь Залмановна не собирается: она полна жизненной энергии. Пенсия, по ее словам, для нее не наступит никогда.
Настоящая фамилия Успенской — Сицкер.
Будущая звезда шансона родилась в Киеве, в семье еврея Залмана Сицкера, директора одного из киевских производств. Мама – украинка по национальности – была медсестрой и умерла при родах дочери. Мать ушла из жизни по вине врачей, которые не уделили пациентке внимание и ушли праздновать День Советской Армии.
Маленькую Любу растила бабушка, которую девочка считала мамой. Правду о том, что то была не мать, а бабушка, она узнала, когда оканчивала школу. Отец, хотя и жил с другой женщиной, принимал участие в судьбе маленькой Любы: учил ее игре на музыкальных инструментах. Развивал дочь, как умел. С мачехой и сводными братьями у девочки сложились хорошие отношения.
Первый опыт отношений закончился для 16-летней Любы из рук вон плохо. Лично я не берусь ее осуждать, 16 лет – это подходящий возраст для первой любви. Со всеми нами это происходило. Но вот конкретно ей не повезло. Первая любовь закончилась тем, что девчонка вне брака и без средств к существованию оказалась в положении.
«Не буду врать, что была беременна в 16 лет. Об этом рассказываю, чтобы девочки относились внимательно к себе и учились на моих ошибках. Очень легко что-то сделать, но потом это тяжело изменить.» (с)
Естественно, скрыть свое интересное положение от бабушки и отца она не смогла, и, когда правда выплыла наружу, в доме разразился нешуточный скандал, а папа жестоко избил нерадивую дочь.
«Оставить ребенка с моей семьей? Да меня бы бабушка прокляла! Когда папа узнал об этом, то бил меня ремнем так, что у меня изо рта кровь шла» – расскажет звезда шансона спустя десятилетия.
Но тогда, в далеком 1969 году, она не была ни звездой,ни уверенным в себе человеком. Она была девочкой-подростком, которого обидели и унизили за то, что от нее требовала ее природа.
Тот случай научил девчонку не быть наивной и не заводить отношения просто так. И этот опыт потом много раз ей в жизни пригодился. Со «случайными мальчишками» теперь ей было не по пути. Пародоксальным образом эта трагичная первая любовь послужила ей хорошим уроком и научила не быть использованной, а пользоваться другими.
Дальше ее жизнь складывалась, словно в художественном романе.
Оставаться в Киеве Любовь больше не хотела. После произошедших событий она… сбежала из дома.
«Я сбежала из дома в Кисловодск с любимым человеком. Моя карьера певицы, можно сказать, там и началась. Этот курорт считался «хлебным» местом: самые лучшие рестораны, богатые отдыхающие со всего Союза. Деньги на меня, 17-летнюю девочку, посыпались, как снег в Антарктиде.»
Потом, после первого развода, она перебралась в Ереван, где стала знаменитостью: в ресторан, где она пела, люди приходили специально, чтобы ее послушать. Но ресторанная певица – это не то, чем бы ей хотелось заниматься в своей жизни.
И она снова пользуется мужской влюбленностью и… эмигрирует из страны. Вот это уже смелое решение, которое в 70-х заслуживало уважения. Чтобы решиться на эмиграцию, нужно было обладать либо огромной бесшабашностью, либо… просто глупостью?… Не возьмусь судить, что тогда двигало молодой женщиной. Но она оставила свою страну.
Кстати, вот нашла отрывок из интервью, как сама Успенская прокомментировала свою эмиграцию. Ничего конкретного, могла уехать – вот и уехала:
«Я была свободолюбивым человеком, могла сказать что угодно, спеть и даже успела посидеть за свою любовь к свободе в тюрьме. И мне совсем не хотелось жить в такой стране. Я знала, что есть другая жизнь, и стремилась к ней.»
Интересно, как на людей с разным темпераментом влияет неудачный опыт первых отношений. Другая бы месте Успенской, будучи избитой отцом и переживши опыт насильного медицинского прерывания беременности, замкнулась бы в себе и на годы перестала заводить вообще какие-бы то ни было романы. А Любовь пошла по противоположному пути, в психологии это называется гиперкомпенсация.
Она не то что не замкнулась, а, наоборот, стала словно бы вновь и вновь искать повторения травмы.
Конечно, она стала взрослее и теперь травма уже не могла повториться в точности, но такое поведение – более раскованное, бесстрашное, когда женщина сама словно бы нарывается на неприятности (нарушение закона, сомнительная деятельность, эмиграция) – привело ее, внезапно, к финансовому успеху и творческой славе.
К моменту приезда в США у Успенской там уже были налажены связи: до нее эмигрировали некоторые из ее знакомых музыкантов. Она познакомилась с Вилли Токаревым, который стал писать ей песни, с Михаилом Шуфутинским, который спел с ней дуэтом. Благодаря им она записала первый альбом.
Но ее жизнь в США – это уже совсем другая история…