«Оставил сестру у дверей детского дома и сбежал, а потом десятки лет пытался её найти, чтобы попросить прощения». Евгений Лебедев

«Я находил объедки в мусорках и питался ими. Что было делать? Спал на вокзале, болел, надеялся на Божью помощь. Разве мог я позаботиться о Нине, моей милой сестре?» — делился воспоминаниями Евгений Лебедев в своих дневниках. Не было и намека на то, что когда-то он — молодой парень без денег, дома, родителей и друзей — сможет стать, не побоюсь этого слова, величайшим актёром. Но это случилось.

Актёрский талант Евгения Лебедева признала вся страна, а сам он до последнего сомневался в реальности происходящего. Популярность, народная любовь, деньги и уютное жильё — всё это для него ощущалось, как приятный, бесконечный сон. Как бы то ни было, печальные воспоминания из прошлого терзали его вплоть до последних дней жизни…

Евгений впервые столкнулся с людской ненавистью, когда поступил в школу. Там его презирали и ученики, и учителя, а всё потому, что он был сыном диакона православный церкви.

В послереволюционные годы люди относились к религии враждебно: иконы сжигали, священнослужителей либо сажали, либо отправляли на расстрел, а храмы уничтожали и грабили. И всё же, несмотря на риски, многие священники — такие, как отец Евгения Лебедева — продолжали службу, но полагались они не на помощь государства, а на помощь прихожан, которые посещали церковь тайно.

Евгений рос в Балаково. В те времена это был очень маленький город, в котором все друг друга знали. Всем было известно, кем является отец Евгения. Он хорошо запомнил слова учительницы по математике: «Твой папаша людям головы «промывает», а я тебя, поповского сыночка, чему-то учить должна?».

Как только начинались перемены, вокруг маленького Евгения собирались школьники, в том числе и из старших классов, которые издевались над ним разными способами. Сам он никак не мог понять, чем заслужил такое отношения к себе.

В 1927 году, когда Евгению Лебедеву было десять лет, родители отправили его к престарелой бабушке в Самару, где было безопасно. Сами они подверглись гонениям. Их предупредили, что если они не прекратят заниматься религиозной деятельностью — то, вся их семья окажется в расстрельном списке. С тех пор родители Евгения стали проводить службу тайно.

В то же время их сын смог неофициально устроиться учеником-разнорабочим на какой-то завод в Самаре, а в двенадцать лет он стал там полноценным работником. Также юноша проникся лицедейством и начал играть в любительском театре по вечерам. Всё было хорошо ровно до тех пор, пока он не рассказал другу с работы о своём происхождении.

Евгений Лебедев писал в дневнике: «Ещё вчера я был для всех Женькой, хорошим другом. Сегодня я — враг и предатель. Все теперь знают, чем занимаются мама с папой. Тимофей (друг) вывалил всю правду, а я думал, что ему можно доверять…».

В Самаре его ждало уголовное преследование за то, что он скрыл правду о своем происхождении при трудоустройстве, поэтому парень быстро собрал вещи и мигом отправился обратно к родителям в Балаково.

Приехав в родной город, Евгений Лебедев обнаружил дома только пятилетнюю сестру Нину, которая тихонько плакала, забившись в угол. Как выяснилось, родителей не было дома двое суток. О том, что их арестовали, Евгений узнал от набожных соседей.

Они же посоветовали ему с сестрой быстрее уезжать в другой город, чтобы избежать проблем. Дальше происходили события, которые могли бы лечь в основу интересного драматического фильма. Парень собрал дома всё, что имело хоть какую-то ценность, а также нашёл небольшую сумму денег.

Всё это он сложил в сумку со своей одеждой, а потом, взяв сестру на руки, рванул на вокзал, чтобы купить билеты до Москвы. Однако из-за маленькой сестры билеты ему не продали. Детей до восьми лет, по правилам, должны были сопровождать взрослые, а Евгению на тот момент было всего лишь тринадцать лет. В голову парню пришла аморальная мысль — бросить сестру у дверей детского дома и поехать в столицу без неё. Так он и поступил, за что потом очень долго себя корил.

Когда он оставил Нину у ворот детского дома, одна из воспитательниц как раз шла на работу и наблюдала за происходящим со стороны. Женщина спросила у Евгения: «Кто эта девочка?», а тот ответил: «Сам не знаю. Нашёл её на улице и решил привести сюда. Теперь разбирайтесь сами»После этого он вернулся на вокзал и уехал в Москву один.

Следующие семь лет прошли для Евгения Лебедева крайне тяжело. Денег, которые он нашёл дома, хватило всего на пару дней жизни в столице, а затем ему пришлось искать объедки в столовых и мусорках. Ночевал парень на вокзале. Нужно было срочно искать работу, чтобы выжить, но из-за внешнего вида его не брали. Мало того, что он был одет в какие-то грязные, рванные вещи, так ещё и болел фурункулёзом.

Только спустя полгода Евгений смог получить работу на стройке. Зарплата была совсем небольшой, но зато ему позволили жить в вагончике, который был явно лучше и уютнее, чем вокзал. А в 1936 году он смог найти более прибыльную работу на знаменитой фабрике «Красный Октябрь», где он трудился вальцовщиком. Тогда же, вдобавок, он поступил в институт театрального искусства.

Когда его спрашивали о родителях, он отвечал: «Ничего о них не знаю. Их не стало, когда я был ребёнком». Кстати говоря, в некоторых источниках информации говорится, что он неоднократно виделся с арестованными родителями, но сам он говорил, что встреч не было, а общались они через письма. Мама и отец часто расспрашивали его о сестрёнке Нине.

Правду он рассказать не мог, потому что стыдился за то, что бросил её в детском доме, поэтому он всегда отвечал одной и той же фразой: «Не беспокойтесь. С Ниной всё хорошо». В 1937 году Евгений Лебедев получил от родителей последнее письмо. Отец написал, что его вместе с матерью отправляют на расстрел.

Евгений Лебедев по распределению отправился работать в Тбилисский русский театр юного зрителя. Там он снимал комнату у женщины по имени Тамара Папиташвили, которая, как оказалось, являлась мамой режиссера Георгия Товстоногова. И это удивительно совпадение сыграло огромную роль в жизни Лебедева.

Вскоре он познакомился с Товстоноговым лично и стал преподавать вместе с ним актёрское мастерство в Грузинском театральном институте, а потом они вдвоем поехали в Ленинград и начали работать в Большом драматическом театре имени Горького. В этом театре Товстоногов стал главным режиссером. Он отдавал первостепенные роли Евгению Лебедеву, а также подыскивал для него роли в фильмах.

«Если бы не Жора Товстоногов — я абсолютно точно ничего бы не добился» — говорил Лебедев. Благодаря другу, он стал одним из самых прославленных актёров страны. Евгений сыграл более сотни ролей в кинокартинах и более трёхста в постановках. А самое главное — Товстоногов помог ему отыскать сестру Нину, которую актёр не мог найти два с лишним десятка лет.

Во время долгожданной встречи с сестрой, Евгений Лебедев умолял о прощении, а она его простила. Вернее, Нина вообще не была на него обижена. Она крепко его обняла, пригласила за стол и рассказала о том, как всё это время жила. С тех пор они проводили много времени вместе.

Ещё до того, как Евгений Лебедев стал актёром, он женился, а в браке родилась дочь Ирина. Однако с первой супругой он быстро развёлся. Зато второй брак, который он заключил с Нателой, младшей сестрой своего друга Георгия Товстоногова, продлился до самого конца его жизни. Жена подарила ему сына Алексея, который стал довольно известным режиссером.

В компании семьи Евгений Лебедев проводил абсолютно каждый свой день, а в своих мемуарах он писал, что жена и сын — это смысл его существования. В 1996 году, когда у актёра случился инсульт, жена Натела выхаживала его и всеми силами пыталась поставить его на ноги. Казалось, что он больше никогда не вернётся к прежней жизни, потому что он лишился дара речи и не мог самостоятельно ходить.

Однако уже в следующем году Евгений Лебедев праздновал в театре свой юбилей. Он пел и танцевал — выглядел так, будто бы у него вообще не было инсульта. За своё восстановление он благодарил жену прямо со сцены. Вот только впереди его ждала тяжелая операция.

Одна врачебная ошибка сгубила актёра. В том же 1997 году он ушёл из жизни. Его супруга Натела, как известно, судилась с врачами, которые проводили операцию, но чем судебные разбирательства закончились — история умалчивает.

Оцените статью
«Оставил сестру у дверей детского дома и сбежал, а потом десятки лет пытался её найти, чтобы попросить прощения». Евгений Лебедев
Ровесники: Они продолжили творческие династии, но добились разного успеха