17 июня 2024 года Народной артистке РФ исполнилось 62 года. Она по-прежнему служит в Ленкоме, который сегодня носит имя ее отца. Еще недавно Александра Захарова была примой в родительском театре, но теперь у нее нет, ни главных ролей, ни новых спектаклей, да и отношения с нынешним руководством и коллегами совсем непростые. В кино она не снимается с 2010 года.
Кто-то скажет, что это и есть карма, воздаяние за отцовский «блат» и за звание Народной артистки России, полученное с формулировкой «за большие заслуги в области искусств» в январе 2001 года, в возрасте 38 с половиной лет.
Другие же вспомнят, что актриса она, в общем-то, первоклассная. Ну, разве можно забыть ее роли в отцовском шедевре «Формула любви» (1984) или в перестроечном кинохите «Криминальный талант» (1988), к которому Марк Захаров не имел никакого отношения. Наверняка есть и те зрители, кто восхищался Александрой в сценических постановках.
Кстати, именно после зрительского успеха «Криминального таланта», журналисты стали атаковать актрису с известной фамилией вопросами о том, какую помощь в карьере оказал или оказывает ей отец. Кто-то между делом интересовался, как складываются отношения с родителем в театре и на съемочной площадке, а кто-то беззастенчиво намекал, что всеми успехами Александра Марковна обязана Марку Анатольевичу…
И дочери приходилось постоянно оправдываться, доказывая свое мастерство, свое право быть актрисой. Словно каждый раз снимать проклятие со своей звездной фамилии.
Вот, например, отрывок из интервью, которое Александра Захарова дала в апреле 1989 году Вадиму Вернику. Тому самому, который сегодня вместе с братом ведет на канале «Культура» передачу «2 Верник 2»:
— Я поступила в Щукинское училище на курс Юрия Васильевича Катина-Ярцева.
— Что играли в учебных спектаклях?
Мне достался очень хороший педагог — Леонид Владимирович Калиновский. Он блестяще поставил с нами отрывок из «Матушки Кураж», где я играла немую Катрин. После я показывалась с этим отрывком в нескольких московских театрах, и четыре из них пригласили меня в свои труппы.
— Почему же выбрали Ленком?
— Считаю Марка Анатольевича очень хорошим режиссером. Мечтала с ним работать. В Ленкоме меня смотрел худсовет, по его решению я и была принята.
Цитата: газета «Неделя» 1989 №27
В последующих интервью Александра Захарова раз за разом убеждала читателей, что ее отец – самый строгий, но справедливый режиссер и руководитель, что он 10 лет продержал дочь в массовке, что главные роли практически во всех спектаклях Марка Захарова актриса Александра Захарова получала потому, что была единственно достойной претенденткой…
Кстати постоянно упоминаемое утверждение, про «10 лет в массовке», весьма спорное. В 1986-м, через три года после выпуска из театрального вуза, молодая актриса сыграла Офелию в «Гамлете», которого поставил в Ленкоме кинорежиссер Глеб Панфилов.
Потом были большие роли второго плана в мегапопулярных спектаклях «Поминальная молитва» и «Диктатура совести», другие постановки. Да, главные роли появятся с началом XXI века, но и «массовкой» работы 80-90-х гг. назвать нельзя.
Доказывать свою состоятельность нужно не словами, а делом. Кроме дворовой девушки Фимки из «Формулы любви» или обольстительной аферистки из «Криминального таланта», кто вспомнит другие ее роли в кино, которые в отличие от театральных работ, остаются на века.
Да была не слишком смешная комедия «Невеста из Парижа» (1992). Да, Александра Захарова шокировала всех в политическом триллере «Серые волки» (1993). Но шокировала не актерской игрой (это не ее вина, там просто в сценарии на персонажа ничего толкового не написали), а тем, что бегала по берегу моря в костюме Афродиты. Что еще можно вспомнить?
Сейчас, может показаться, уже поздно что-то доказывать зрителю…
Хотя пример Татьяны Догилевой, буквально переродившейся в 64 года после сериала «Вампиры средней полосы» и фильма «Доктор Лиза», говорит о том, что настоящая актриса способная удивлять в любом возрасте.
Кстати Татьяна Анатольевна стала Народной артисткой РФ в ноябре 2000 года, всего на два месяца, раньше Александры Марковны, при этом имея за спиной такой послужной список в советском и российском кино, что иные артисты будут завидовать вечно…
Так что у Александры Захаровой действительно есть шанс показать свой талант.
Вместо того, чтобы судиться с родным театром за авторские права на отцовские спектакли, не лучше ли попробовать себя в современном кинематографе? Сегодня там явный дефицит высококлассных артистов…