Прозвали «поющей бензоколонкой» и сделали из «папиного цветка» артистку: как раскручивали Алсу в конце 90-х

1998 год. Алсу Ралиф кызы Сафина встречает в июне свое 15-летие. Одна из четырех детей успешного предпринимателя, богатого человека, кандидата экономических наук, она не нуждалась ни в чем. Но ее и не баловали: напротив, иногда нравы семьи были слишком строгими, особенно для европейского взгляда на жизнь.

Как и почему у Сафина возникла идея раскрутить дочь в качестве артистки? На этот вопрос мы никогда не получим достоверный ответ, потому что птицы такого высокого полета, как Сафин, раскрывать душу ни перед кем не станут.

Факт есть факт: для 15-летней Алсу была найдена команда профессионалов.

Цель была ясна: сделать девочку известной, а вот методы достижения этой цели… Тут все было сложно. Для «проекта Алсу» не годились методы, типичные для эстрады того времени. Никакого черного пиара. Никаких постельных скандалов. Никаких пиар-романов. Репертуар максимально скромный, но и не детский.

И вот как было ее – такую непорочную – раскручивать, когда конкуренты занимали первые полосы желтой прессы, когда какая-нибудь Наташа Королева или Салтыкова могли оголить коленку или снять провокационный клип, и эти новости забивали весь информационный поток?…

Ниша девичьей группы уже была занята «Лицеем», была и Юлия Началова – это делало задачу еще сложнее.

Что самое главное для начинающего артиста? Репертуар.

Валерий Белоцерковский, продюсер Алсу, о том, как он получил эту работу и о том, как «подтянул» к делу талантливого автора-песенника Александра Шевченко:

«Я с ним дружил, и в то время искал девочку для своего нового проекта, который у меня уже тогда был в голове. А Саша Шевченко, на мой взгляд, один из самых талантливых авторов последнего десятилетия. Алсу попала ко мне абсолютно случайно.

Еще когда мы жили на Севере, я был шапочно знаком с ее папой, у нас было очень много общих друзей. И вот один из них, услышав, как Алсу поет дома, предложил родителям: «Покажите ее продюсерам. Например, Валере Белоцерковскому, нашему земляку».

Далее из старого интервью Белоцерковского:

«Они мне позвонили, встретились, и я понял, что это та самая девочка, которую я искал. Я сначала решил вести ее в направлении русской Шаде, но потом понял, что у нас это не будет иметь желаемого успеха. Поэтому я судорожно искал «стартовую» песню.

А Шевченко тогда написал для себя «Зимний сон», который первоначально был в мужском варианте. Я вцепился в нее и заставил его переделать в женскую песню. Поначалу никто из моей команды не был согласен с этим решением.

Помню, у меня и радиостанции «Зимний сон» долго не брали, говорили, что это неинтересно. И телеканалы клип не брали, говорили, что это «Санта-Барбара», что это немодно (прим.ред. – но очень быстро этот вопрос решился, песню и клип взяли, да не просто взяли – получился хит)»

Работать с Алсу было непросто.

Особенно эпичным стала запись первого хита и съемки клипа на него. Между прочим, сюжет клипа «Зимний сон» имел отсылки к Лолите Набокова – вообще никогда там ничего от Лолиты не видела!… Видимо, подразумевалось, что Алсу должна была сыграть более игриво, чтобы возникли ассоциации с Лолитой. Но не срослось.

Снимал не кто-нибудь, а сам Юрий Грымов. В клипе снялись профи своего дела – Маковецкий и Яковлева. Алсу особо играть в клипе не пришлось, она сидела с плюшевым мишкой в теплом свитере и с лирическим настроением пела.

Во время интервью Юрий Грымов вспоминал свою работу с певицей с негативными эмоциями:

«Съемка клипов с поющими девочками — настоящий ад! Они совершенно не понимают, не умеют ничего. Вы видели мой клип на песню Алсу «Зимний сон»? Она всё время сидит у батареи с плюшевым мишкой. Мы едва смогли из нее выжать какие-то эмоции».

Пройдет несколько лет, и Белоцерковский признает, что ошибся в Шевченко. Если верить слухам, причина тому – недовольство отца певицы. Мол, Шевченко наговорил кому-то слишком много лишнего. А на тот момент Сафин-старший был птицей настолько высокого полета, что любые «левые» откровенности не допускал.

В общем, Белоцерковский переобувается в воздухе и впоследствии говорит о Шевченко только как о талантливом поэте, а в остальном, мол, ошибся в нем. Нельзя на Шевченко полагаться, нельзя ему было доверять, рано ему было идти в продюсирование. В общем, Шевченко попадает в анафему.

Кстати, Шевченко ничего особо страшного и не рассказал. Никакого особого компромата. То, что девушка изначально была зажата, «деревянная», что пришлось очень активно ее готовить к выступлениям. Ну и результат… все равно оставлял желать лучшего.

Уже в 2016, спустя годы, Шевченко позволил себе вот такие откровения (кстати, здесь тоже ничего особо крамольного не вижу, просто человек сказал, как оно было):

« Вы говорите, что «проект Алсу» не окупился. Почему? – Чтобы проект подобного уровня мог окупиться, нужно было давать концертов по 20 в месяц. А папа Алсу изначально дал всем понять, что он не готов отдать в такую эксплуатацию этот цветок, свою чудную дочь.

И мы сделали из Алсу бренд – дорогой, эксклюзивный – ее невозможно было встретить в клубах, только огромные залы, стадионы, фейерверки. Зарабатывали мы тогда в среднем 20 тысяч долларов за концерт. Половину этих денег получал коллектив Алсу – 32 человека. Это балет, музыканты, администраторы, бухгалтер, визажисты, стилисты и так далее.

Оставалось 10 тысяч долларов – чтобы получить миллион в год, нужно 100 концертов. При этом папа Алсу, будучи на тот момент вице-президентом «Лукойла», если верить Forbes, зарабатывал в день сумму в два раза большую.

Сложно представить, что отец согласится, чтобы его любимая дочь пахала, не видя белого света, чтобы за год заработать то, что он за полдня получает. Так что это не был бизнес-проект.

Для Алсу, которой на момент начала работы было 16 лет, это была школа духовного обучения, она попала в команду настоящих профессионалов – от Саши Цекало до вашего покорного слуги. Мы старались загрузить в голову этого прекрасного юного создания массу полезных и правильных вещей. Сначала было очень тяжело, но в итоге мы справились» (с)

В начале 00-х Белоцерковский ушел из администрации команды. Решение уйти Валерий вынашивал долго и мучительно. С Алсу расставаться продюсер не хотел, его вынудили на это методы работы компании Universal.

После Алсу Белоцерковский занимался группой «Любовные истории». Сейчас ему 62 года. Он работал со многими проектами, писал песни, организовывал детские фестивали. Но проекта, по масштабам успеха и финансирования похожих на дочь Сафина, у него больше не было.

Александр Шевченко скончался в 2022 году, в возрасте 61 года. В тот день многие коллеги, включая и саму Алсу, отдали дань памяти поэта и музыканта трогательными прощальными постами. К нему можно было относиться по-разному, но добрые и красивые песни, вышедшие из-под его пера, не могли не восхищать.

Оцените статью
Прозвали «поющей бензоколонкой» и сделали из «папиного цветка» артистку: как раскручивали Алсу в конце 90-х
Только родная сестра и дочь остались рядом, когда все остальные от него отвернулись. Как сложилась судьба Николая Парфёнова