«Однажды я собрал вещи и ушёл из дома, посидел, подумал и вернулся»: сложный характер Виктора Павлова, личная жизнь и карьера актёра

Виктора Павлова называли мастером эпизода и ролей второго плана. Он одинаково любим зрителями в образе гайдаевского студента-двоечника и бандита Левченко из «Места встречи изменить нельзя», в роли разведчика Николая в картине «Майор Вихрь» и безответственного балагура из фильма «Здравствуй и прощай». В кино он сыграл около 200 ролей.

Он не был удобным актёром: непростой характер и неумение соглашаться на компромиссы стало причиной неоднократной смены театров. Но на всех сценах Павлову удавалось главное – раскрыть образ героя и вызвать восторг у зрителя игрой.

Виктор долго ухаживал за актрисой Татьяной Говоровой, так долго, что она сама сделала предложение. 40 лет в браке не были безоблачными, актёр ревновал, обижался и даже уходил из дома, проявляя характер. Но они не могли друг без друга.

Детская любовь к театру и судьбоносная драка

Виктор родился на Арбате в интеллигентной московской семье, жил на Тишинке. Его детство пришлось на тяжёлые военные годы. Яркие впечатления первых лет жизни мальчика – это возвращение отца с войны, запах его военной гимнастёрки, «птичий рынок» и… театр.

Папа был настоящим театралом и часто брал на спектакли маленького сына. Он надеялся, что высокое искусство благотворно повлияет на Виктора, который рос хулиганистым парнем.

Вспыльчивый характер Павлова не раз давал о себе знать, в детстве занимался борьбой, и во время очередного броска проехался ухом по всему ковру. Месяц ухо не заживало, оно так и осталось немного оттопыренным, но этот небольшой дефект во внешности сыграл большую роль в будущей карьере актёра.

Торчащее ухо однажды привлекло внимание режиссёра Леонида Гайдая, который предложил молодому актёру сыграть роль неудачливого студента-изобретателя в картине «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Роль оказалась одной из самых ярких в карьере Павлова, а оттопыренное ухо – фишкой образа.

Через несколько лет Гайдай позвал Павлова в «12 стульев» на роль супруга Елизаветы Петровны. Но в число любимцев Гайдая Виктор всё же не попал. Возможно, дело в характере актёра, ведь и театры он менял не раз.

Учёба и театр

Впервые Павлов вышел на театральную сцену Дома учителя, где занимался в театральном кружке. Юный актёр настолько удачно перевоплотился в образ негритянки, что заставил весь зал хохотать до упаду. У него было прекрасное чувство юмора.

После успеха Павлов прошёл отбор сразу в несколько театральных училищ, из которых выбрал Щепкинское. Актёрское мастерство он оттачивал с сокурсниками – с Виктором учились Олег Даль, Виталий Соломин, Михаил Кононов.

В 1963 году актёра приняли в труппу «Современника». Очень скоро Павлов посчитал, что его недооценивают, часто ему предлагали играть роль гномов, а яркие образы доставались Олегу Далю.

Актёр перешёл в театр Ермоловой, а через несколько лет – в театр Маяковского. Здесь он сыграл роли Санчо Пансо в «Человеке из Ламанчи» и Красавина в пьесе «Дети Ванюшина». В последние годы жизни Виктор Павлов входил в труппу Малого театра, где сыграл более 20 ролей.

Кино

Виктор Павлов – один из артистов-рекордсменов советского кино. Он активно снимался на протяжении всей карьеры. Комедийный талант Павлова был открыт Леонидом Гайдаем, но актёру прекрасно удавались и трагические роли.

*

Миллионы телезрителей сопереживали бывшему разведчику Левченко, который волей судьбы превратился в бандита, но не предал своего боевого товарища Шарапова. Павлов органично смотрелся в культовом сериале Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», а диалог с Шараповым стал одним из запоминающихся эпизодов.

Он продолжал много сниматься даже в 90-е годы, когда в кино наступило затишье. В 1994 году Виктор Павлов получил звание народного артиста России. У актёра был уникальный талант: он с равным обаянием играл как положительных, так и отрицательных героев. Зрители его знали и уважали.

Актёра узнавали даже в транспорте. Как-то он ехал в троллейбусе, и обратил внимание на пристальный взгляд на себя какого-то парня:

Павлов спрашивает:

— Ты чего так смотришь?

Парень из троллейбуса:

— На артиста вы похожи.

— На хорошего или плохого?

— На моего любимого. … А почему вы на троллейбусе?

— А что думаешь, у нас денег куры не клюют? Ошибаешься, браток…

Один раз и на всю жизнь

Со своей будущей женой, актрисой Татьяной Говоровой Павлов познакомился в театре Ермоловой. Однажды актёр вызвался проводить её домой, а она загадала «Если подарит цветы, то выйду за него замуж». Они шли, неожиданно Виктор остановился и купил розу, а довольная Таня уткнулась носом в цветок.

Он ухаживал, но не сразу решился сделать Татьяне предложение, у него не было денег, ни квартиры. Из капитала – только профессия актёра, у неё и у него. Тогда предложение сделала сама Татьяна. Их союз оказался крепким. Несмотря на то, что Виктор супругу ужасно ревновал, в браке они прожили сорок лет.

*

Актёр признавал, что в их отношениях были ссоры и размолвки, но чувства и уважение друг к другу помогали преодолевать невзгоды.

Виктор Павлович вспоминал как повел себя после очередного конфликта с женой: «Однажды я собрал вещи и ушёл. Но у ближайшего пруда посидел на скамейке, обдумал своё житье-бытье. Да и вернулся через несколько минут. Осознал: ведь нет у меня никого дороже жены и дочки».

На себе экономил, а своим девочкам привозил из поездок всё самое лучшее. Дочь Павлова, Александра, которую он обожал, не пошла по стопам родителей и стала врачом. Внучка Наташа работает врачом-стоматологом.

Последние годы жизни

Напряжённая работа и частые переезды, связанные с гастролями и съёмками, отрицательно сказались на здоровье актёра.

Он пережил несколько инфарктов, последний оказался фатальным. Виктор Павлов скончался на 66-м году жизни. В памяти остались его Левченко, «Дуб» и роли, ради которых он жил.

Оцените статью
«Однажды я собрал вещи и ушёл из дома, посидел, подумал и вернулся»: сложный характер Виктора Павлова, личная жизнь и карьера актёра
Катя Жужа родила четвертого ребенка от наследника миллионера, которого увела у другой