Может ли 36-летняя актриса сыграть мальчика-подростка? Может, если она профессионал!
Мария считала, что как актриса дебютировала ещё в детском саду. Тогда ей завязали бант в полголовы и вытолкнули на сцену рассказывать стихотворение о Ленине. В тот момент она впервые преодолела страх и смущение перед публикой.
Когда училась в школе, свыклась со сценой, как с родным домом, потому что обладала редким мальчишеским голосом — у неё был альт — и успешно выступала с хором в городах родной Ивановской области.
В 1939, получив среднее образование, отправилась во ВГИК. На экзамене, как ни странно, не смогла восхитить комиссию ни стихами, ни пением, зато всех поразила грацией и пластикой в танце. Студенты и преподаватели полюбили Машу за её неуёмный характер и бешеную энергию и за это прозвали Мухой.
Потом начался трудный этап в жизни Марии.
Годы войны прошли в эвакуации в Алма-Ате на полуголодном пайке.
Закончив с отличием ВГИК, в 1944 получила свою первую главную роль в фильме «Последний этап».
По возвращении в Москву Маша столкнулась с новыми испытаниями. Своего жилья не было, съёмное было не по карману. И актриса примкнула к части труппы Театра киноактера, которая отправлялась в театр Группы советских войск в Германии. Её взяли как актрису-травести. Позже она сыграет немало и взрослых характерных ролей в родном театре киноактера.
Это было событием в её жизни, поскольку карьера актрисы складывалась в основном из эпизодов в фильмах. Но она и не жаловалась, соглашалась на все предложения, чтобы всегда держаться на плаву. А потому и в лихие 90-е была загружена работой.
И режиссёры с удовольствием приглашали безотказную артистку, умеющую из маленького эпизода сделать яркий актёрский этюд.
В картину «Из жизни отдыхающих» Виноградова попала случайно: режиссёр планировал снимать Галину Волчек, но она поставила Николаю Губенко слишком каверзные условия. А Маша хоть и не подходила к образу, но всегда соглашалась без оговорок. Она отличалась неприхотливостью, энергичностью и готовностью работать всегда.
А оценён был её вклад в киноискусство только в 1987 году, когда ей присвоили звание Заслуженной артистки России.
Не менее востребована была актриса и в озвучивании. Её уникальный голос работал в киноиндустрии и мультипликации не меньше, чем сама Мария в кино.
Особенно вдохновенно работала Мария, озвучивая мультфильмы, потому что могла позволить себе озорничать сколько угодно. Ведь движения мультяшных героев обычно рисовались уже после записи звука. И именно голосовые интонации актёра задавали характер действиям нарисованного персонажа.
Мы слышим голос Виноградовой у Дяди Фёдора, у Шарика в мультфильме «Котёнок по имени Гав». А Маленькую Разбойницу в «Снежной Королеве» актриса озвучила в 60-летнем возрасте. И не скажешь!
Труднее всего было озвучить Ёжика в тумане, ведь слов там почти нет. А значит их надо произнести особенно содержательно. Чтобы придумать тембр, интонации к одному слову: «Псих!» — актрисе потребовалось немало времени.
Ещё работая в Германии, Мария познакомилась с будущим мужем — актёром Сергеем Головановым.
Марии в тот момент был 41 год, Сергею — 54. Семья была дружной, а ребёнок — долгожданным и любимым. Оля Голованова пошла по стопам своих родителей и связала судьбу с киноискусством: её голосом говорят многие герои мультфильмов и кино.
Мария Сергеевна умерла от инсульта в возрасте 73 лет. А голос её мы всё ещё слышим. И в нашей жизни по-прежнему живут её детское озорство и неиссякаемая жизненная энергия.