Звание «заслуженной» за большие… глаза. Советская «Пышка» Галина Сергеева и её бурная жизнь

Галине Сергеевой дорогу в кинематограф открыла её выразительная фигура. Она легко согласилась сыграть главную роль в картине «Пышка» (1934) по одноименной новелле Ги де Мопассана. В образе девицы лёгкого поведения пришлось сниматься в довольно открытых нарядах.

Но они лишь придавали ей выразительности и эффектности. И уже через год актриса получила звание заслуженной артистки РСФСР (первая и единственная в истории кино в столь молодом возрасте). Бывший в то время председателем ЦИК Авель Енукидзе так и объяснил сей феномен: «У этой артистки очень выразительные большие… глаза».

«Пышка»

У актрисы всего 7 ролей в кино, и все (кроме дебютной) главные! За выразительные глаза они ей достались или за талант — судить зрителям.

«Пышка» пришла в жизнь начинающей актрисы совершенно случайно. Дебютировавший с картиной режиссёр Михаил Ромм хотел снять в заглавной роли Валентину Кузнецову, но та, придя на фотопробы, отказалась даже примерять глубоко декольтированное платье. Режиссёра это рассмешило:

И Кузнецова нашла. Галина Сергеева в качестве неопытной актрисы Театра-студии Рубена Симонова появлялась на сцене всего в одной из постановок со словами «кушать подано». А потому сразу согласилась попробоваться в фильме. Её «французская» фигура для героини Мопассана была просто находкой.

Отвесила комплимент Сергеевой и дебютировавшая в «Пышке» 38-летняя Фаина Раневская: «Не имей сто рублей, а имей… двух грудей». И в сложных условиях 1934 года, имея мизерный бюджет, Ромм в короткие сроки снял свою первую картину, даже не подозревая, что она станет классикой советского кино. (А Валентине Кузнецовой досталась роль служанки гостиницы).

Отыграв все сцены, утомлённая напряжёнными съёмками 20-летняя Галя Сергеева сразу отправилась отдыхать в крымский Мисхор.

Крымская встреча

На автобусной остановке этот высокий красавец сначала предложил ей поднести её увесистый чемодан. Потом оказался с ней за одним столиком в санатории. Сергеева была далека от оперы, а Козловский смотрел далеко не все фильмы, выходившие на большие экраны.

А потому они оказались друг для друга просто на время ставшими свободными мужчиной и женщиной — среди пьянящего крымского воздуха на берегу Чёрного моря.

И женатый 34-летний знаменитый тенор, как мальчишка, забирался по водосточной трубе в комнату своей второй раз замужней 20-летней Джульетты.

По окончании курортного периода чувства не остыли, а лишь разгорелись с большей силой. И Галина, вернувшись в Москву, сразу же поставила перед фактом своего мужа-режиссёра Габовича. Козловскому оказалось труднее сделать подобный шаг в отношение своей супруги. И Галину это очень злило.

Он помнил, как некогда Александра Герцик вошла в его жизнь и стала подругой, матерью, учительницей, идеальной супругой… И была всем этим 14 лет.

Около трёх лет длились его душевные терзания, пока Александра сама не догадалась обо всём и не отпустила своё блудное дитя с Богом. А он до последнего дня оставался её поддержкой и опорой — моральной и материальной.

В 1938-м Козловский и Сергеева стали родителями дочери Анны. Ещё через два года на свет появилась Анастасия. Но у младшей обнаружили врождённый сколиоз, который грозил девочке развитием горба. И Галина, потеряв покой, бегала с малышкой по врачам.

Для московской светской тусовки пара Козловский-Сергеева была образцовой. Иван Семёнович, обласканный Сталиным, часто бывал в Кремле по его приглашению. Она, красивая и ухоженая, блистала в свете. На Новогодних праздниках они у Будённого, летний отпуск проводят на даче Поскрёбышева (личный секретарь Сталина). Семейные торжества отмечают в ЦДРИ. На людях в их отношениях полная идиллия.

А дома возникало всё больше непонимания и ссор.

Галина упрекает мужа в скупости: он не так часто покупает ей новые шубки и платья, как хотелось бы, считая, что замужней женщине к лицу скромность. Он не так часто целует ей руки и говорит комплименты, как посторонним дамам.

Тот самый муж, который в начале войны одним из первых внес в фонд обороны 25 тысяч рублей, на свои деньги построил и занимался материальным обеспечением музыкальной школы в родном селе на Украине, перечислял деньги от концертов в сиротские дома, хлопотал о квартирах для остро нуждающихся…

Они страстно любили и неистово ревновали. Они хотели быть вместе, но это удавалось им с трудом.

Уход из кино

Фильм «Актриса» критикам не понравился. Зато пришёлся по душе зрителям. Почитатели актёрского таланта Сергеевой посвящали ей поэтические строки, дарили подарки, создавали портреты. Галину тайно любил писатель Николай Погодин. (Говорят, героине повести, положенной в основу фильма «Кубанские казаки», он дал именно её имя). Михаил Ромм звал замуж.

Но у актрисы была другая судьба.

В первый послевоенный год Галина попала в автокатастрофу, в которой особенно пострадало горло. Ей пришлось покинуть театр Вахтангова, сделать несколько операций. Если в театр она смогла потом вернуться на несколько лет, то в кино её больше не приглашали.

Серьёзные изменения претерпела и личная жизнь.

Без Козловского

В 1950 профессор Василий Чаклин сделал уникальную операцию на позвоночнике младшей дочке Сергеевой и Козловского, после которой осложнения девочке больше не угрожали. И после которой Галина Сергеева ушла от Козловского и вышла замуж за этого чудо-хирурга, который ради неё оставил красавицу-супругу и троих детей.

Через много лет, когда Иван Семёнович уйдёт из жизни, Галина Ермолаевна скажет, что совершенно не сожалеет о том, что сделала. В чём была истинная причина такого поступка, вряд ли теперь кто расскажет…

«Мама плакала, отец нервничал», — таким запомнится момент прощания родителей дочери Анне.

Поначалу Галине казалось, что в новом браке у неё есть всё: полное обожание мужа с подарками и вниманием, обеспеченный и надёжный тыл. Но за видимым благополучием новоиспечённый супруг скрывал свою любвеобильность и связи на стороне.

И женщина в очередной раз оставила своего спутника жизни, на этот раз не желая терпеть измены. И осталась одна, без работы, без денег, с невыплаченным кооперативом на Тверской.

Дни Ивана Козловского тянулись в тоске по любимой женщине и бессмысленности жизни без неё. В зените славы он ушёл из Большого театра. Поговаривал о монастырском постриге. Но не мог решиться уйти туда, где её нет.

В праздники она с дочками приезжала к нему на дачу в Снегири. Они все вместе легко и тепло общались. Но о просьбе вернуться он не помышлял — не получалось простить предательство. Так и провёл больше сорока лет в одиночестве, пользуясь поддержкой преданных «козловитянок» и бессменного секретаря Нины Феодосьевны.

Анна Козловская вспоминала:

Последняя любовь

Ей было 76, когда она познакомилась на отдыхе с бывшим певцом Большого театра, военным кавалеристом в отставке 78-летним Виктором Горбуновым. И хоть жил он совсем не богато, Галина без раздумий стала его женой и переехала в его скромное жилище — без карельской берёзы и антиквариата, но со стенами, увешанными её портретами.

Судьба подарила актрисе в лице этого пожилого кавалериста девять лет настоящего, тихого душевного счастья. С мужчиной, о котором можно только мечтать. В любви и гармонии.

Раз он отправился на рынок за её любимыми яблоками и потерял сознание…

А через год 86-летняя женщина тихо ушла следом, без болезней и страданий, а главное — без сожалений о прошлом…

Оцените статью
Звание «заслуженной» за большие… глаза. Советская «Пышка» Галина Сергеева и её бурная жизнь
Лихой опер из «Балабола», примерный супруг с 30-летним стажем и кто красавица жена актёра Константина Юшкевича