— Гвоздикова же простила Жарикова, а мы чем хуже?!- вздыхала Валентина Ивановна, вспоминая о муже. — Вон у кого-то любовь проходит через такие испытания…
Мысли вдовы то и дело возвращались к их совместной жизни. К тому, как они строили свою семью, как поддерживали друг друга в самые сложные времена. Она всегда знала, что идеальных людей не существует, и любила Владимира таким, какой он был, со всеми его достоинствами и недостатками.
— Мы ведь тоже прошли через многое, — продолжила она. — Прощение — это ведь не только слово… Это выбор, который мы делаем…
Детство
О детстве Владимира Гусева известно немного. Он родился в феврале 1933 года в Ивановской области в семье военного.
Начиная с 1942-го, отца по долгу службы перебрасывали из гарнизона в гарнизон. Супруга с сыном следовали за ним. Где они только не жили! Проехав всю центральную часть России, к концу 40-х Гусевы оказались в белорусском городе Орша. Именно здесь Володя окончил среднюю школу.
Правда, по стопам отца идти отказался. Как только тот его не уговаривал! Гусев-старший спал и видел сына в офицерских погонах. Однако Владимир мечтал совсем о другом. Окончив школу, молодой человек отправился в Москву поступать на актерский факультет ВГИКа.
Его не остановили ни уговоры родителей, ни страх перед большим городом, ни огромный конкурс. Напротив, парнишка был убежден: если ему удастся поступить в институт, значит, у него действительно есть талант.
Успех и критика
Сниматься Гусев начал еще студентом. Зрители хорошо помнят голубоглазого красавца по фильмам «Солдат Иван Бровкин», «Карнавальная ночь», «Следы на снегу».
Но наибольшую популярность принесла ему картина Василия Ордынского «Человек родился», куда он попал без всяких проб. Все дело в том, что главные роли в ней изначально должны были достаться Олегу Ефремову и Людмиле Гурченко, которая в то время была супругой режиссера.
Их утвердили и даже начали снимать. Однако в процесс вмешался Иван Пырьев. Отсмотрев пробный материал, тот вдруг заявил, что ни тот, ни другая в этой картине сниматься не будут. Уж какая муха его укусила, неизвестно.
Мало того, директор «Мосфильма» заявил, что новый состав актеров нужно найти незамедлительно, иначе он просто закроет этот проект. Так Гусев и абсолютно никому неизвестная актриса Ольга Бган попали на съемочную площадку.
Но если за плечами Владимира уже были работы в кино, то у его партнерши это были первые съемки. Возможно, поэтому после выхода фильма на актрису посыпалось море критики. Многие отмечали, что игра Бган была недостаточно уверенной, а эмоциональный диапазон ограниченным, что могло затмить даже сильные моменты сюжета.
— Весь фильм героиня выглядела замкнутой, озлобленной и испуганной,- хором писали они.
Тем не менее картина собрала свою аудиторию. Ее и сегодня довольно часто можно увидеть на голубых экранах. А уж в то время Гусева буквально завалили письмами со словами признательности.
Все девушки вокруг были от него без ума…
Коллеги актеров по съемочной площадке позже рассказывали, что во время работы над фильмом у Володи и Оли возникла симпатия друг к другу. Сам актер в этом никогда не признавался.
— Мы были коллегами — не более того. Тем более к тому времени я уже успел жениться,- говорил он.
Со своей единственной женой Гусев познакомился еще в 52-м, когда поступал во ВГИК. Москвичка Валентина тоже выбрала этот институт, правда, экономический факультет. По ее словам, она сразу обратила внимание на простого доброго парня с широкой душой. К тому же он был очень красив.
— Я даже гордилась, что мой муж такой красивый — все девушки вокруг были от него без ума,- признавалась она.
За долгие 54 года совместной жизни в их семье случалось всякое. По словам Валентины Ивановны, муж никогда не отличался постоянством и частенько заводил романы с актрисами. Так, например, судачили, что его экранная возлюбленная в картине «Конец старой Березовки» Нина Дорошина стала таковой и в реальной жизни.
— Ну, ходил он в свое время налево, а кто не ходит? Володя меня не боялся, а вот бабы, которые с ним были, шарахались, как от огня. Не дай бог, увижу или узнаю. У него были романы и с актрисами, но я об этом никому и никогда не расскажу,- вздыхая, рассказывала она в одном из своих интервью.
Семейные испытания
После окончания ВГИКа Валентина быстро пошла по карьерной лестнице. Сначала трудилась старшим администратором цеха съемок. В 1962 году ее назначили директором картины Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). Начиная с 90-х, Гусева являлась еще и продюсером киновидеостудии «Юность».
По долгу службы женщина была вынуждена частенько проводить время в компании высокопоставленных чиновников. Говорили даже, что сам Леонид Брежнев частенько брал ее собой в правительственные командировки.
Несмотря на все это, в доме Гусевых тема развода никогда не поднималась. Валентина Ивановна жила согласно правилу:
— Нужно уметь прощать. Хотя это и сложно.
А Владимир Михайлович хоть и сильно ревновал, но тоже признавался:
— Потребности менять супругу никогда не возникало.
В мае 1958 в семье родился сын Сергей, впоследствии ставший оператором документального кино и продюсером. Он подарил родителям двух внуков — Сергея и Ивана.
Успехи и принципы
За всю свою долгую актерскую жизнь эталон русской мужской красоты Владимир Гусев успел сняться в 55 фильмах: «Майор Вихрь», «Неподсуден», «Ошибка резидента», «Приступить к ликвидации»… Их могло быть гораздо больше, если бы не многочисленные препятствия.
Частенько у актера случались разногласия с режиссерами. Кое-кто из них сетовал на его трудный характер и неуживчивость.
Иногда мешали проблемы личного характера. Мало кто знает, но когда-то Гусев начинал сниматься в «Угрюм-реке» в роли Прохора Громова. Но сломал ногу в кадре, хотя отснято уже было несколько серьезных сцен. Режиссер Ярополк Лапшин ждать не мог и пригласил на эту роль другого замечательного актера — Георгия Епифанцева.
Еще Гусев напрочь отметал все предложения сниматься, как он говорил, — в «сценарных опусах». Ему претил мат в кадре, постельные сцены и откровенная халтура. Возможно, поэтому уже в 1996 году сознательно ушел из кино, сыграв на прощание последнюю роль в фильме «Ермак».
После выхода на пенсию Владимир Михайлович прожил еще 16 лет. Все это время о нем почти не было слышно. А если слухи и ходили, то примерно такого толка: чтобы выжить, заслуженный артист вынужден торговать газетами в киоске неподалеку от своего дома на Беговой.
Уже после смерти супруга его вдова жаловалась, что в последнее время жилось им и правда непросто. Особенно когда у актера совсем отказали ноги. Сказались старые болячки: диабет и бронхиальная астма.
— Болезнь приковала Володю к кровати. Я сама за ним ухаживала,- делилась она. — Материально нам очень помогал фонд Михалкова «Урга». Место на Троекуровском кладбище тоже помог организовать Никита Сергеевич.
Владимира Михайловича Гусева не стало в ночь с 6 на 7 февраля 2012 года. Он скончался в собственной квартире. Умереть дома, в кругу близких, ни в коем случае не больнице, было его самым принципиальным желанием.
Таких лучистых глаз больше ни у кого из артистов не было. Согласны со мной?