«Жена для прикрытия». Личная драма Юрия Богатырёва

-Входите, Надя, — сказал он, отворяя дверь своей комнаты в общежитии. Красавица-актриса вошла, скромно опустив глаза в пол. Юрий Георгиевич давно ей нравился, поэтому сердце молодой женщины часто-часто билось.

Бедняжка не знала, что ее ждет одно из самых больших разочарований в жизни…

2 марта 1947 года в одном из роддомов Риги родился мальчик. Мамой малыша была Татьяна Васильевна Богатырёва, супруга офицера ВМФ СССР Георгия Андриановича Богатырёва. Назвали новорожденного Юрием.

В 1953 году, когда Юре исполнилось шесть лет, его отца перевели из Риги в Москву. Таким образом, детство мальчика прошло в столице неподалеку от Чистых прудов.

В 1963-ем Юрий окончил школу и поступил в Художественно-промышленное училище имени Калинина. Факультет, который выбрал парень, был неожиданным — коврово-ткацкий. Впрочем, Юрий так и не получил профессию художника-дизайнера ковров.

На втором курсе Богатырёв увлекся актерским искусством, и стал заниматься в студии детского кукольного театра «Глобус» при Московском Доме пионеров на Стопани. Преподавателем Юрия был знаменитый режиссер-кукольник Владимир Михайлович Штейн.

Владимир Михайлович и привил Юрию искреннюю, глубокую любовь к театру. В 1966 году Богатырёв твердо решил — он станет актером. Парень забрал документы из Художественно-промышленного училища и с относительной легкостью поступил в Театральное училище им. Щукина.

В знаменитой «Щуке» Юрий считался лучшим студентом на курсе Юрия Васильевича Катина-Ярцева, и это несмотря на то, что однокурсниками будущего актера были Константин Райкин, Наталья Гундарева и, уже познавшая всесоюзную известность, звезда «Кавказской пленницы» Наталья Варлей.

Мощнейший талант Богатырёва признавали все — и преподаватели, и студенты. Юрию была свойственна особая ранимость, чуткость, позволявшая ему с легкостью перевоплощаться в любых персонажей, причем, не только мужских, но и женских.

Кроме того, Юрий был невероятно компанейским, веселым парнем. На всех студенческих вечеринках Богатырёв был заводилой, был в центре внимания. Если кто-то просил Юрия в чем-то помочь — тот готов был в лепешку расшибиться, но выручал товарища.

В 1971 году Юрий успешно окончил «Щуку» и поступил на службу в театр «Современник», где сразу стал получать крупные роли.

В кино Богатырев дебютировал еще в 1970-ом году, однако, это был лишь эпизод в дипломной работе Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны».

Через четыре года Никита пригласил 27-летнего Юрия в свой первый большой фильм, причем, на главную роль. Этой лентой был пронзительный истерн «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Фильм Михалкова, что называется, порвал советский прокат. Юрий Богатырёв мгновенно стал всесоюзно известным актером. С этих пор началось долгое и плодотворное сотрудничество Никиты и Юрия.

Юрию пришлось сильно постараться, чтобы воплотить на экране образ мужественного, поджарого чекиста Егора Шилова. За полгода до съемок у Богатырёва был лишний вес, он играл в театре мягких, неуклюжих персонажей и, как сам шутил, «сильно обабился». Для роли у Михалкова Богатырёву пришлось скинуть лишний вес, научиться ездить верхом и даже заняться боксом.

«Эталонная мужественность» Юрия Богатырёва, предъявленная зрителю в «Свой среди чужих», была использована Никитой Михалковым и в следующем фильме режиссера «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Юрий считал, что он идеально подходит на роль Ильи Ильича, однако, Никита Сергеевич определил его в Штольцы.

Как выяснилось, Никита Сергеевич не ошибся. Юрий сыграл достаточно мужественного, сильного Штольца, полную противоположность мягкотелого Обломова.

Однако пока кинорежиссеры отыскивали в Юрии «эталонную мужественность», актер ужасно страдал. Еще в юности Богатырёв осознал, что ему нравятся вовсе не женщины.

Юрий тщательно скрывал свой «порок», и пытался влюбляться: в студенческие времена — в однокурсниц, в зрелом возрасте — в знакомых актрис. Увы, все его «романы» заканчивались неудачей, девушки и женщины испытывали недоумение, и слухи распространялись по актерской среде, как пожар.

Все это сильно мучило Богатырёва, из-за чего он временами впадал в черную депрессию, от которой приходилось лечиться, а, кроме того, много пил.

С женщинами Юрия Георгиевича видели в основном на сцене, в обычной же жизни актер на театральных мероприятиях появлялся либо один, либо с друзьями.

Никто, даже мать актера не знала, что с 1980-го года Юрий был женат. Провинциальная актриса Надежда Серая временно жила в общежитии театра «Современник». У молодой женщины, недавно разведшейся с мужем и оставшейся с ребенком на руках, не было московской прописки. Надежде грозило выселение.

Юрий тоже жил в общежитии «Современника», но был прописан и за ним числилась комната. Однажды на общей кухне Богатырев, с которым Надежда очень хорошо общалась, предложил актрисе … заключить брак. Правда, фиктивный и без огласки. Надежда, которой Юрий очень нравился, была огорошена: впрочем, вскоре она узнала, почему Богатырев не хотел настоящих отношений.

Юрий никому не сообщил, что женился, однако, везде стал появляться с Надеждой, общаясь с ней как с доброй подругой. Знакомая Серой предположила:

«Надя была для Юрия женой для прикрытия, чтобы поклонницы не приставали, но это выяснилось уже позднее, после его смерти».

Как бы то ни было, но Богатырёв здорово помог провинциальной коллеге: Серая обзавелась пропиской, смогла остаться в Москве, а позднее получила в столице квартиру.

Между тем, карьера Юрия в кино стремительно развивалась. Чаще всего актер снимался у своего старого друга Никиты Михалкова — «Раба любви», «Родня», Очи черные». Эти фильмы стали классикой отечественного кинематографа.

Помимо театра и кино, у Юрия Георгиевича была еще одна большая страсть — живопись. К 1989 году у Богатырёва в квартире скопилось множество картин — друзья убеждали актера провести персональную выставку.

Юрий Георгиевич загорелся этой идеей, начал готовить собственный вернисаж. Увы, ему так и не удалось представить свои картины в качестве художника.

В конце января 1989 года Богатырёву выплатили солидный гонорар за участие в итальяно-советском фильме «Очи черные». 1 февраля Юрий Георгиевич пригласил в свою квартиру на улице Гиляровского друзей. Выпивали, ели, пели песни под гитару — веселились как могли. Около полуночи Юрию Георгиевичу внезапно стало плохо. Актер схватился за сердце и упал на пол. Его друзья вызвали «скорую».

Прибывший на вызов фельдшер пытался реанимировать Богатырёва и совершил роковую ошибку: ввел в сердце препарат, который был несовместим с алкоголем и антидепрессантами, которые регулярно принимал актер. Сердце Юрия Георгиевича остановилось, медикам оставалось только зафиксировать время гибели Народного артиста РСФСР.

Смерть Богатырёва стала удивлением и для коллег актера, и для всей страны. Юрию Георгиевичу был 41 год, он еще столько мог совершить!

Вскоре выяснилось, что у актера была жена Надежда Серая. Женщине должна была достаться квартира актера, а также все его имущество. Однако Надежда отказалась принять «наследство» и передала все Татьяне Васильевне Богатырёвой, престарелой матери Юрия Георгиевича.

6 февраля 1989 года Народный артист был похоронен на Ваганьковском кладбище при большом стечении народа. Немного позднее состоялась выставка живописи Юрия Богатырёва, на которую он так хотел, но не смог попасть…

Оцените статью