«Застала с другой». Семейные трагедии Андрея Миронова и Екатерины Градовой

Она распахнула дверь в спальню, все еще не веря, что Андрюша, ее Андрюшенька, мог с ней так поступить. Муж что-то бормотал за спиной, оправдывался. Екатерина застыла на пороге, не веря своим глазам. Кого угодно она ожидала увидеть на этой постели, но только не Нинку.

Нинку, которую в театре прозвали «Кикиморой»!

Андрей говорил, что впервые он увидел ее во сне, когда ему было четырнадцать лет. Необычайно красивая девушка с темными волосами мило и скромно ему улыбалась. Звали девушку Катей.

С тех пор Миронов долго искал свою Катю — влюблялся, женился, — но никак не мог найти. Наконец, он все-таки ее повстречал.

Катя

В 1946 году в Москве в семье известного советского архитектора, профессора Георгия Александровича Градова и его супруги, актрисы театра им. Гоголя Раисы Ивановны Градовой, родилась девочка. Назвали малышку Катей.

Времена были тяжелые, — первый послевоенный год, — однако, из-за статуса родителей и принадлежности семьи к советской элите, детство Кати было довольно счастливым.

Окончив школу, Катя по совету отца поступила в Московский институт иностранных языков. Однако учеба на лингвиста не понравилась девушке, и через год она стала студенткой Школы-студии МХАТ.

Во время учебы Градова сыграла свою первую главную роль в спектакле «Таланты и поклонники» на сцене театра им. Маяковского.

В 1967-ом году состоялся дебют Екатерины в кино: 21-летняя актриса сыграла роль Маринки в фильме «Осенние свадьбы».

В 1970 году Екатерина окончила Школу-студию и была принята на работу в Московский академический театр Сатиры, в котором трудилось много знаменитых артистов. Однако главной звездой Театра Сатиры был Андрей Александрович Миронов.

Девушка из сна

На момент знакомства Андрею Миронову исполнилось 29 лет, Екатерине — 24. В актерской среде у Миронова сложилась репутация ловеласа. Актер часто влюблялся в знаменитых женщин, но вот счастья с ними не находил. Так, в 1963 году Андрей пережил болезненный роман со своей партнершей по фильму «Три плюс два» Натальей Фатеевой.

В начале 70-х Миронов остепенился, ему захотелось настоящую семью, захотелось семейного уюта рядом с женщиной, порог дома которой не обивают толпы поклонников.

Увидев Градову в коридоре театра, Андрей остолбенел: это была девушка из его сна! Подошел, познакомился. Катя очень стеснялась, ведь Миронов был для нее настоящим небожителем. Андрею искреннее смущение Градовой очень понравилось.

Через несколько дней Андрей позвонил Екатерине, пригласил на прогулку по Москве. Градова смутилась, ответила, что не может, что занята. Миронов схитрил, сказал, что ему нужно передать девушке сценарий.

Вскоре Андрей уже стоял у дверей Екатерины, но держал в руках не сценарий, а букет цветов.

Градова согласилась на свидание, но прогулки по Москве не получилось: пошел дождь. Артисты сидели в машине Миронова, говорили о том о сем. Андрей Александрович вдохновенно шутил и несколько раз до слез насмешил Екатерину.

Миронов ухаживал в свойственной ему манере: размашисто, ярко, настойчиво. Екатерина вспоминала, как Андрей скупил весь цветочный магазин и завалил розами квартиру Градовых.

Зимой 1971 года Андрей приехал к дому Екатерины на новой «Волге», собираясь везти возлюбленную в ресторан. Однако привез не в ресторан, а в ЗАГС.

«А что мы тут будем делать?»

«Заявление подавать».

«А ты у меня не хочешь спросить?».

«Не-а. Не хочу».

Екатерина не смогла противиться такому напору, и заявление было подано. Когда Миронов и Градова поставили свои подписи под документом, Андрей вдруг побледнел как полотно и сказал:

«А теперь надо набрать в легкие воздух и поехать к маме».

Встреча с мамой

Екатерина, как и все в актерской среде, знала, что свою маменьку, знаменитую артистку Марию Владимировну Миронову, Андрей любит всей душой, но побаивается и слушается во всем.

Мария Владимировна своею деспотичной рукой вырвала немало романтических привязанностей из сердца сына. Собственно говоря, роман с Натальей Фатеевой загубила именно маменька Андрея: пожилая артистка решила, что Фатеева хочет «оттяпать» у семьи Мироновых дачу.

Конечно, Екатерине, несмотря на то, что она была профессорской дочкой, было страшно предстать перед очами легендарной артистки, известной своим сварливым и неуживчивым характером.

Однако все прошло прекрасно. Екатерина Георгиевна вспоминала впоследствии:

«Он привел меня к маме и сам весь трясся. У Марии Владимировны была педикюрша, поэтому она держала ноги в тазу. „Здрасти, барышня“». Миронова не знала, что сын придет знакомить ее со своей избранницей. «Мама, это моя невеста». «Интересно, вчера ещё никакой невесты не было». Потом Мария Владимировна сказала: „Зиночка, почистите ноги теперь Кате». И меня посадили в этот таз. Я сидела как на Голгофе. Меня всю трясло, я нервничала».

Марии Владимировне будущая невестка понравилась. Воспитанная, интеллигентная девушка с прекрасно поставленной речью, резко контрастировала с «хабалистой» Натальей Фатеевой, менявшей мужей как перчатки.

Мадам Миронова дала сыну «добро» на заключение брака. Андрей был счастлив.

Счастье в норке

30 ноября 1971 года в одном из столичных ЗАГСов был заключен брак. В первые же дни Катя поняла, каково это — быть женой Андрея Миронова.

Оба супруга работали в Театре Сатиры, и домой возвращались вместе. Уже на выходе из театра Миронова караулила толпа из полсотни женщин. Андрей останавливался раздать автографы поклонницам, мило с ними беседовал, Екатерина же шла к машине и ждала мужа в авто.

Градова понимала, что все это — часть работы ее супруга, и не жаловалась, тем более, не устраивала скандалов.

К тому же, Екатерина уже знала, что ее муж — тяжело больной человек. Мало того, что у Андрея Александровича были большие проблемы с сердцем, так еще и одна тяжелая болезнь, доставлявшая Миронову огромные страдания. Градова вспоминала:

Улыбаясь на экране и на сцене, в реальном мире Миронов жил, преодолевая сильнейшую боль. В моменты обострения болезни футболки актера пропитывалась кровью в районе подмышек, ему приходилось использовать специальные прокладки, чтобы зрители ничего не увидели.

Для Миронова дом был местом, где он отдыхал от сцены, где он становился самим собой — грустным и ранимым человеком, которому было необходимо внимание и теплота со стороны жены.

Свой дом Андрей Александрович называл «норкой». Уходя, оставлял на холодильнике записку жене:

«Не хотел тебя будить, буду в норке вечером».

Постепенно у Миронова сформировалось основное требование к жене — он хотел, чтобы Градова оставила карьеру и полностью занялась семьей, домашним очагом.

Тем более, что в 1973 году у пары родилась дочка, которую назвали Марией в честь мамы Андрея Александровича.

Екатерина, несмотря на все желание всегда быть рядом с мужем, не хотела полностью отказываться от своих актерских амбиций — все-таки она училась, она мечтала об успехе.

И успех к Екатерине пришел, да еще какой!

«Семнадцать мгновений весны»

Еще в 1972 году, когда Градова принимала участие в актерских пробах фильма «А зори здесь тихие», ее заметила ассистентка режиссера Татьяны Лиозновой. Лиознова задумала амбициозный проект — многосерийную экранизацию романа Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны».

Шел подбор актеров, и одной из проблемных ролей была роль радистки Кэт. Лиозновой никак не удавалось найти «красивую, но печальную молодую женщину». Увидев фотографии Екатерины Градовой, а затем познакомившись с ней лично, Татьяна Михайловна заявила — либо Градова, либо никто.

Сериал был показан по телевидению в 1973 году, и на следующий же день после премьеры у Театра Сатиры собралась толпа поклонников Екатерины. Актрисе приносили на дом букеты, почтовый ящик ломился от писем.

Спектакли, в которых участвовала Градова, стали самыми популярными постановками Театра Сатиры: толпы людей приходили посмотреть на радистку Кэт.

Среди поклонников было немало молодых симпатичных мужчин, что заставляло Миронова жестоко ревновать.

«Я женился не на звезде», — говорил актер.

Вскоре Градову пригласили сниматься в фильме совместного чешско-советского производства. Екатерине нужно было лететь в Братиславу, и Миронов скрепя сердце супругу отпустил.

Уже по дороге в аэропорт Катя проговорилась, что в фильме будет «маленькая» любовная сцена в снегу. Андрей Александрович побелел, остановил машину и сказал:

«Если ты сейчас не вернешься домой и не позвонишь в группу, что никуда не едешь, все – эта дорога в один конец, Кутя. Никаких сцен в снегу не будет – ни здесь, ни там».

Градова плакала, просила мужа одуматься — но тщетно. Она сдалась и отказалась от роли.

Екатерине хватило сил, чтобы сделать выбор в пользу семьи. Семейная жизнь наладилась, Андрей был счастлив.

Семья проводила много времени на даче. Дачную жизнь Миронов обожал всей душой. С удовольствием копался в огороде, ходил на рыбалку, собирал с грядок клубнику и кормил ей жену и дочь.

Екатерина Георгиевна так описала идеальную жизнь Андрея Александровича:

Он говорил так: «Кутя, ведь мы говорим не о куртизанке? Мы говорим о женщине, жене, матери. А она должна первой встать, завести часы старинные, потом должна поменять воду в цветах в вазах». Научил меня, как ставить розы (снять кожицу, отрезать по косой стебель и раздвоить, чтобы лучше тянул. А если много роз, то положить их в ванную, наполненную водой).

Потом выгулять собаку, зайти на рынок, если лето, купить свежие ягоды и сделать завтрак – геркулес с ягодами. А потом прийти и поцелуем разбудить мужа.

После «Семнадцати мгновений весны» Екатерине Градовой поступало множество заманчивых предложений, но на все она отвечала отказом.

Крах семейной лодочки

К несчастью, требуя от жены столь многого, Андрей Александрович сам не смог отказаться от своего статуса ловеласа. Вскоре после рождения дочери Миронов начал тайно встречаться с коллегой по Театру Сатиры Ниной Корниенко, которую в Театре Сатиры завистницы прозвали «Кикиморой». С этой молодой женщиной у актера раньше был страстный роман.

Однажды Екатерина получила письмо, отправленное неким анонимным «доброжелателем». Аноним со знанием дела сообщал подробности отношений Миронова с Корниенко. В конце был указан адрес квартиры, в которой проходили тайные встречи любовников.

Екатерина тут же помчалась по указанному адресу, и застала Андрея в объятиях Нины. Не выдержав, Градова накинулась на Корниенко с бранью, вцепилась ей в волосы. Миронов, ненавидевший скандалы и крики, сбежал, едва успев схватить свою одежду.

Скандал был страшный, его обсуждала вся театральная Москва. Но, самое ужасное, вскоре Екатерина узнала, что Нина — далеко не единственная женщина, с которой ей изменяет Андрей.

Актер слезно просил у жены прощения, но Екатерина, которой всегда было свойственно чувство собственного достоинства, заявила, что больше и дня не проведет под одной крышей с Мироновым. Андрей собрал свои вещи и ушел из квартиры на улице Герцена.

Свою уютную «норку» Миронов погубил сам.

Миронов в 1977 году повторно женился — его избранницей стала певица и актриса Лариса Голубкина.

Для Екатерины же долгое время других мужчин не существовало. Женщина посвятила себя воспитанию дочери Маши, которая оказалась очень одаренной девочкой.

16 августа 1987 года Екатерина узнала страшную новость: ее бывший супруг Андрей Александрович Миронов скончался от кровоизлияния в мозг прямо на сцене. Великому актеру было всего лишь 46 лет.

Для Градовой смерть Андрея стала страшным ударом. Женщина тяжело заболела, была вынуждена уйти из Театра Сатиры.

Екатерина винила себя в смерти мужа, жалела, что не нашла в себе сил простить Андрея.

«Наши отношения были построены на пылкой, глубокой любви, очень интересной обоим. Мы развелись в 76-м году, прожив пять лет. И тем не менее взаимоотношения были любовные до самого конца, до его смерти».

В поисках духовной опоры, Градова стала посещать церковь.

Религия настолько увлекла актрису, что она поступила в Свято-Тихоновский богословский институт, который успешно окончила. Екатерина Георгиевна стала преподавать в православной школе, активно занималась благотворительностью.

В 1991 году Градова отправилась на богомолье в Оптину пустынь. Здесь 45-летняя женщина, давшая себе зарок больше не выходить замуж, познакомилась с физиком-ядерщиком Игорем Тимофеевым.

Между мужчиной и женщиной завязались отношения, и в конце 1991-го Екатерина стала супругой Игоря. Венчались в церкви по всем православным канонам. Вскоре после бракосочетания супруги взяли из детдома мальчика Алексея и усыновили его.

Екатерина Георгиевна нашла в браке с Игорем Тимофеевым полный покой и уверенность в завтрашнем дне. Жили супруги в деревне во Владимирской области. Вели свое хозяйство, встречали детей и внуков, молились Богу.

22 февраля 2021 года во время пребывания у дочери Марии в Москве у Екатерины Георгиевны случился инсульт. Врачи долго сражались за жизнь Градовой, но спасти ее не смогли. На момент смерти актрисе исполнилось 74 года…

Оцените статью
«Застала с другой». Семейные трагедии Андрея Миронова и Екатерины Градовой
Как женские советы спасли от «звёздной болезни» и помогли стать кумиром поколения в 33 года актёру Александру Петрову