— Летала над Москвой нагой в 50 лет! Для многих это было удивление. Но ведь Настя — самая настоящая ведьма. Посмотрите на ее раскосые глаза, лицо,- делился откровениями Юрий Кара, режиссер картины «Мастер и Маргарита»
Как настоящая ведьма Анастасия Вертинская обожала смелые эксперименты и шла на них, невзирая ни на что…
ВОЛШЕБНОЕ ДЕТСТВО
История знакомства шансонье Александра Вертинского с будущей женой поражает своим романтизмом и смелостью. Будучи уже состоявшимся артистом, он встретил юную Лидию Циргвава и тут же попал в плен ее изумительных раскосых глаз. Девушке на тот момент было всего 17, тогда как ему перевалило за 50.
Вопреки воли матери невесты и всем социальным условностям, влюбленные поженились. А еще спустя год решили вернуться из Харбина в военную Россию, где певец не был 25 лет. К тому времени у супругов уже подрастала дочь Марианна.
— Александр Николаевич горячо убеждал меня ехать в Россию и быть с Родиной в тяжелый для нее час,- писала Лидия Вертинская.
Шел непростой 1943 год. Тем не менее возвращение Вертинского на родину оказалось успешным. Он нашел здесь признание и поддержку властей. Ему одобрили концерты по всей стране. Молодой семье выделили большую квартиру на улице Горького в Москве. Вскоре у супругов родилась вторая дочь — Анастасия.
Александр Николаевич души не чаял в своей Лидии, которую нежно называл «Лилечкой». Жене он прощал все: капризы, слабости, дурное настроение. Воспитанием детей мать практически не занималось. Все заботы о детях целиком легли на плечи бабушки Лидии Павловны, женщины строгой и властной.
— Бабушка была кнутом и пряником в нашем воспитании,- рассказывала позже Анастасия. — Поддерживала семейные традиции и принимала главные решения. Папа был невероятно заботливым и любящим.
Несмотря на свою загруженность, занимался нашим образованием. Обучал иностранным языкам, водил по театрам и выставкам. Мама же была строгой. Наши ссоры с сестрой ее раздражали. И она часто нас наказывала.
Правда, делала это всегда в отсутствие мужа, который совсем не переносил детских слез. А если и видел, то делал все, чтобы это происходило как можно реже, буквально заваливая девочек подарками.
Жили Вертинские в достатке. Ради благополучия семьи певец не жалел сил, мотаясь с концертами по всей стране. Зато Марианна с Настей выглядели как настоящие принцессы: нарядные платья, красивые шубки, лаковые туфельки — все по последней моде того времени. Да и Лилечка не отставала от своих малышек, блистая в изумрудах и сапфирах.
ТРАГЕДИЯ И НЕОЖИДАННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Смерть мужа и отца в 1957 году стала настоящим потрясением для всей семьи. Уход главного кормильца лишил их не только финансовой стабильности, но и моральной опоры.
Лидии пришлось вмиг повзрослеть, изменить свой подход к жизни, стать более самостоятельной и собранной. Ранее она успела окончить Суриковский институт и вот теперь занялась продажей своих картин.
Сестры тоже без дела не сидели. Настя, едва достигнув пятнадцатилетнего возраста, получила свою первую роль. Марианна пришла в кино чуть позже.
Карьера Анастасии Вертинской началась довольно неожиданно. Еще в раннем детстве она заявила, что непременно станет балериной и возьмет себе красивый сценический псевдоним. Девочке совсем не нравилось ее имя.
— Папа называл Машу Биби. А меня — Настенька, — рассказывала актриса . — Я была возмущена. Потому что Марианной можно было назвать только ту, которую любишь. А кого ненавидишь — только Настенькой.
Однако со временем стало понятно: с балетом ничего не выйдет. К 13-ти годам она стала стремительно набирать в росте. И вместо танцев пришлось осваивать иностранные языки. Она даже поставила перед собой новую цель: стать переводчицей и построить жизнь за границей.
Если бы не знакомство с Александром Птушко, то, возможно, ее судьба сложилась бы иначе. Но однажды при встрече со своей давней знакомой Лидией Вертинской тот неожиданно предложил:
— Буду снимать «Алые паруса». Пришли-ка мне на пробы одну из своих дочерей.
— Нет и нет, -резко ответила Лидия. — Саша не хотел, чтобы девочки становились актрисами.
И тогда Птушко пошел на хитрость, пообещав выплатить актрисе хороший гонорар. Вдова сдалась…
ОБРЕМЕНИТЕЛЬНАЯ СЛАВА
Реакция Александра Лукича при первой встрече с 15-летней Настей была, мягко говоря, далеко не идеальна. Режиссер совсем не ожидал увидеть перед собой тощего, бледного, с короткой стрижкой подростка. Мало того, на ней красовался спортивный костюм с вытянутыми коленками.
— Лидия, вы кого мне привели?- возмутился тот, взглянув на невозмутимое лицо юной артистки.
Но нужно отдать должное, режиссер никогда не рубил сгоряча. Он тут же распорядился принести девушке красивое платье и парик. А когда ее нарядили, все вокруг ахнули. Это была уже совсем другая Настя. Красивая, уточненная, нежная. Именно так и должна была выглядеть настоящая Ассоль.
Премьера фильма сделала из юной Вертинской звезду. Но настоящая слава настигла ее после выхода картины «Человек-амфибия». Легендарная роль Гуттиэре принесла актрисе просто бешеную популярность.
— У людей случилось какое-то помешательство,- рассказывала она позже. — Поклонники караулили меня везде. Я не могла спокойно ездить в транспорте, стоять в очереди в магазине. Ходить по улице, не озираясь, я тоже не могла…
Даже дома она не чувствовала себя в безопасности. У их квартиры часто собирались какие-то люди. Они звонили, стучали в дверь ногами, громко смеялись. Если кто-то выходил их прогнать, могли даже попытаться вломиться в квартиру.
— Нам только автограф взять,- кричали они.
— Дайте нам на нее только взглянуть,- не унимались другие.
И так каждый день. Казалось, этому безумию не будет конца и края. Фанаты ассоциировали Настю с «неземными созданиями», которых она воплотила в кино. Однако ничего общего со своими героинями у девушки не было. В реальной жизни Вертинская была холодной, прагматичной и достаточно закрытой.
Тем не менее, даже опытные в актерской профессии люди не могли устоять перед магией ее экранных образов. Особенно это касалось мужчин.
НЕПРИСТУПНАЯ СТУДЕНТКА
После такого оглушительного успеха Вертинская получила предложение работать в Театре имени Пушкина, где прослужила целый год, а затем подала документы в Щукинское училище.
Педагоги не делали юной знаменитости никаких поблажек. Наоборот, спрашивали за двоих. Но Насте очень нравилось учиться, даже несмотря на то, что на курсе у нее совсем не было друзей. Девушки откровенно завидовали, а молодые люди боялись заговорить. Конечно, такая атмосфера давила и психологически угнетала.
— Но мне было некогда обращать на это внимание. Крутилась, как белка в колесе,- рассказывала Анастасия. — Совмещала работу в театре и учебу. А тут еще и съемки в «Гамлете» начались…
В то время студентам театральных ВУЗов сниматься в кино строго настрого запрещалось. Но для Вертинской сделали исключение.
Еще через три года актриса блестяще сыграла Лизу Болконскую в «Войне и мире», сумев в полной мере передать глубокую трагедию своей героини. А ведь поначалу она сомневалась, сможет ли так убедительно и естественно воплотить на экране образ беременной, а затем умирающей при родах несчастной женщины.
НИКАКИХ ГРАНИЦ
В карьере Вертинской вообще не было проходных ролей. В «Безымянной звезде» Михаила Козакова ей досталась роль загадочной Моны. Фильм долго не выпускали в прокат, а исполнительницу главной роли неоднократно вызвали в Комитет по радио и телевидению, где обвиняли в «буржуазности» образа.
Но надо было знать Анастасию Александровну. Она никогда не позволяла обстоятельствам диктовать ей условия. Да, ее актерская манера отличалась требовательностью к деталям. На площадке она могла показаться капризной. Однако для нее никогда не существовало границ, если речь шла о правдоподобности образа.
Так, снимаясь у Юрия Кары в «Мастере и Маргарите», 50-летняя актриса чуть не погибла, буквально летая на пожарном кране на уровне второго этажа в чем мать родила. Вертинская сразу отказалась от дублерши и все делала сама.
Этот фильм, как и «Безымянную звезду» тоже задержали с выпуском. Разногласия между режиссером и продюсерами привели к тому, что экранизация Булгакова увидела свет только спустя… 15 лет.
«Мастер и Маргарита» стала одной из последних значительных работ Вертинской. К началу 90-х отечественное кино изменилось. Классические экранизации уступили место детективам и боевикам. Но дело в том, что такие образы актрису совсем не привлекали.
Да и театр, занимающий важнейшее место в ее жизни, отнимал все больше времени. Начав в театре им. Вахтангова, продолжив в «Современнике». По настоящему раскрыться актриса смогла только на сцене МХАТа. Работая с Анатолием Эфросом, она играла классику в постановках Олега Ефремова. Но со временем и здесь роли стали появляться все реже.
В начале 2000-х Вертинская постепенно отошла от сцены, а затем приняла окончательное решение завершить карьеру. Она не стала дожидаться, пока ей предложат случайные или неинтересные роли. Ушла на пике, оставив зрителям воспоминания о ярких, глубоких образах.
Теперь все свое время она посвящает семье и близким. У народной артистки четверо внуков и два правнука, которых родила старшая внучка Александра. По ее словам, она всегда мечтала жить в окружении любимых мужчин и вот мечта сбылась!
— Я была бабушкой-камикадзе, готовой ради внуков на все. Страшно их баловала, как когда-то меня баловал отец. Но теперь силы не те. И прабабушка я… «на удаленке». Конечно, очень люблю своих правнуков.
Но сидеть ради них под столом и рычать, изображая пантеру Багиру, как проделывала с внуками, не в состоянии. Забраться под стол еще могу, а вот вылезти обратно сложнее…- признавалась 80-летняя актриса в одном из последних интервью.