За кадром фильма «Калигула»: как создавался один из самых смелых проектов в истории кино

Фильм «Калигула» изначально задумывался как масштабная историческая драма о жизни римского императора. Но дело обернулось грандиозным скандалом еще до выхода фильма в прокат. И эту шумиху умело подогревали сами создатели.

И когда лента попала в кинотеатры, посещаемость била все рекорды. Зрители были шокированы, а кинокритики разнесли ее в пух и прах. Но свое почетное место в истории кино «Калигула» занял вполне заслуженно.

Первый вариант сценария набросал знаменитый итальянский кинематографист Роберто Росселлини. Однако к идее будущего эпика быстро остыл и отдал черновик своего племяннику Франко. Тот не обладал особым писательским даром.

Зато был хватким продюсером. И быстро подобрал себе в компаньоны писателя, историка и сценариста Гора Видала. Дело было за малым – найти для своих сценарных фантазий хорошо упакованного спонсора.

Спонсор нашелся в лице основателя журнала «Пентхаус» Боба Гуччионе. Ушлый бизнесмен быстро понял, как на этом проекте заработать. Но поставил условие: он должен быть официально указан как продюсер. Предприниматель вел дела, не скупясь. На фильм выделил 17,5 млн долларов. Солидный гонорар в 200 тысяч тут же получил за сценарий Гор Видал. Писателю также пообещали 10% от будущих кассовых сборов.

В качестве режиссера весной 1975 года в проект пригласили Тинто Брасса. Главные роли получили звезды мирового кино: Малкольм МакДауэлл, Хелен Миррен, Питер О’Тул, сэр Джон Гилгуд. Сестру Калигулы Друзиллу должна была сыграть Мария Шнайдер.

Но та в последний момент отказалась. И вместо нее взяли одну из любимиц Тинто Брасса актрису Терезу Энн Савой. Плюс пригласили тринадцать барышень из журнала «Пентхаус». Всего в картине было занято до 2 500 человек.

Снимать кино планировали в Риме – аккурат в тех же локациях, где когда-то проходили съемки «Клеопатры» с Элизабет Тейлор. Но еще до начала работы в съемочной группе начались конфликты. Повздорили Тинто Брасс и Гор Видал.

Режиссерский стиль Брасса автора текста категорически не устраивал. Гуччионе не стал удерживать писателя. Заодно лишил его обещанных процентов от сборов. Позже тот подал на создателей фильма в суд. Требовал, чтобы его имя убрали из титров. Но процесс проиграл.

Съемки стартовали летом 1976 года и были окутаны массой всяких сплетен и слухов, которые распространяли журналисты. На съемочной площадке все время дежурили секьюрити. Посторонних туда категорически не пускали. Под видом массовки внутрь попытались проникнуть несколько папарацци. Но были быстро вычислены и выдворены вон.

Впрочем, Бобу Гуччионе скандалы были лишь на руку. Так подогревался интерес публики. Не зная деталей работы над фильмом, журналисты брали их с потолка. В итоге фильм обсуждали все. Но никто не знал его будущего содержания. Работа шла быстро и четко. Тинто Брасс точно знал, чего хочет, никого не слушал и не терпел возражений.

В итоге Брасс то и дело конфликтовал с Гуччионе. Страсти на площадке кипели нешуточные. Дело дошло до того, что съемочная группа поделилась на два лагеря. По одну сторону баррикад – Брасс с ключевыми актерами, по другую – Гуччионе с красотками из своего журнала.

Своенравие показывали и некоторые актеры. Питер О’Тул то опаздывал, то нарочито долго гримировался, то прямо на площадке разучивал текст. МакДауэлл считал каждый цент, потраченный на съемки из своего кармана. А Гилгуд позволил себе вслух усомниться в том, что фильм вообще будет снят.

При этом от обещанного гонорара отказываться не собирался. Наконец, после мучительных 18 месяцев работы Тинто Брасс объявил об окончании работы над фильмом.

Когда Гуччионе просмотрел отснятый материал, то остался недоволен результатом. По его мнению, не хватало перчинки. Однако Тинто Брасс наотрез отказался переделывать свою работу.

Тогда Боб тайком от режиссера взял с собой оператора, нескольких моделей, отправился на площадку и сам доснял несколько необходимых, по его мнению, сцен. Брасса же попросту уволил. Когда Тинто узнал об отставке, то подал на продюсера в суд. Тот в ответ выкатил встречный иск. А тут еще на них обоих подал иск Гор Видал.

Целая эпопея приключилась и с монтажом отснятого материала. Из-за слишком смелого содержания фильма в Италии его было монтировать запрещено. Километры пленки вывезли в Англию. Но череда скандалов преследовала проект и там.

Узнав об истинном содержании материала, профосоюзы кинематографистов призвали бойкотировать монтажные работы. Пленку отказались проявлять. В итоге Гуччионе доделывал монтаж в Париже, а пленку проявлял в Нью-Йорке.

Когда все приключения остались позади, в мае 1979 года на Каннском фестивале состоялся закрытый показ «Калигулы». Фестивальный вариант оказался даже длиннее 156-минутной прокатной версии, вышедшей осенью того же года.

Специально для премьеры фильма Гуччионе отреставрировал целый кинотеатр. Лишил аккредитации кинокритиков и журналистов, завысил цены на билеты. И еще больше подогрел к проекту интерес.

Зрители после премьеры испытали культурный шок. Кинокритики накатали разгромные рецензии. Но дело было сделано. Посещаемость кинотеатров била все рекорды. Мировой прокат «Калигулы» принес его продюсеру около 100 миллионов долларов. Сам фильм стал не только одним из самых смелых, но и самым успешным в истории авторского кино. Его смотрят и обсуждают до сих пор.

Оцените статью
За кадром фильма «Калигула»: как создавался один из самых смелых проектов в истории кино
Валерий Гаркалин: О чем жалел и чего хотел бы изменить в своей жизни великий актер