Сегодня празднует свой 85-й день рождения замечательный актёр Юрий Смирнов. Он сыграл порядка 70 ролей в кино и сериалах, но больше всего запомнился зрителям по своим работам в «Вечном зове» и «Бумбараше».
Актёра можно назвать настоящей легендой Театра на Таганке, которому он отдал 60 лет, он и сегодня продолжает выходить на прославленную сцену в спектаклях «Мастер и Маргарита» и «Земляничная поляна». Несмотря на весьма солидный послужной список, наградами актёр не избалован.
Актёр из народа
Родители Юрия Смирнова были людьми простыми. Отец – потомственный сапожник, приехал в столицу с Волги и получил на Арбате каморку.
Мама была родом из-под Тулы, отца её, крепкого крестьянина с большим хозяйством, в своё время раскулачили, вот она и пошла в Москве в услужение, позже сменила множество профессий, работала, куда брали, без дела никогда не сидела.
Познакомились молодые люди в гостях у общих знакомых. Отец сделал матери предложение, она согласилась, хотя особо пылких чувств не испытывала. Правда, из ЗАГСа она сбежала, но друзья всё же уговорили её не дурить и выйти замуж.
Когда началась война, Юрию было 2,5 года. Отец на фронт ушёл, а мама с сыном отправилась к родне под Тулу. Там они пережили оккупацию и голод, когда самая простая булочка-сайка, появившаяся на столе, была сродни чуду.
В 1943 вернулись они домой, и отец с фронта вернулся после тяжелого ранения, он потерял ногу. У супругов родился второй сын, а отец сильно начал болеть, 15 лет мать Юрия за ним ухаживала и детей, по сути, поднимала сама.
Юрий с детства обожал слушать радиоспектакли и представлять себя на месте актёров. К тому же неподалёку от дома, где жили Смирновы, располагался Театр имени Вахтангова.
Денег на билеты у мальчишки, конечно, не было, но он все спектакли видел со второго акта: дожидался, пока начнётся антракт, во время которого зрители выходили покурить, а после входил в театр вместе с ними, потому что билеты уже никто не проверял.
Поэтому он тихонько пробирался на балкон и устраивался на свободном месте. Иногда ему везло и от брата Александра Збруева, служившего в этом же театре, он получал контрамарки и тогда мог посмотреть спектакль целиком.
Сам Александр Збруев, по словам Юрия Смирнова, стал его крестным отцом в профессии. Это он убедил приятеля поступать в театральный. И тот стал студентом Щепкинского училища, но через год его отчислили.
По словам актёра, даже без объяснения причин. Но он не особенно горевал, порядки мастер курса Леонид Волков установил очень жёсткие, почти казарменные. За малейшее опоздание в аудиторию уже не допускали, а в ответ на вопросы студентов педагоги запросто могли просто закрыть перед ними дверь.
После отчисления Юрий Смирнов собрался с силами и отправился снова на прослушивания, в этот раз в Щукинское училище. Вот здесь уже и учиться ему нравилось, и возможностей раскрыть свой талант, по мнению актёра было гораздо больше.
Мастера курса Вера Львова и Леонид Шихматов заложили в студента и азы актёрского мастерства, и любовь к профессии, которую Юрий Смирнов пронёс через всю свою жизнь.
Театр
После окончания училища Юрий Смирнов пришёл в Театр драмы и комедии, художественным руководителем которого был в то время Александр Плотников. А через полгода его сменил на этой должности Юрий Любимов, при котором, по сути, и родился легендарный Театр на Таганке, столь любимый и зрителями, и актёрами.
С приходом Любимова многие артисты театра вынуждены были уйти, но Юрий Смирнов сразу получил роль в новой постановке «Добрый человек из Сазуана», и он понял, что остаётся.
Работать с Любимовым было непросто, он относился и к себе, и к актёрам одинаково требовательно. Они буквально жили в театре. В 9 утра начиналась полуторачасовая танцевальная разминка у станка, на которой обязаны были присутствовать все.
После обеда – репетиция. Если она проходила хорошо, то можно было после спектакля отправляться домой. Если режиссёра что-то не устраивало, ночью была ещё одна репетиция.
С Театром на Таганке неразрывно связана вся жизнь актёра. Здесь он сыграл множество самых разных ролей, в том числе Тартюфа в одноименной постановке по Мольеру, Бегемота и Лиходеева в «Мастере и Маргарите», Лужина в «Преступлении и наказании», Треплева в «Чайке 73458».
Были периоды, когда актёр жил только театром, но было в его жизни и кино, которое принесло ему славу и узнаваемость. Правда, далеко не всегда популярность Юрия Смирнова была положительной.
Несправедливость
В кино Юрий Смирнов стал сниматься ещё в студенческие годы, правда, роли были очень маленькими. Первый вкус славы актёр познал после выхода на экраны фильма «Бумбараш», снятого по мотивам ранних произведений Аркадия Гайдара. Актёр в картине сыграл роль главы самообороны Гаврилы.
Юрия Смирнова полюбили, стали узнавать его на улицах. А через пару лет его пригласили Владимир Краснопольский и Валерий Усков, начинавшие работать над картиной «Вечный зов» по одноименному роману Анатолия Иванова.
Режиссёры предложили Юрию Смирнову прочесть роман и самому выбрать в нём роль для себя. Актёр сразу понял, что ему безумно хочется сыграть отрицательного героя Петра Полипова. В этом персонаже было много всего: сложный характер, несчастная любовь, неоднозначная судьба, плен и предательство.
По словам Юрия Смирнова, благодаря столь объёмному герою и глубокому погружению в образ, он сам познал цену человеческой трусости. Правда, руководство Гостелерадио настаивало на том, чтобы Полипова вообще исключить из сценария.
Но Анатолий Иванов прибегнул к своеобразному шантажу. Он пообещал забрать со студии сценарии всех 12 серий, им написанных, если героя уберут из фильма. Юрий Смирнов был согласен с тем, что без Полипова «Вечный зов» утратил бы свою многогранность.
Положительных героев любят, а вот отрицательные заставляют зрителя задуматься, заглянуть в потаённые уголки собственной души. Актёр играл не законченного негодяя, а партийного функционера, проявившего слабину, воплощая замыслы недалёких руководителей.
Юрий Смирнов сыграл блестяще. Из-за его героя картину продержали на полке полтора года, а после выхода её на экраны он познал всю многогранность зрительской ненависти.
Люди, посмотревшие «Вечный зов», стали ассоциировать актёра с его персонажем. Ему даже плевали в спину. Было, конечно, обидно, но зато он точно знал, что сыграл он талантливо.
Когда же всем актёрам, сыгравшим главные роли в «Вечном зове», дали государственные награды, Юрия Смирнова из списка попросту исключили. Чиновники от кино тоже не смогли справится с чувствами, которые вызвал в них Полипов и соотнесли его с Юрием Смирновым.
Актёр, конечно, был огорчён таким поворотом, даже высказал режиссёрам в сердцах всё, что он думает по этому поводу, хотя и сам понимал: в этом случае Краснопольский и Усков уж точно ничего не решали. Как бы там ни было, но роль Петра Полипова стала одной из самых ярких в творческой биографии Юрия Смирнова.