» Я сделаю твою жизнь адом! Сгниешь в массовке»: полосатая жизнь Любови Полищук на редких фотографиях

Любовь Полищук была женщиной редкой красоты и обаяния. Ее блестящие глаза, чувственные губы, длинные ноги и модельный рост в 175 см привлекали внимание с первого взгляда. А безупречная фигура и заразительная улыбка делали ее предметом зависти и восхищения. Но за этой внешней легкостью скрывалась сложная судьба и неустанная борьба за место под солнцем.

Коллеги ласково звали ее Любаней. Мужчины же называли фейерверком и сравнивали с открытой бутылкой шампанского, настолько она излучала радость жизни. Она смеялась даже тогда, когда на душе было тяжело. Однако судьба не раз испытывала ее на прочность, и все тяготы актриса несла с достоинством, не жалуясь окружающим.

*

БОСОНОГОЕ ДЕТСТВО

Будущая звезда родилась в послевоенном Омске. Отец, Григорий Мефодьевич, работал железнодорожным строителем. Мать, Ольга Пантелеевна — портнихой. Жила семья бедно. В бараке на окраине города.

Еще в раннем детстве Любочка твердо заявляла всем, что обязательно станет балериной. Однако внешние данные не сулили ей блестящей карьеры. Малышка страдала косоглазием. Да и ножки были кривоваты, сказался перенесенный рахит.

Актриса не раз и сама признавалась в своих детских комплексах. И только внутренний стержень не позволял ей сдаваться.

— Ну что это за крысиные хвостики! — по сто раз на дню сетовала Любочка, дергая себя за тощие косички. — Разве у настоящей артистки могут быть такие жиденькие волосы?

Мама пыталась убедить дочь, что все равно она самая красивая. Пусть даже и надела очки с заклеенным стеклом, чтобы выправить косивший глазик.

А к старшим классам Люба вдруг расцвела, превратившись из гадкого утенка в настоящего лебедя. Только балериной уже стать не хотела. Сильно вытянулась. Да и манила ее теперь не хореография, а театр. Родители же видели дочку инженером-строителем.

— По всей стране стройки бушуют, — вздыхала Ольга Пантелеевна. — Без работы точно не останешься.

Но Люба в ответ лишь улыбалась. Она уже видела себя на сцене, в свете софитов, в присутствии зрителей, завороженных ее игрой. В ее душе кипела страсть. И никакие уговоры не могли переубедить упрямую девушку.

— Мам, ну какой из меня инженер? Я же артистка! — твердила она.

ТАИНСТВЕННЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ

Получив школьный аттестат, Люба отправилась покорять столицу. И надо же было такому случиться — опоздала на экзамены в театральный институт. Несколько дней уставшая и полуголодная девушка провела на вокзале, все не решаясь купить обратный билет.

Неизвестно, как сложилась бы ее дальнейшая карьера, если бы не встреча, перевернувшая всю жизнь.

— А кто это тут мокроту разводит? — вдруг услышала Люба мужской голос. — Пирожок будете?

Присевший рядом с ней на скамейку незнакомец протянул пакет со свежей, еще теплой выпечкой, от которой вкусно пахло мясом и капустой. Взглянув на него недоверчиво, Любочка, сама не зная зачем, начала сбивчиво рассказывать о своей беде.

— А вы в Творческую мастерскую эстрадного искусства попробуйте. Там как раз набор еще идет. С такими глазами вас обязательно возьмут.

— Думаете, возьмут? — неуверенно спросила она.

— Я не думаю, я знаю, — подмигнул незнакомец.

ПРИНЯЛИ…

Люба неслась на ВДНХ, где находились мастерские, как на пожар, чувствуя: это ее шанс, и терять его нельзя. И, оказавшись перед приемной комиссией, отдалась без остатка: пела, танцевала, читала монологи, пародировала известных артистов.

Худенькая, с коротким ежиком на голове и выразительными глазами, она выглядела необычно. Но ее энергия и харизма не оставляли равнодушным.

— А девчушка-то с огоньком,- выдержав паузу, заявил один из преподавателей. — Предлагаю ее взять… на вокал. С испытательным сроком.

Казалось, все испытания остались позади. Люба поступила в Творческую мастерскую и могла сосредоточиться на учебе. Но внезапно у нее пропал голос. Она не могла ни петь, ни даже громко говорить. Врачи поставили неутешительный диагноз: сильное перенапряжение голосовых связок.

Девушка нервничала, ведь испытательный срок подходил к концу! Но, несмотря на все старания, восстановить голос в короткие сроки никак не удавалось.

— Мы вас отчисляем, — заявили ей в деканате. — Правда, можем предложить попробовать себя в разговорном жанре.

— Это как? Стихи читать? — удивилась Люба.

— Можно и стихи, но лучше сценки и монологи.

Она согласилась и по окончании курсов получила диплом, в котором значилось: «Артистка юмора и сатиры». Позже, когда Полищук окончила ГИТИС, ей присвоили уже более серьезное звание: «Актриса драмы и кино».

НАЧАЛО КАРЬЕРЫ

Но до этого было еще далеко. А пока Люба вернулась в родной город в составе труппы, набранной специально для местной филармонии. Здесь она впервые попробовала себя на сцене, выступая с эстрадными монологами и юмористическими миниатюрами.

Танцевать и петь, как планировала изначально, ей не пришлось. Но публика бесподобно принимала выступления молодой артистки.

Еще в Москве Люба вышла замуж за коллегу Валерия Макарова. По возвращении в Омск супруги составили отличный сатирический дуэт. Тем более, что таковые были тогда в моде. Но когда их сыну Алеше исполнилось четыре года, Полищук подала на развод.

— Я стремилась достичь в жизни чего-то большего. А Валера считал, что он уже всего добился,- вспоминала актриса позже. — Поэтому наши пути разошлись.

После развода Люба собрала вещи, поцеловала на прощание сына ( Алеша на время оставался с бабушкой и дедушкой в Омске) и поехала покорять столицу. Здесь ее приняли в мюзик-холл, и актриса тут же блеснула в программе «Красная стрела» прибывает в Москву».

Но вскоре он прекратил свое существование, и Полищук перешла на работу в «Москонцерт». В это же самое время она была удостоена первой премии Всероссийского конкурса артистов эстрады. Неудивительно, ведь монологи ей писал сам Михаил Жванецкий.

НОВАЯ ЖИЗНЬ

Артистка работала не покладая рук. На одном из сборных концертов на нее обратил внимание Михаил Левитин и пригласил в свой спектакль «Чехонте в “Эрмитаже”» в Театр миниатюр (ныне театр «Эрмитаж»). Это был новый этап в карьере актрисы, требовавший адаптации к совершенно другим условиям.

Во-первых, в театре работали без микрофона. И Люба, привыкшая к эстраде, часто срывала голос. После каждого перенапряжения ей приходилось ждать восстановления связок, что повторялось раз за разом, пока организм не привык к новым нагрузкам.

Во-вторых, его сцена была гораздо меньше той, к которой она привыкла. Полищук, обладая яркой пластикой и масштабной подачей, должна была постоянно контролировать свои движения. Теперь каждый шаг требовал точности, чтобы не сбить декорации и не задеть партнеров.

Несмотря на эти сложности, работа в «Эрмитаже» стала важной вехой в ее творческой биографии и помогла раскрыть новые грани ее актерского таланта.

После нескольких лет работы в театре миниатюр Любовь Полищук окончила ГИТИС. Хотя звездных ролей долгое время не было, снималась она постоянно. Это обеспечивало актрисе стабильный доход. В ее фильмографии более 80 ролей в кино и 50 в театре.

КАРЬЕРА В КИНО

Одной из первых заметных работ стала ее роль в экранизации «Двенадцати стульев», где артистка блестяще исполнила эпизодическую, но очень яркую роль партнерши Остапа Бендера в танце танго.

— И перед знаменитым Мироновым не оробела. Играла на равных: Люба ведь приехала завоевывать Москву!- говорил о ней позже режиссер картины Марк Захаров.

После той роли Полищук начали узнавать на улице. Стали поступать актрисе предложения и от режиссеров. «Золотая мина», «31 июня», «Вавилон ХХ», «В моей смерти прощу винить Клаву К», «Только в мюзик-холле», «Выстрел в спину»… Это лишь малый список ее первых работ.

Каждый ее выход, даже если он был коротким, запоминался зрителям. Например, в «Интердевочке» актриса появилась всего в нескольких сценах, но произвела настоящий фурор. Почти каждая ее роль могла бы считаться бенефисом, однако она так и не реализовала свой потенциал полностью.

Несмотря на признание и официальное звание народной артистки, ее творчество оказалось ограничено рамками амплуа. Полищук приглашали в основном в комедии. И, к сожалению, не всегда высокого уровня.

Но дело не только в этом. Ее актерская природа была слишком яркой: она всегда заполняла собой кадр, ее эмоции били через край. Вероятно, именно поэтому серьезные режиссеры опасались звать ее в свои проекты, считая, что им придется выстраивать весь фильм вокруг ТАКОЙ актрисы.

ОБЕЩАЛ РОСКОШЬ И ГЛАВНЫЕ РОЛИ

Была и еще одна версия, почему Полищук первое время не снимали. Эту историю актриса рассказывала журналистам сама. Якобы, сразу после съемок в «Двенадцати стульях» ее, юную и прекрасную, пригласил в свой кабинет высокий партийный начальник.

— Ты будешь сниматься! Купаться в роскоши,- обещал он ей. — Я сделаю все, что ты только захочешь.

— Чего вы от меня хотите?- напрямик спросила опешившая девушка.

Искуситель предложил ей стать любовницей, но актриса ответила категорическим отказом. И с высоко поднятой головой и возмущением покинула помещение.

— Тогда не будет ничего! Ничего, слышишь? — раздался вслед злобный голос. — Ты никогда не будешь сниматься в главных ролях! Сгниешь в массовке! Я сделаю твою жизнь адом!

После этого якобы на «Мосфильме», а затем и на других киностудиях страны появилось негласное распоряжение: «Л.Г. Полищук — актриса с несоветской внешностью. Рекомендовано не ставить на главные роли».

Было ли это на самом деле? Почему нет. Любовь Григорьевна никогда не называла имени человека, который пытался сломать ее карьеру. Возможно, она просто не хотела вести войну, предпочитая отвечать достоинством, а не скандалами.

Между тем она могла и хотела играть не только гротескные роли, но и сложные драматические образы. Доказательством тому стали картины «Любовь с привилегиями» и «Ваши пальцы пахнут ладаном».

Помимо кино, Любовь блистала и на сцене. Театральные работы с ее участием пользовались успехом и неизменно собирали аншлаги. В 1980-х годах зрители Театра миниатюр могли увидеть мощнейшую драматическую игру артистки в спектакле «Хроника широко объявленной смерти».

— Столько выдаю на сцене, что иногда и для близких почти ничего не остается, — признавалась она. — Отдаю всю душу. По кусочкам от нее отрываю, отрываю…

НОВАЯ ЛЮБОВЬ

Спустя тринадцать лет после развода Полищук вновь вышла замуж. На этот раз ее избранником стал художник Сергей Цигаль. По ее словам, только после встречи с этим мужчиной она, наконец познала, что значит быть настоящей женщиной.

Правда, после рождения дочери Мариэтты здоровье актрисы пошатнулось. Именно в этот период ее стали мучать боли в позвоночнике. Хотя легенда о сломанной спине ходила и другая. Якобы во время съемок «Двенадцати стульев» Андрей Миронов уронил актрису на бетонный пол. Она ударилась и получила травму. Об этом рассказывала и сама актриса.

А вот Ольга Пантелеевна утверждала, что ее дочь любила выдумывать остроумные небылицы. Придумала и эту. А тогда в кадре Миронов уронил ее на страховочные матрасы. Но травма спины у Любы действительно была, только получила она ее, упав она с лошади во время прогулки в середине 80-х.

Ну а причиной травмы, повлекшей в дальнейшем смерть актрисы, скорей всего была автомобильная авария в 2000 году. Она получила тогда смещение позвонков, но уже на следующий день вынуждена была выйти на сцену.

— Я пришла на премьеру «Искушения» в специальном корсете и отыграла весь спектакль на ногах. а нужно было лежать….

С конца 80-х до середины 90-х Полищук принимала участие в нескольких постановках на сцене «Школы современной пьесы». Тогда же случилась ее небольшая, но очень яркая роль роскошной красавицы Зины Мелейко в одном из самых популярных картин времен перестройки — «Интердевочка».

Нужно отметить, что 90-е годы вообще не оставили нашу героиню без работы. Один за одним выходили кинокомедии с ее участием: «Медовый месяц», «Семьянин», «Бабник», «Новый Одеон»…

А в начале 2000-х смерть вновь постучала в ее дверь. Это случилось в Коктебеле, где у супругов был дом. Актриса плавала в море и неожиданно стала тонуть. Но тут поднялась волна и понесла ее к берегу.

— Это было предупреждение,- с уверенностью говорила Ольга Платоновна позже. — Дочка прекрасно плавала. А тут вдруг начала тонуть.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

2004 года начался для актрисы комедийным сериалом «Моя прекрасная няня», в котором она проработала два года. На свою последнюю съемку в 2006 году она приезжала уже из больницы.

— Люба знала, что у нее онкология,- рассказывал друг актрисы Иосиф Кобзон. — Однажды даже позвонила мне и сказала «Как же я хочу жить!»

Но многие коллеги до последнего не знали, что она умирает. Актриса по-прежнему носила высоченные каблуки и на площадке заполняла собой все пространство. Ее смерть для многих стала настоящий ударом. Ей было всего 57 лет.

Оцените статью
» Я сделаю твою жизнь адом! Сгниешь в массовке»: полосатая жизнь Любови Полищук на редких фотографиях
Начал пить в 11 лет, допился до белой горячки и пережил три остановки сердца. Как актёру Алексею Нилову в 43 года удалось завязать