Фильм «Свой среди чужих…» — мой ровесник — 1974 год. Забавно, что сегодня, в эпоху нанотехнологий и прочих интернетов, когда и дела никому нет до чекистов, красных, белых и их политических разборок, картина по-прежнему смотрится на одном дыхании, вызывая интерес и живые эмоции зрителей.
Вдохновленный западными вестернами, Михалков задумывал фильм в лучших традициях Голливуда, но что-то наше, «исконно русское», наложилось на весь этот экшн, и получился прекрасный фильм о людях, простых людях с их достоинствами, слабостями и недостатками. Душевно. Честно. Зрелищно. И очень талантливо.
Первый, дебютный и, как мне кажется, лучший фильм режиссера.
Сегодня я хочу рассказать вам, как снималась эта чудесная картина, и с какими трудностями столкнулись команда и актеры фильма.
- «Полмиллиона вплавь, пешком и волоком»
- Первые трудности
- Фильм мужских ролей
- Звездный состав
- Роль атамана Брылова Михалков писал для себя
- Юрий Богатырёв
- Анатолий Солоницын
- Сергей Шакуров
- Александр Пороховщиков
- Зачем я так детально пишу о ролях?
- Александр Калягин сначала отказался от роли
- Константин Райкин
- Критика картины. «Минусы» или «плюсы»?
«Полмиллиона вплавь, пешком и волоком»
Именно таким было первое, черновое название картины. Сценарию фильма предшествовала повесть «Красное золото», которую Никита Михалков написал вместе со сценаристом Эдуардом Володарским.
Сюжет повести родился после прочтения небольшой журнальной заметки — короткого рассказа о поезде, перевозившем реквизированное у буржуазии золото, который был захвачен белогвардейской бандой. Золото неоднократно переходило из рук в руки, пока, наконец, не было отбито чекистами.
Точно известно, что был и второй сценарий, который назывался «Ненависть», но сюжета его я в сети не нашла. Если кто-то из читателей в курсе, буду очень благодарна за любую информацию.
Первые трудности
Дебютный фильм Никиты Михалкова стал настоящей классикой советского кино, что, согласитесь, явление довольно редкое, но, как водится, без трудностей дебют не обошелся.
Почти одновременно с первыми полученными согласованиями и уже утвержденными на роль актерами, Никиту Сергеевича призвали в армию, и вся съемочная группа терпеливо ждала его «дембеля» и возвращения «на гражданку».
Съемки начались только летом 1973 года, а в середине августа, когда команда выехала на «натуру» в Чечню, случилось первое ЧП. Погиб один из маляров, работников по реквизиту.
В тот роковой день он позволил себе выпить лишнего и самостоятельно передвигаться не мог. Но вместо того чтобы освободить его от работы, администратор приказал погрузить маляра в автобус и отправить на съемочную площадку: дескать, по дороге проспится. А в салоне автобуса находились канистры с бензином, пакля, мешковина и ветошь для протирки объективов. По дороге так и не протрезвевший маляр решил закурить и… погиб в огне.
В то же самое время на Михалкова едва не завели уголовное дело по статье «взяточничество». Дело было так: когда фильму срочно потребовалась массовка, администратор решил пригласить местных жителей, сказав дословно следующее: «Приходите с паспортом. Съемка конным – десять рублей в день, пешим – пять».
Администратор имел в виду сумму вознаграждения за съемочный день, но местные жители решили, что речь идет о взятке за право поучаствовать в съемках и вложили в паспорта – кто десятку, кто пятерку.
Весть быстро разлетелась по району. Отбиться от местного ОБХСС молодому режиссеру помог отец, Сергей Михалков, который задействовал свои связи и спас сына от двух лет тюрьмы.
Фильм мужских ролей
Как вы помните, в фильме снимались исключительно мужчины. В сценарии была прописана всего одна женская роль – ординарец Лешка, которого играла девочка, остальные женщины были заняты только в эпизодах. В одном из них можно увидеть и Татьяну Михалкову (она появляется в грезах Брылова).
Кстати, женой режиссера Татьяна стала там же, в Чечне, во время съемок фильма.
Звездный состав
Почти всех «своих» актеров Михалков знал до съемок. Знал лично, знал по складу характера и темпераменту и четко видел каждого из них в определенной роли.
Фильм стал дебютом для Юрия Богатырева и Александра Адабашьяна, сделал востребованными Александра Кайдановского и Александра Калягина, по-новому раскрыл грани таланта Анатолия Солоницына, Константина Райкина, Александра Пороховщикова и, наконец, самого Михалкова.
Роль атамана Брылова Михалков писал для себя
Детально придумывал для героя детали костюма, внешнего вида и пижонские жесты. За основу был взял все тот же любимый образ бандитов из западных вестернов.
Юрий Богатырёв
Артист высокого уровня, создавший образ честного чекиста. Парадокс роли Богатырева заключался в том, что его персонаж был абсолютно неприятен самому актёру. Жаль, что до нас не дошли слова самого Богатырева на тему его роли, очень интересно было бы узнать именно его мнение.
Анатолий Солоницын
Один из ведущих артистов Андрея Тарковского. Его роль Василия Сарычева — роль цельного человека, для которого дружба не пустые слова. Именно он до конца не верит в предательство Шилова.
Сергей Шакуров
Запомнился зрителям и персонаж Сергея Шакурова. Он самый экспрессивный из всех героев. Забелин ненавидит бумажную работу и искренне тоскует по былым временам.
Один из читателей, оставивший рецензию на фильм, очень точно охарактеризовал его строчкой Леонида Филатова — «Мне бы шашку да коня, да на линию огня…». Вот-вот, Забелин и есть тот самый генерал, отлученный от военной службы… Но ситуация с кражей золота станет для него удачей и шансом повоевать ещё раз.
Александр Пороховщиков
Интересен и персонаж Александра Пороховщикова, герой которого — Кунгуров — искренне не понимает, кто чужой, а кто свой. «Вот раньше было все понятно, врага видел в лицо, а сегодня все смешано и неопределенно…».
Зачем я так детально пишу о ролях?
Заметьте, как тонко, и как точно характеры, поступки и чувства героев характеризуют то непростое время, которое выпало на их долю… Мне кажется, это очень интересная параллель: время — люди.
Александр Калягин сначала отказался от роли
Один из немногих актеров, кто изначально отказался от роли в фильме, был Александр Калягин. Михалков знал актера ещё по театральному училищу и в роли начальника железнодорожной станции Ванюкина видел только Александра Александровича.
Но Калягин переживал сложный период: у него умерла супруга, ему хотелось поддержать в горе дочь, быть рядом с семьей. Однако, уступив уговорам Михалкова, Калягин не раз упоминал, насколько он ему благодарен. Роль спасла актера от депрессии, а работа в фильме благотворно отразилась на дальнейшей карьере.
Константин Райкин
Ещё один актер, решившийся на «жертву» ради съемок, был Константин Райкин. Ради роли Каюма, он без лишних слов согласился побриться наголо, чтобы потом несколько месяцев носить парик для исполнения своих ролей в театре.
Критика картины. «Минусы» или «плюсы»?
Примечательно, что одно из замечаний критиков звучало так: «Работая с актером, Михалков следует правилу «… чем эпизодичнее персонаж, тем сочнее колорит его беглого портрета». Отсюда специфическая черта всего творчества режиссера, заявленная уже в дебюте – перенаселенность экранного мира пестрыми характерными героями».
В общем, этот факт был заявлен критиком, как минус. А мне кажется — гениальный подход. Просто находка. Как думаете? Я вообще уважаю внимание к деталям и мне такой подход очень нравится.
В целом режиссерский дебют Михалкова вызвал у кинематографистов слегка снисходительное отношение: уж больно молод режиссер, уж больно щедр на «режиссерские находки».
«Казалось, что, дорвавшись, наконец, до камеры, молодой творец хочет вместить в свою картину всё, что накопилось в нём за годы учения во ВГИКе».
Наверное, доля истины в этом есть, но кто из нас поступил бы иначе? Второго дебюта, как говорится, не будет.
К счастью, были и другие мнения: «У нас появился не только интересный фильм. У нас появился режиссёр со своей индивидуальностью. Перед нами не приключенческий фильм в чистом виде, а интеллектуальная игра в приключенческое кино». Не случайно Алексей Герман позже назовёт фильм «Свой среди чужих…» новаторским.
В конечном итоге время все расставило по своим местам — прекрасный сюжет, сильный и талантливый актерский состав, прекрасная музыка.