«Вот сейчас скажу ей, что полюбил другую и ухожу»: со стороны казалось, что у Ростоцкого и Меньшиковой был крепкий брак, но это не так

— Не хочу тебя травмировать. Когда приду в себя, вернусь…,- написал Станислав в коротенькой записке жене.

Нина перечитывала ее вновь и вновь, словно пытаясь найти в этих скупых двух строчках намек на то, что он передумает и вернется. Одновременно в глубине ее подсознания зарождался страх: а вдруг на этот раз навсегда?

Она старалась не думать об этом, найти в себе силы пережить его уход. Но с каждым днем тревога росла. Дом без него казался чужим. Тишина, прежде уютная, нестерпимо давила.

Через две недели Ростоцкий вернулся. Молча поставил сумку у двери, посмотрел на жену, будто ничего не произошло, и устало произнес:

— Давай пить чай…

Станислав Ростоцкий привлек внимание общественности еще в 14-летнем возрасте, когда его фото появилось на первых страницах газет. На них юный пионер приветствовал 10-й съезд комсомола. Именно эта популярность открыла ему двери в киноиндустрию.

Чуть позже будущий режиссер попал на пробы к Сергею Эйзенштейну в картину «Бежин луг», а впоследствии стал его любимым учеником.

С началом войны, несмотря на проблемы с позвоночником, 19-летний Станислав отправился на фронт. В одном из боев чудом избежал смерти, но тяжелые ранения привели к ампутации ноги.

Несмотря на увечье, он никому и никогда не позволял себя жалеть, хотя боль сопровождала его всю жизнь. Без новокаиновой блокады Ростоцкий не мог даже надеть протез. И только жена Нина Меньшикова знала, какие страдания испытывал ее любимый. Она заботилась о нем, вязала под протез теплые шерстяные накладки, покупала специальные мази.

Человек притягательного обаяния

С будущей супругой Станислав познакомился во ВГИКе, где учился на режиссерском факультете. Он часто рассказывал, как явился на вступительные экзамены пижоном, одетым во все американское. Не мог допустить, чтобы его жалели.

Нина была студенткой актерского. Правда, поначалу учеба никак не клеилась. Педагог курса Борис Бабочкин считал ее бездарной, ставил плохие оценки, видимо, надеясь, что она сама уйдет из института.

Но не тут-то было! Скромная девушка вдруг проявила характер: промаявшись два года на курсе у тирана, перевелась к Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой, став отличницей и сталинской стипендианткой.

В лучшего ученика Григория Козинцева, необыкновенного красавца, по-мужски обаятельного третьекурсника Ростоцкого, Нина влюбилась еще на первом курсе. Да что там говорить! Им были очарованы все студентки, включая красавицу Аллу Ларионову.

Осознавая, что у нее практически нет шансов, Меньшикова пыталась его забыть, но тщетно.

— Я была так влюблена, что даже заставляла себя забыть о нем. Думала, какие бы лекарства попить, чтобы выкинуть его из головы? А то просто сойду с ума,- рассказывала она позже.

Пять лет спустя судьба свела их вновь. Уже дипломированный режиссер Ростоцкий предложил Ниночке поехать с ним и писателем Владимиром Красильщиковым в деревню.

— Мы с другом едем под Владимирскую область писать сценарий. Если хотите, поехали с нами. Вы нам будете готовить.

Конечно же, она согласилась. А еще спустя пару дней начался их роман. Тогда же Станислав решился открыть девушке свою тайну.

— Ну что, согласна с инвалидом жить? — спросил он.

— Всю жизнь! — ответила Нина.

Идеальный неидеальный брак

Союз Ростоцкого и Меньшиковой казался идеальным. Но за фасадом прочного брака скрывалось немало сложностей. Станислав был очень непростым человеком. В семье не признавал равноправия, считая, что Нина не должна работать, а воспитывать детей. Мог исчезнуть на несколько дней или, приревновав жену, устроить скандал.

В фильмографии актрисы около шестидесяти ролей. А ведь могло бы быть гораздо больше. Режиссеры ценили талант Меньшиковой и хотели снимать. Вот только она отказывалась от предложений ради мужа, считая, что невозможно быть одновременно и актрисой, и женой.

— Моя главная роль — жена! — не уставала повторять она.

И это были не просто слова, а жизненный путь женщины, которая понимала, что их любовь — это большой труд, компромисс, терпение и умение прощать. А еще быть рядом с гениальным мужем в трудные моменты и верить ему, как себе!

Через тернии к звездам

Нужно отметить, что фильмы Ростоцкого вошли в золотой фонд советского кино, но их путь к зрителю был непрост.

«Дело было в Пенькове», став лидером проката, одновременно вызвал целый шквал критики. Показывать любовный треугольник в советском кино было недопустимо. Еще и песня «Огней так много золотых на улицах Саратова» возмутила идеологов: советская девушка не может любить женатого.

В ленте «Доживем до понедельника» Ростоцкий единственный раз снял свою жену. Но чего стоили ей эти съемки! Он просто измучал ее дублями.

— Ты должна играть лучше всех!- кричал он. — Ну ты же можешь лучше?

И она смогла! На премьере в Доме кино зрители аплодировали стоя, а сам фильм взял Госпремию. И только создатели знали, как его запрещали на разных этапах, находя в нем «неправильные» идеи.

Лучший фильм СССР 1972 года «…А зори здесь тихие» перед выпуском на большой экран четыре месяца держали на полке из-за сцены в бане.

— Неужели вы думаете, что мы когда-нибудь пустим мужчин в женскую баню? Эту сцену вырезать! — возмущались чиновники.

Лишь благодаря вмешательству Леонида Брежнева фильм вышел в прокат.

В следующей картине Ростоцкого «Белый Бим Черное ухо» цензоры три года искали антисоветские мотивы, отказываясь верить, что это просто история о собаке…

Непростые отношения

А еще Ростоцкий частенько увлекался актрисами, с которыми работал, считая это частью профессии.

Однажды, когда в семье уже подрастал сын Андрюша, у режиссера на съемочной площадке начался роман. Вернувшись домой, он долго не решался начать разговор с женой.

— Вот сейчас скажу ей, что ухожу…, — размышлял он, помешивая ложкой остывший суп. — Сын маленький, тяжело ей будет… Но что делать? Я не могу больше так жить. Нет-нет, все равно скажу…

Ничего не подозревающая Нина стояла у плиты и весело щебетала, вспоминая, как Андрюшка на днях нарисовал первую букву своего имени. Ее голос был таким теплым и родным.

— Нина…, — тихо начал он, стараясь не встречаться с ней взглядом. — Ты знаешь…

Жена медленно повернулась, посмотрела на него долгим понимающим взглядом, в котором читалась нежность и что-то еще… будто давно знала, о чем он хочет сказать. Затем подошла ближе, осторожно провела рукой по его щеке.

— Знаю, милый… Нам надо сбрить бороду…

В тот момент Ростоцкий выдохнул, чувствуя, как в груди что-то дрогнуло. Всё напряжение, все сомнения, терзавшие его в последние дни, вдруг растворились, исчезли, испарились…

— Какой же дурак,- подумал он в тот момент. — Она ведь любит меня больше жизни…

Была в их жизни еще одна похожая история. Каким-то образом Нина узнала, что у ее мужа очередной бурный и яркий роман с актрисой. Со съемок Ростоцкий возвращался в тягостном настроении, зная, что там его ждет непростой разговор.

Весь ужин супруги молчали. А когда пришло время идти спать, Нина жестом указала мужу на диван в гостинной. В ту ночь Станислав долго не могу уснуть, а утром первым делом ринулся выяснять отношения, посчитав, что нападение — лучшая защита!

Нина внимательно выслушала мужа, а потом, глядя ему прямо в глаза, заявила:

— Если ты хочешь поскандалить, пожалуйста. Но ведь повода нет…

Эта женщина никогда, ни при каких обстоятельствах не устраивала сцен, не делала резких движений и поспешных выводов. Но именно этим и удерживала такого непостоянного мужа рядом.

— Какой же я был умный, когда женился на Нине! Если бы не женился, уже бы умер! Все-таки она у меня самая красивая, самая замечательная!- делился режиссер откровениями с друзьями.

А его любимым тостом на всех застольях были слова:

— Как хорошо, что я женился на тебе, а не на Ларионовой!

Тяжелые испытания

Перестройка принесла в жизнь Ростоцкого тяжелые испытания. Его, как и многих других мастеров советского кино, подвергли критике на съезде кинематографистов. Оказавшись в опале, режиссер поселился в своем домике под Выборгом, где начал писать мемуары, а еще серьезно увлекся рыбалкой.

— Рыбалка — мое настоящее призвание,- любил повторять он в шутку. — А вот режиссура, пожалуй, уже хобби.

Нина Евгеньевна всегда находилась рядом с супругом. Их любовь пережила десятилетия, и даже в письмах она писала ему с нежностью: «Стасенька, родной мой, пожалуйста, не забывай обо мне». Он же признавался в дневниках, что за всю жизнь только ей говорил слова любви.

Даже спустя годы, когда страсти уже не кипели, их любовь оставалась живой — в шутках, в ревности, в теплых словах и во взглядах, которыми они обменивались до последнего дня.

Когда на свет появилась их внучка Ольга, дедушка и бабушка с радостью взялись за ее воспитание. Станислав Иосифович был готов потакать детским шалостям и буквально заваливал ребенка подарками и сладостями. А вот Нина Евгеньевна, напротив, придерживалась строгих, но справедливых решений.

Такая разница в подходах иногда вызывала споры в семье. Но после стало понятно: Оля в полной мере впитала дедушкину доброту и умение находить радость в мелочах, а от бабушки переняла силу характера.

Станислав Иосифович скончался от остановки сердца в августе 2001 года. Это случилось на фестивале в Выборге. Нина Евгеньевна очень тяжело переживала смерть мужа, и только забота близких давала ей силы жить дальше.

Судьба нанесла ей новый удар ровно через год, когда трагически погиб ее сын Андрей Ростоцкий. Эта потеря стала для народной артистки невосполнимой. Но она мужественно пережила и эту трагедию, сохранив в себе ту самую силу и благородство, которые всегда ее отличали.

А еще через пять лет не стало и ее…

Оцените статью
«Вот сейчас скажу ей, что полюбил другую и ухожу»: со стороны казалось, что у Ростоцкого и Меньшиковой был крепкий брак, но это не так
Пластика против природы: звезды-ровесницы, которые выглядят совершенно по-разному