«Простодушное дитя, она и предположить не могла, что ожидает её в театральном закулисье. Чёрт знает что, шептались злопыхатели, красива, молода, талантлива! — и ни одной видимой связи».
Она имела феноменальный успех, была отмечена вниманием Николая l, перед ней простиралось великое будущее, но все как-то внезапно оборвалось и сейчас мало кто знает ее имя. Речь про актрису Варвару Асенкову.
Как все начиналось
Варвара появилась на свет в 1817 году. Ее мать артистка Александра Егоровна Асенкова жила в гражданском браке с офицером Николаем Ивановичем Кашкаровым. Так как брак не был освещен церковью, то Варвара получила «метку» незаконнорожденного младенца.
Вскоре Кашкаров исчез с горизонта семейства Асенковых и Александра Егоровна нашла себе нового мужа. Дочь Варвару женщина хотела направить по своему пути. Мать надеялась, что девочка станет артисткой. Юная Варенька отличалась поразительной красотой и изяществом.
В 1828 году Варя поступила в Петербургское театральное училище. Увы, за два года учебы, она никак себя не проявила. Преподаватели отмечали ее привлекательную наружность и полное отсутствие артистических способностей. Когда девочке исполнилось 13 лет, родительница забрала ее из училища и отдала в один из лучших пансионов Петербурга.
После обучения в пансионе Варя сказала матери, что хочет снова попробовать стать актрисой. Александра Егоровна решила дать дочери еще один шанс и попросила знаменитого актера Александринского театра Ивана Ивановича Сосницкого позаниматься с девочкой.
В январе 1835 года состоялся дебют семнадцатилетней Вари. Она сыграла роль Роксоланы в водевиле «Сулейман II, или Три султанши» Ш. С. Фавара и роль Мины в водевиле «Лорнет, или Правда глаза колет» Э. Скриба.
Это был поразительный успех. Неловкая и стеснительная Варенька так преображалась на сцене, что ее игру отметили все, включая Николая l. Государь удостоил юную артистку своим милостивым вниманием, он уверил девушку в удачном дебюте и сказал, что не сомневается в ее будущих успехах.
Через несколько дней Варе передали бриллиантовые серьги от царя. Учитывая, каким женским угодником был Николай l, можно было не сомневаться, что красивая актриса запала ему в душу. Но такое пристальное внимание первой особы страны не могло остаться незамеченным и не породить дурные чувства.
По Петербургу быстро пронеслась весть о бриллиантовых серёжках, подаренных начинающей актрисе государем. У Асенковой появились недоброжелатели. В первых рядах сплетников оказались подруги девушки. Конечно, тоже актрисы. Они не могли смириться с успехом Вари, поэтому начали распространять о ней сплетни. Мол, Асенкова является возлюбленной царя.
Но имело ли внимание Николая l продолжение? Вряд ли. Об этом красноречиво свидетельствует случай.
Через некоторое время, Варвара Асенкова добилась чести стать ведущей актрисой императорского театра. У нее были толпы поклонников. Зрители были в таком упоительном восторге от ее игры, что гром рукоплесканий не ослабевал. Мать Асенковой, решила, что дочь имеет право на денежное поощрение и попросила Николая l увеличить Варе жалование. Ответ государя был весьма холоден:
никакой прибавки сделано быть не может, ибо по собственному отзыву Государя Императора она никаких успехов не сделала
Согласитесь, вряд ли бы он так ответил, если бы между ним и актрисой были романтические чувства. Сперва бриллиантовые серьги, а потом нежелание признавать успех актрисы. Скорее всего, с ее стороны был отпор и это повлекло холодность.
Чем все завершилось
Варвара прославилась как актриса-травести. Она часто играла роли мальчиков и молодых мужчин. Стройная, грациозная девушка, облаченная в гусарский китель и тонкие лосины вызывала у публики массу положительных эмоций.
Актер Михаил Щепкин отметил, что актриса:
так хороша, что гадко было смотреть
Могло показаться, что у молодой, красивой и талантливой актрисы насыщенная личная жизнь. Но ничего подобного. Несмотря на толпы поклонников, мечтающих о ее внимании, она все свое свободное время отдавала репетициям.
Порой происходили курьезные случаи. Например, однажды, она, выходя из театра, чуть не стала пленницей горячего южного князя. Он планировал схватить красавицу и увезти с собой в карете, но не учел, что вокруг есть другие люди. Кучера, стоящих рядом карет, увидели, как Асенкова пытается вырваться из «объятий» князя и пришли ей на помощь.
В другой раз, к ней в жилье проник опечаленный отказом мужчина, и в расстроенных чувствах изрезал ножом мебель.
Некоторые уязвленные поклонники доходили до странной мести. Один богатый мужчина додумался до оригинального способа сорвать спектакль актрисе. Он скупил все билеты на первый ряд партера и там уселись лысые мужчины. Зрелище было комичное и зрители, пришедшие на спектакль, начали так покатываться с хохота, что Асенкова была вынуждена убежать со сцены.
Но не всех красота актрисы пленяла. Например, Александр Сергеевич Пушкин (известный ценитель женских ножек) к Асенковой был настроен негативно. До нас дошла его острая фраза, которую он сказал своему соседу на спектакле:
Я бы отвесил вам пощечину, да боюсь, Асенкова подумает, что я ей аплодирую! Да и ноги у нее кривые!
Но кривые или не кривые у нее были ноги, а таланта актрисе было не занимать. Она нашла свою нишу и добивалась там головокружительных успехов. Овации не прекращались.
Когда Варвара поняла, что подхватила чахотку, она не стала следовать советам докторов — лежать в постели. На актрисе находился почти водевильный репертуар театра и беречь себя в ее планы не входило. Она жила сценой и подарила ей себя. Ничем не останавливаемая болезнь развивалась стремительно и несчастная Варвара сгорела слишком быстро.
Весной 1841 года Варвара умерла. Ей только исполнилось 24 года.
На ее памятнике выбиты слова:
Все было въ ней: душа, талантъ и красота.
И скрылось все отъ насъ, какъ свѣтлая мечта.