Попалось на глаза интервью актрисы Татьяны Догилевой, которое она дала КП 12 лет назад. Речь в нем шла о Елене Майоровой — прекрасной актрисе, которая трагически погибла в 39 лет.
Татьяна Догилева считает: в том, что произошло виноват муж Майоровой. Нет, конечно, он не причинял ей вреда. Но так получилось, что в момент, когда актрисе было очень тяжело физически и морально, не предпринял решительных шагов, чтобы помочь любимой женщине.
Елена Майорова и Догилева дружили много лет. Подруги поговорили буквально за считанные часы до того, как Майоровой не стало. И Догилева до сих пор не может простить себе за то, что не пошла к Елене в ту ночь, хотя сердце ей подсказывало — она нужна подруге.
Зачем Елена это сделала?
23 августа 1997 года к главному входу театра Моссовета на большой Садовой подбежала женщина. Ее платье полыхало, лицо и руки были сильно обожжены. Женщина истошно кричала: «Спасите меня, спасите!» Выбежавшие на шум сотрудники театра сумели потушить огонь.
Это была актриса Елена Майорова. Она скончалась в реанимации спустя несколько часов. Следствие выяснило, что подожгла актриса себя сама.
После ее ухода все начали рассуждать о причинах такого поступка. И первое, что полезло в заголовки газет и журналов — «Елена Майорова погибла из-за алкоголя».
Но люди, которые знали Лену намного ближе, понимали, что алкоголь — это лишь следствие.
Вот, что рассказала Татьяна Догилева в интервью:
«Наше поколение вообще было пьющим. Это не было грехом как сейчас. И Леночка никогда не была алкоголичкой. Ну не может алкоголичка сыграть столько прекрасных и сложных ролей. Алкоголь расшатывает и убивает талант. Да, мы вели такой образ жизни. Но все было хорошо, пока видели перспективы, цели. И когда все в один момент рухнуло, сил не осталось.
Да, Леночка была сильной, но когда на тебя наваливают слишком много, становится невыносимо. Ей нужна была помощь дома, но она ее не получила. И у нее случилась внутренняя депрессия, выгорание. Она справлялась с ней, когда была в порядке. Но стоило ей выпить чуть-чуть алкоголя, как вся эта безысходность ее накрывала».
Майорова всегда работала качественно, отдавалась роли без остатка. Она никогда не принимала алкоголь в театре. Но если перебирала с выпивкой, а ей хватало малого, последствия были непредсказуемыми — могла кричать, лезть в драку.
Однажды актриса неудачно пошутила и чуть не довела мужа до инфаркта. Она опустошила несколько упаковок со снотворным. Одну выпила, остальные выбросила и отправилась спать. Когда муж увидел спящую Елену, а рядом пустые пачки таблеток, испытал шок.
Талантливая актриса с хрупкой психикой, но сильным духом
Друзья всегда считали Елену Майорову сильной женщиной. В 17 лет она приехала в Москву из Южно-Сахалинска. Ни один театральный ВУЗ столицы не разглядел тогда в девушке таланта актрисы. И она поступила в ПТУ.
Но, как говорится, что ни делается, все к лучшему. В 1976 году Майорова прошла в ГИТИС на актерский курс к Олегу Табакову. Известный актер впервые набирал учеников и попасть к нему было невероятно престижно. Их называли «Табаковцы».
Майорова первая с курса получила настоящую роль в кино. Ее пригласили сняться в картине «Вам и не снилось» у режиссера Ильи Фрэза. Для молоденькой, никому неизвестной студентки — это был настоящий успех.
Всего через год, в 1981 году, Елена получит уже главную роль в фильме-катастрофе «34-й скорый». Она будет сниматься практически до самого конца жизни. А три фильма выйдут уже после смерти актрисы.
Татьяна Догилева считает, что Майоровой нельзя было принимать приглашение режиссера Аркадия Кордона сниматься в фильме «Послушай, не идет ли дождь». В фильме она сыграла аллегорическую роль — Смерть.
Премьеру фильма актриса уже не увидела.
«Я просила ее не сниматься в этом фильме. Нельзя играть с такими понятиями, но Лена не слышала» — рассказывала Догилева.
Майорова считала, что нет неподходящих ролей.
И действительно, ее актерский талант называли «бездонным колодцем». Убедительно и правдиво ей удавалось создавать диаметрально противоположные образы.
Елене получались роли простых девушек с непростой судьбой – таких же, как она сама. Но она также легко перевоплощалась в хрупких, надломленных барышень и даже в женщин легкого поведения. Ей нравилось экспериментировать с персонажами.
Свою театральную карьеру Елена начала в «Современнике». Но уже через год, вместе с частью труппы, последовала за Олегом Ефремовым во МХАТ. Во МХАТе были сыграны ее лучшие роли репертуара — от Маши в «Трех сестрах» до Любы в «Олени» и «Шалашовке».
С Олегом Николаевичем актрисе работалось не всегда просто. Майорова либо получала главные роли, либо подвергалась жесткой критике за малейшие ошибки. Иногда Майорова даже сомневалась в правильности своего выбора карьеры.
Сергей Шерстюк — любимый Ангел-Хранитель
Елена была замужем два раза. Первый муж Майоровой — сокурсник по ГИТИСу Владимир Чаплыгин. О причинах развода бытуют разные мнения. Одни склоняются к тому, что Елена Владимировна не сошлась характером со свекровью, поэтому молодые жили в общежитие.
В итоге маминкин сынок не выдержал и вернулся в отчий дом. По другой версии, брак изначально был фиктивным.
Последней большой любовью Елены стал художник Сергей Шерстюк, сын генерала. Она называла его — мой Ангел. И было за что. Он вытащил ее из суровой и неуютной общажной жизни. Привел в большую генеральскую квартиру, принадлежавшую его семье.
В то время Шерстюк был модным художником, его гиперреалистичные картины прекрасно продавались, он хорошо зарабатывал. Единственное, что омрачало совместную жизнь – отсутствие детей. Из-за перенесенного в детстве заболевания Елена не смогла стать матерью.
В какой-то степени «сыном» для нее стал Сергей. Как считает Догилева, сильным женщинам, а Майорова была таковой, часто достаются мужья-сыновья.
В начале 90-х все кардинально поменялось. Шерстюк стал меньше зарабатывать, его работы продавались все хуже и хуже. Не до картин было народу в период перестройки.
А вот Майорова была востребована как никогда.
Вот как об этом периоде писал Садальский:
«Приближалось открытие нового театрального сезона. Работы невпроворот. Она пробовалась на главную роль в 11-серийном фильме Александра Орлова «На ножах» по Лескову — писал Садальский. — Ленка играла Глафиру, убийцу своего мужа, играла грандиозно.
За три дня до смерти ей позвонила ассистентка режиссера Бронислава, будто почувствовав, что с ней что-то не в порядке, спросила: «Может, тебе что нужно?» Лена ответила: «Да. Приезжайте, будете стоять у гроба…»
Актриса запряглась в семейную телегу с удвоенной силой и просто не выдержала. Домашние конфликты, а их было немало, наслоились на физическую, умственную, а главное эмоциональную усталость. Как сама признавалась актриса, она не могла быстро вытаскивать из себя сыгранные образы.
Майорова не справилась с тяжелым приступом депрессии. И произошло то, что произошло.
26 лет назад ушла молодая, безмерно талантливая, любимая народом актриса.
По мнению Татьяны Догилевой в тот момент ей нужен был не муж-«сын», а сильный мужчина, который просто силком вытащит Елену из безысходной пустоты, в которую она провалилась. Не смог, не успел…
Сергею нужно было снять с Елены часть забот, отправить ее на отдых, сделать все, чтобы ей стало легче. Алкоголь и депрессия — гремучая смесь. Возможно, он просто не понял всю серьезность положения и потерял свою Лену, которую обожал.
Сергей Шерстюк пережил супругу всего на 9 месяцев.
Официальный диагноз, который был указан в заключении – злокачественная опухоль, которая эволюционировала слишком быстро.
Но все друзья и знакомые Сергея знают, что причиной гибели была бесконечная тоска и горе, которые пришли к нему после гибели жены. Последние месяцы жизни художник провел в глубочайшей депрессии. Он жил только воспоминаниями об утраченном счастье, его уже ничего не вдохновляло.