Любовь Соколову не зря называли «всесоюзной мамой». Она была не только самой востребованной актрисой эпохи, но и сыграла столько ролей матерей, что имя ее внесли в Книгу рекордов Гиннесса.
Соколова всегда играла только положительные образы, и именно такой запомнилась отечественному зрителю: доброй подругой, невестой, матерью, бабушкой.
Любовь Сергеевна и не предполагала стать актрисой. По окончании десятилетки она поступила в Педагогический институт имени Герцена на филологический факультет. Юной студентке приходилось подрабатывать. В те годы ввели оплату за обучение, составлявшую сорок рублей, и, чтобы вносить эти деньги, Любовь Соколова устроилась на вокзал носильщицей.
Однако тайная, и казавшаяся несбыточной мечта, играть в театре вдруг обрела реальные перспективы, когда Сергей Герасимов объявил набор в мастерскую, организованную при «Ленфильме». Несмотря на огромный конкурс — 1200 человек на 22 места — Любовь Соколова прошла отбор и поступила в киношколу.
В актерской школе Соколова встретила свою первую и самую сильную в жизни любовь — студента Георгия Араповского. Они поженились в мае 1941 года и были безумно счастливы вместе. Муж носил Любу на руках.
В то же время Любе Соколовой предложили первую роль в кино, в картине «Фронтовые подруги». Однако дебют был сорван самой актрисой. Целомудренная и правильная Любовь была шокирована грубой выходкой сценариста картины Сергей Михалкова. Юная девушка оставила съемочную площадку, а на замену убежавшей актрисе нашли другую — Тамару Алешину.
Тогда Соколовой казалось, что вся жизнь впереди, и будущее представлялось в самом радужном свете. Она еще не знала, что после несостоявшейся роли в ее творческой биографии наступит долгий и тяжелый вынужденный перерыв.
Люба крутилась перед зеркалом в костюмерной, примеряя роскошное бальное платье, когда услышала по радио страшную новость. Началась война! Звуки мазурки со съемочной площадки сменились на грохот разрывающихся снарядов.
Вместо воздушного шифона — заношенная телогрейка, в которой Соколова стояла у станка на авиационном заводе и тонкими изящными руками в огромных рукавицах вытачивала детали двигателей для самолетов. После смены бежала на эвакуационный пункт ухаживать за ранеными.
Любовь вместе с мужем осталась в осажденном Ленинграде. Актриса работала наравне со всеми, на том же заводе трудились ее свекровь и любимый муж. На фронт его не взяли по причине слабого зрения.
Скудного пайка не хватало. Первой от голода умерла мать Георгия, потом смерть пришла за Георгием. Муж скончался прямо на руках у любящей жены. Любовь была на грани того, чтобы и самой уйти из жизни. Но она устояла перед этим шагом.
Денег, чтобы похоронить, у Любови не было. Она сделала единственное, что могла: заперла дверь на ключ, выбросила его, чтобы никогда не возвращаться в проклятую квартиру, и побрела – в новую жизнь.
Каким-то чудом Соколовой удалось выжить, продержаться до эвакуации. Она покинула блокадный Ленинград единственным возможным тогда путем — под бомбежками на грузовике по льду Ладожского озера.
В 1942 году Соколову зачислили сразу на второй курс ВГИКа. Окончив институт, актриса поступила в Театр-студию киноактера. Общежития ей не дали, поэтому ночевать приходилось на составленных стульях в театральной гримерке. Но и с такими условиями Любочка мирилась. Главное, что окончилась война.
Лишь в 1948 году она вернулась на съемочную площадку, где дебютировала в роли простой деревенской женщины Варвары в картине «Повесть о настоящем человеке».
В 1951 году Соколова вместе с коллегами уехала в Германию, в театр Группы советских войск. Вернулась на родину в 1956 году, вступила в кооператив на квартиру, устроилась на работу в театр, стала сниматься в кино.
С середины 1950-х актрису стали приглашать в фильмы так часто, что вскоре с ее участием каждый год стало выходит по несколько картин.
В ее фильмографии такие фильмы, как: «Тихий Дон», «Ночной гость», «Серёжа», «Далеко от Москвы», «Преступление и наказание», «Я шагаю по Москве», «Берегись автомобиля», «Тридцать три», «Джентльмены удачи», «Ирония судьбы или с легким паром».
Казалось, жизнь актрисы налаживаться, но молодая женщина была по-прежнему одинока. Она сама выбрала этот путь. За ней ухаживали многие, но она дала себе зарок хранить память о Георгии и больше не выходить замуж. Не могла даже представить себе, что рядом с ней будет мужчина. Казалось – полюбит кого-то, а судьба снова его отберет, жестоко, цинично. Собственно, так и случилось.
Любовь всегда держалась недотрогой, синим чулком. Ухажерам решительно отказывала. Но один ухажер все же растопил сердце не преступной красавицы. Это был Георгий Данелия — в будущем один из самых известных кинорежиссеров Союза.
Кстати Данелия тоже сначала получал от ворот поворот, но он был очень настойчивым. Смешил, приглашал в разные интересные места, приставал с поцелуями. И ей говорили: ну ты что, это же такая семья! Георгий был моложе почти на 10 лет, ему было 26 лет, но наврал Соколовой, что они ровесники.
И как-то так вышло, что актриса влюбилась в молодого человека, с которым ей было чрезвычайно интересно. Однако пара не стала заключать брак, даже когда у них родился сын Николай. Немногие из их окружения верили, что отношения эти продлятся долго, но Любовь и Георгий оставались вместе без малого 30 лет.
Вот только ребенок их рос с большим дефицитом родительской любви — папа и мама были трудоголиками и мальчик часто был предоставлен самому себе.
Верность никогда не была сильной стороной известного режиссера. Все знали о его романе с писательницей Викторией Токаревой. Потом была еще одна женщина, потом еще одна.
Режиссер был увлекающимся человеком, и не только женщинами и бурными вечеринками с друзьями. Когда он загорался каким-либо делом, отдавался ему сутками напролет без сна, отдыха и еды. О жене и ребенке в такие моменты он, конечно, забывал. Поначалу это очень злило Соколову, но позже она поняла, что сам Георгий страдает от этой своей черты характера, но ничего поделать с ней не может.
Потом про свою семейную жизнь Любовь Соколова скажет: «Терпела». Может быть, ради сына. Или потому, что любила все-таки Георгия. Его талант, его бешеный темперамент, его острый ум… Так и прожили 26 лет. И все-таки были близкими людьми.
Когда Соколовой было уже за 60, цыганка на улице нагадала ей скорые несчастья.
«Наверное Гоша от меня уйдет…» — сказала она тогда подруге.
И действительно, развязка наступила скоро, но оказалась куда страшнее. Однажды Георгий Данелия пришел домой и, не глядя супруге в глаза, тихо сказал:
«Люба, прости, но я полюбил другую женщину и решил на ней женится. Нам надо разъехаться».
В этот же день Любовь Сергеевна собрала вещи и ушла к старенькой маме. Вскоре она узнала, что режиссер официально женился на актрисе Галине Юрковой, которая была на 23 года моложе нее.
А Данелия пришел к Галине и надел на ее палец серебряное колечко своей мамы.
Интересно, что вся любовь Соколовой после этого его «прости, влюбился» сразу прошла. И ненависти к Георгию тоже не было, вообще – ничего. Как будто взял кто-то ластик и стер бывшего мужа из его жизни.
Но все равно было грустно, спасала работа и встречи со зрителями. И сын. Мама – вот была ее главная роль в жизни. Да и в кино: зрителям Любовь Соколова больше всего запомнилась по роли мамы Нади из «Иронии судьбы». Она всегда беспокоилась за своего сына, даже когда он вырос. Оказалось, что беспокоилась не зря.
Как-то к ней домой пришли друзья сына: должны были встретиться с Колей, а он не пришел. Парня нашли в доме новой жены Данелия, Галины. Причину его смерти так и не установили. Родители наверняка знали правду, но хранили молчание. Как и констатировавшие смерть врачи — по требованию Георгия Николаевича.
Так Любовь потеряла почти всех, кого любила. Но осталась внучка Маргарита, остались зрители. Потери не ожесточили актрису, она прожила долгую жизнь и осталась доброй, чуткой, милой женщиной.
Любовь Сергеевны Соколовой не стало в 2001 году, ей было 79 лет.