Актриса Ия Арепина. При её упоминании на ум сразу приходит образ трогательно-милой блондинки с лучистыми глазами. Её Маша Миронова из «Капитанской дочки» покорила сердца миллионов. А ведь жизненный путь Ии Алексеевны был совсем не простым, полным и радостей, и горьких разочарований.
Детские годы
Родилась будущая актриса 2 июля 1930 года в скромном городке Ардатове, в большой крестьянской семье. Кроме Ии в семье было еще семеро детей. Отец, человек грамотный, много читавший, умевший играть на гитаре и балалайке, сумел привить детям любовь к искусству.
Интересно, что необычное имя дочери – Ия – тоже его выбор. В этом имени, означающем «фиалка», — вся нежность и хрупкость будущей актрисы.
Талант Ии проявился очень рано. Четырехлетняя малышка обожала устраивать домашние концерты, радуя гостей задорными песенками. Школьные годы – это не только уроки: Ия с удовольствием занимается рисованием и, конечно, играет в самодеятельных театральных постановках.
Кино было её страстью. Маленькая Ия, чтобы купить билет и попасть на очередной сеанс, проводила много времени на рынке, продавая выращенную на собственном огороде зелень. Времена были тяжелые: на дворе стояли голодные сороковые.
Семья Арепиных питалась подножным кормом в прямом смысле, а Ия с другими детьми часами пропадала в лесу, собирая ягоды и травы. Наверное, именно тогда появилась у будущей актрисы эта любовь к природе, к лесу…
Кто знает, как сложилась бы судьба Ии, если бы не совет преподавателя рисования. Педагог, честно признав отсутствие у своей ученицы таланта художника, посоветовал ей выбрать другую сферу деятельности. И тогда Ия решилась попробовать себя в качестве актрисы.
Образование
Москва встретила Ию по-столичному суетливо и равнодушно… Юная абитуриентка в своем простеньком платье и с забавными хвостиками на голове трогательно выделялась на фоне нарядных сверстниц. Кстати, свои светлые брови она неудачно подрисовала угольным карандашом.
На экзаменах во ВГИК наивная провинциалка читала произведения из серьезного взрослого репертуара — монолог Павла Власова из романа Горького «Мать», стихи Некрасова… Говорят, члены приемной комиссии, глядя на нее, еле сдерживали смех.
Однако талант и естественное обаяние сделали свое дело — Ию зачислили на курс Василия Ванина и Владимира Белокурова.
Поначалу столица пугала Ию, сбивала с толку. Она снимала комнату в общежитии за городом и даже не догадывалась, что до института можно добраться на трамвае. Два километра в один конец пешком стали своеобразным ритуалом. Вместе с Ниной Крачковской, такой же, как и она сама, простодушной провинциалкой, они поддерживали друг друга.
Во время обучения Ия принимает участие в театральных постановках, набираясь опыта. В 1954 году, сразу после окончания института, она становится актрисой Театра киноактёра.
Карьера
Дебют в кино состоялся практически сразу же после окончания учёбы — тогда молодой актрисе посчастливилось сыграть главную роль Тони Журбиной в драме «Большая семья». Фильм имел успех у зрителей, и Ию заметили режиссеры.
Ей предлагают и другие интересные роли в фильмах «Девушка с маяка», «Илья Муромец» (Аленушка), «Хождение за три моря» (Дуняша) и др.
А затем Ие выпал счастливый билет — роль Маши Мироновой в «Капитанской дочке»! Образ чистой, нежной, любящей девушки, созданный ею на экране, не мог оставить зрителей равнодушными. Фильм прославил ее на всю страну.
К слову сказать, Ию хотели представить к званию «Заслуженной артистки», но она отказалась, считая, что пока не достойна такой чести. Увы, но позже случая получить это звание так и не выпало.
С начала 60-х Ия снимается всё реже… К этому привёл конфликт с режиссёром Иваном Пырьевым. Она должна была сниматься в его картине, но вместо тёплых слов напутствия от него — циничное предложение, сделка: главные роли в обмен на «ласку».
И вот тут Ия показывает характер! Не стерпела душа порядочной женщины такого оскорбления. Звонкая пощёчина поставила зарвавшегося режиссёра на место.
Она сразу ушла, но история получила широкую огласку потому, что актриса, написавшая объяснительную в вышестоящие инстанции, подробно описала причину своего ухода, сообщив о непристойном поведении режиссёра.
Однако попало не Пырьеву, а ей: Ие вынесли строгий выговор за то что она сорвала съёмочный процесс. На её место нашлась другая актриса, а у Арепиной появилась скверная репутация «скандалистки».
И вот уже почти никто не зовёт Ию на съёмки, её талант оказывается никому не нужным. Стоит сказать, что Ия не единственная, чья карьера рухнула из-за ущемленной гордости ловеласа. Но это уже другая история…
Настоящим подарком судьбы стала для Ии Арепиной роль в фильме Василия Шукшина «Калина красная» (1974 г). Она сыграла сестру персонажа, роль которого исполнял сам Шукшин. Всего за свою жизнь актриса снялась в двадцати девяти фильмах.
Личная жизнь
Увы, но личная жизнь актрисы сложилась тоже не так, как хотелось бы.
Еще во время съемок в первом фильме «Степные зори» у двадцатитрехлетней Ии вспыхнул роман с оператором Юлием Куном, который был старше её на шестнадцать лет. Молодые люди поженились, у них родился сын Юлий. Но семейная жизнь двух творческих, неординарных личностей не сложилась.
Сын Юлий после развода родителей остался с отцом и выбрал в будущем себе такую же профессию. Отношения с матерью у него не складывались, так что со своими внуками от брака Юлия с телеведущей Аллой Волковой (Артуром и Юлием) актриса почти не общалась…
Второй брак с переводчиком Вадимом Мильштейном также оказался недолгим — он продлился всего шесть лет. Позже, в одном из интервью, Ия Алексеевна признавалась, что отношения не сложились из-за сложного характера самой актрисы. Она мечтала о большой любви, а Вадим не смог ей этого дать.
Ия очень хотела ребёнка и в 37 лет он нашла претендента на роль отца: 19-летнего парня, её земляка. В тридцать восемь лет она родила дочь Ладу, которая стала для неё настоящей опорой в жизни.
С отцом своего ребёнка Ия сразу рассталась, и растила дочь самостоятельно. Лада выучилась на психолога и подарила Ие Алексеевне долгожданного внука Артёма. Так и жили они все вместе.
В девяностых у Ии Алексеевны случились два инфаркта, причиной которых стали постоянные стрессы, невостребованность в профессии. Вскоре к ним добавилась астма. Актриса тяжело переживала, что серьёзных ролей ей уже не предлагают.
В одном из своих последних интервью она винила себя в том, что так и не смогла устроить личную жизнь. Актриса считала, что во всём виновата ее гордыня, неуживчивость, непростой характер. И лишь роль, которую она проживала на сцене или на съёмочной площадке, делала её по-настоящему счастливой.