Пышногрудую танцующую красавицу из киноленты «Афоня», наверняка, помнят все, кто хоть раз смотрел этот фильм. Мало кто знает имя этой обворожительной актрисы и другие её роли.
Однако, с уверенностью можно сказать, что она обладает большим талантом, ведь сыграть крошечный эпизод так, чтобы тебя запомнила почти вся страна — способны далеко не все актёры. Нашу сегодняшнюю героиню зовут Татьяна Распутина. В статье мы расскажем о её короткой, но довольно яркой жизни.
В 1951 году восемнадцатилетняя Татьяна приехала из родного провинциального города Калинин в Москву. Цель у неё была одна — стать знаменитой актрисой. Такая мечта у неё появилась ещё в раннем детстве. Вплоть до совершеннолетия она упорно готовилась к поступлению в театральный институт, разыгрывая всякие сценки перед родственниками, и репетируя в одиночестве в своей комнате.
Ей не составило никакого труда поступить в престижный театральный вуз (ГИТИС), но после получения диплома ей пришлось столкнуться с невостребованностью. Все однокурсники и однокурсницы получили работу в театрах и начали сниматься в кино, а Татьяну никуда не приглашали. Своё резюме девушка отправила абсолютно во все театры Москвы и Ленинграда, но везде получила отказ.
Какое-то время ей пришлось работать продавщицей в киоске, ведь нужно было оплачивать аренду комнаты в общежитии и чем-то питаться. Родители помогали ей финансово, но в письмах писали, чтобы она забыла об актёрской деятельности и возвращалась к ним в Калинин. Так легко отказываться от своей мечты Татьяна Распутина не собиралась.
Когда появлялось свободное от работы время, она приходила в киностудию «Мосфильм» в надежде получить хорошие роли, но давали ей только роли в массовке. Более десяти лет никто из режиссеров не обращал на красавицу должного внимания, а ведь она была талантливой, даже очень.
Только в 1971 году Татьяна, наконец, смогла сыграть в кино заметного персонажа.
Судьбоносную роль старшей сестры из картины «День за днём» Татьяна Распутина получила благодаря близкому другу — композитору Илье Катаеву, который был в неё влюблён. Перед началом съёмок, актриса жаловалась ему, что всё-таки, скорее всего, поедет домой в Калинин.
Всё равно работы нет ни в театре, ни в кино, а в родном городе у неё хотя бы есть друзья и родственники, которые могут её пристроить на какую-нибудь хорошую работу. Илья Катаев не хотел её отпускать.
Как раз в тот момент он писал песню «Стою на полустаночке» для фильма «День за днём» и, пользуясь случаем, «выбил» у режиссера роль для своей возлюбленной, чтобы она осталась рядом с ним, пусть и ненадолго. Татьяна была очень ему благодарна. За десять с лишним лет она впервые почувствовала себя настоящей профессиональной актрисой.
Однако, после завершения съёмок, Татьяна Распутина вновь начала готовиться к возвращению в Калинин. На сей раз Илья Катаев остановил её более радикальным методом — сделал ей предложение руки и сердца прямо на вокзале, когда до отправления её поезда оставалось всего несколько минут.
Он не рассчитывал на то, что Татьяна ответит согласием, но сердце подсказывало, что действовать нужно решительно, иначе другого шанса может и не быть. И сердце не соврало. Не успел он договорить, как актриса кинулась ему в объятия и буквально закричала на весь вокзал: «Да-да-да!».
Татьяна Распутина перебралась в квартиру своего мужа, а спустя полтора года совместной жизни родила единственную дочь Катю. В кино и театры актрису, как и прежде, не приглашали, но теперь она в этом и не нуждалась. Она занималась домашним бытом и воспитанием дочери в то время, как супруг обеспечивал семью.
Но в конце 1974 года с ней связался режиссер Георгий Данелия, который увидел её в картине «День за днём» и захотел пригласить на съёмки своего фильма «Афоня». Роль он предложил небольшую, но очень заметную.
В картине актриса появилась в образе танцующей пышногрудой женщины по имени Людмила, при виде которой главный герой отреагировал так: «Мать честная, председатель месткома нашего пришёл!» и ринулся с ней танцевать. Работа над образом Татьяны Распутиной была долгой и кропотливой.
Размер груди ей искусственно увеличивали при помощи шариков, наполненных водой, но, так как они постоянно лопались и мочили одежду актрисы, их пришлось заменить на шары, наполненные манной крупой, которые крепились к её телу тугой верёвкой (эту веревку можно легко заметить при просмотре фильма). Кроме того, актриса примерила на себя сотни разных платьев и париков.
Но основная сложность съёмок сцен с ней заключалась не в этом, а в том, что актёры истерически смеялись, когда смотрели на её максимально безэмоциональное лицо во время танца. В совокупности с причёской и нарядом выглядело это действительно смешно. Что там говорить? Даже режиссер катался по полу от смеха, хотя он — человек крайне серьёзный.
Примечательно то, что Татьяна Распутина сыграла ещё в нескольких картинах Георгия Данелия. В фильме «Мимино» она опять же появилась в роли танцующей женщины в ресторане, а в киноленте «Кин-дза-дза!» исполнила роль подружки главаря контрабандистов.
Также Татьяна Распутина снялась в фильмах других режиссеров: «Хождение по мукам», «Место встречи изменить нельзя», «Зима в раю», но все роли были настолько малы, что заметить их почти невозможно. В основном она занималась дубляжом иностранных фильмов и неплохо на этом зарабатывала, потому что работы было очень много даже в девяностые годы.
А вот её муж-композитор в годы перестройки так и вовсе остался без работы, и это его сильно мучило. Он никак не мог смириться с мыслью, что жена обеспечивает семью, а он сидит дома без дела. В итоге Илья Катаев стал уговаривать супругу переехать в США, куда его давно приглашали эмигрировавшие друзья.
Они обещали помочь ему и с работой, и с жильём, если он согласится переехать. Татьяна Распутина согласилась поехать вместе с ним, а их общая дочь Катя уезжать из родной страны отказалась. «Всё равно вернётесь. Где родился — там и пригодился» — говорила она родителям.
На чужбине Татьяна Распутина и её муж действительно получили жильё и работу. Они вместе трудились на русскоязычной радиостанции «Надежда», в эфирах которой рассказывали о жизни русских поэтов, актёров, музыкантов, художников и прочих творческих деятелей. Жили они вполне обеспеченно и хорошо. Разве что, тоска по дочери и друзьям не давала покоя.
Однако, чем больше супруги там жили — тем больше разочаровывались. Со временем они оба стали чувствовать себя ненужными и чужими. Все русскоязычные люди из их окружения говорили с ними как-то высокомерно, а американцы прятались за улыбчивыми искусственными масками, сквозь которые в лучшем случае запросто можно было увидеть безразличие, в худшем — злобу.
Почти каждый день супруги созванивались с дочкой Екатериной и жаловались на то, как люди относятся друг к другу, а та из раза в раз пыталась уговорить их вернуться домой. В 2002 году они к ней прислушались и начали готовиться к возвращению. Билеты до России были уже куплены, но, за несколько дней до полёта, Татьяна Распутина почувствовала себя плохо и обратилась в больницу.
Выяснилось, что она была больна онкологией и лечение надо было начинать незамедлительно, потому что болезнь стремительно развивалась. На протяжении года она проходила лечение в клинике, а потом, в возрасте 60 лет, ушла из жизни.
После несчастья, дочь Екатерина приехала к отцу, чтобы его поддержать. Кроме того, она хотела забрать прах мамы и захоронить рядом с её родителями в родном городе. Супруг Татьяны Распутиной вернулся в Россию вместе с дочкой и больше никогда Родину не покидал. В 2009 году не стало и его.