«Ты не красавица, тебя на сцену не возьмут»: как Валентина Кибардина стала звездой

Когда ученица старших классов Валя Кибардина сказала родителям, что хочет стать актрисой и покорить сцену, отец с иронией ей ответил, что дочь может об этом забыть сразу: «Ты не красавица, тебя на сцену не возьмут», — говорил он ей.

Но Валентина эти слова не принимала всерьез и продолжала устраивать домашние концерты. Прошли годы, и она стала известной актрисой, играла в кино, ровно полвека выходила на театральную сцену.

Окончив в родном Витебске школу в 1924 году, будущая актриса уехала в Ленинград и поступила в студию театрального педагога Юрия Михайловича Юрьева при Академическом театре драмы. Прославленные мастера приняли Валентину Кибардину в свой круг.

В годы учебы Кибардиной пришлось преодолеть немало трудностей. Дело в том, что уже на первом курсе Юрьев стал поручать молодой актрисе сложные драматические отрывки из пьес Шекспира. Трагические персонажи тяжело давались девушке, она считала классических героев далекими и не имеющими отношения к советской реальности. Она призналась, что не имеет права играть таких возвышенных персонажей.

В конце концов, педагог понял, что Валентина Кибардина куда лучше подходит на бытовые, характерные роли. В них она чувствовала себя уверенно и смотрелась органично.

В 1929 году юную актрису приняли на работу в Театр Госнардома, который через год стал Красным театром. Здесь талант Кибардиной проявился в полной мере. Она с большим энтузиазмом играла роли в современном репертуаре – в «Бане» Маяковского, «Пьяном круге» Дэля, «Чертовой свадьбе» Каверина.

Зритель заметил и полюбил актрису в роли трактористки в каверинской пьесе. Там героиня читала свои первые любовные стихи, чем очень насмешила зрителя своей наивностью и искренностью. Сама Валентина признавалась, что ей очень нравятся подобные роли с комедийным уклоном.

В 1934 году актриса дебютировала в кино, сыграв в фильме «Юность Максима» девушку-революционерку по имени Наташа, которая совершает подвиг вместе с народом.

Процесс создания этого фильма был непростым. В нем изначально Кибардина должна была сыграть простоватую мещаночку Марию Ивановну, которая увлечена модой и кавалерами. Ей были увлечены три друга – рабочие парни с Нарвской заставы, один из которых по имени Максима уходил в революцию. А девушка оставалась за кадром. Со временем сюжет был переписан, изменилось даже имя главной героини.

Образ Наташи оказался убедительным, она удачно вписалась в актуальный фильм, что ей доверили сыграть персонаж Наталью еще в двух картинах трилогии – «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона».

Вот что писали критики по поводу этой роли:

«Эта роль стала этапной. Что-то от роли Наташи останется навсегда с Кибардиной. Ее героини будут сложнее, с трудными судьбами, но с ясным Наташиным умом и твердой мыслью».

В 1936 году актриса переходит на работу в Большой драматический театр, где ей вскоре дают роль Варвары Михайловны Басовой в постановке «Дачники». Критики были потрясены ее работой, ее глубокой проработкой образа. Она буквально «разоблачила» свою героиню.

«Она наделяла ее верой в себя и свои силы, помогла найти героине свое место в жизни. Актриса буквально «разоблачила» этот персонаж, сыграв Басову с безжалостной правдивостью».

Позже критики скажут, что в своих героинях, которые ведут борьбу за правое дело Советов, актриса всегда находила человеческие индивидуальные черты. Ей предлагали схематический образ, а она превращала его в живого человека с чувствами. Режиссеры (прежде всего, театральные) и зрители ценили умение Кибардиной «оживлять» образы.

Валентина Кибардина, по большей части, актриса театральная. На ее счету десятки ролей на сцене и всего семь ролей в девяти фильмах. Кроме трилогии, она сыграла в фильмах: «Волга, Волга» 1939 года, «Жизнь в цитадели» 1947 года, «Первоклассница» 1948 года, «Барьер неизвестности» 1961 года, «Письма к живым» 1964 года и «Не забудь … станция Луговая» 1966 года.

Прожила актриса 81 год, ее не стало в октябре 1988 года.

Оцените статью
«Ты не красавица, тебя на сцену не возьмут»: как Валентина Кибардина стала звездой
Александра Захарова глазами знакомых: неужели ее одиночество — это расплата за успех