Говорят, что бывших балерин не бывает, и Татьяна Львовна Пилецкая как никто подтверждает эту аксиому.
В свои годы она не только сама «держит спину прямо», но и заставляет делать это окружающих, и это не просто слова – в настоящее время актриса работает над ролью в мелодраме Дмитрия Сорокина «Скоро будет счастье», где играет как раз бывшую балерину.
Родилась и выросла Таточка в Ленинграде в семье этнического немца Людвига Урлауба, и покидала родной город за всю жизнь всего дважды – когда с Вагановским училищем была отправлена в эвакуацию на Урал, и много позже выйдя замуж уехала за любимым в Полярный.
Её крёстным был знаменитый художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, и так вышло, что крестил он Тату не только в церкви, но и на творческую жизнь – с его лёгкой руки мама отдала свою чрезмерно активную и неусидчивую девочку в хореографическое училище.
С малых лет Таня танцевала, её детство прошло в Сиверской на даче, всё лето там устраивали концерты, и без выступлений девочки не обходился ни один праздник. Конкурс в Ленинградское училище был огромный, и вся семья Урлауб была невероятно удивлена и счастлива, что Тату приняли.
А потом началась война, которая спутала все планы и разрушила надежды – отца и мать выслали из города по причине немецкого происхождения, брат ушёл на фронт и через месяц погиб, а сама Татьяна вместе с балетным училищем была вывезена в уральскую деревню Нижняя Курья.
«Почему с балетом не сложилось? Думаю, что главная причина — это война. Война и балет — несовместимые вещи. Наше училище эвакуировали на Урал, холод, постоянное чувство голода, никакой обуви, всегда промокшие ноги.
Мы занимались в ледяных залах, держась за лавки. Знаете, без слёз не могу вспоминать, как приходили мы утром на занятия, а в парте лежала отварная картофелина, луковица или ещё что-нибудь съедобное. Это нас так местные подкармливали!» — вспоминала актриса.
Она всё-таки окончила училище в 1945 году и вернувшись в родной город жила вдвоём с мамой, отцу было предписано оставаться на поселении под Пермью. Чтобы избежать той же участи и не афишировать родство с «врагом народа», девушка при получении паспорта взяла себе отчество Львовна вместо Людвиговны – на этом настояла мать.
Жили трудно и бедно, Татьяна устроилась сразу на несколько подработок – работала актрисой эстрады и Ленинградского театра музыкальной комедии, устроилась в штат киностудии «Ленфильм» и участвовала в массовках, одновременно училась в студии Ленинградского Большого драматического театра им. Горького, а по субботам подрабатывала на танцевальных вечерах в Высшем военно-морском училище им. Дзержинского.
На экране Татьяна появилась впервые в 1947 году тоже благодаря танцу – в картинах «Золушка» и «Солистка балета» она исполняла танцевальные эпизоды без слов. В биографический фильм Григория Козинцева «Пирогов» Урлауб тоже пригласили сначала на эпизод, но потом режиссёр присмотрелся к ней и доверил значимую роль Даши Севастопольской, помощницы выдающегося русского хирурга.
Вполне возможно дальше карьера актрисы стала бы развиваться вполне успешно, но она вышла замуж за военного моряка, капитана 1-го ранга Константина Пилецкого и уехала с ним на Север.
Там родилась их единственная дочь Наталья, муж подолгу отсутствовал на работе, и молодой женщине приходилось одной управляться и с ребёнком, и непростым северным бытом, в одиночестве коротать бесконечные полярные ночи. Очень скоро она поняла, что только роли жены и мамы ей мало, устроилась диктором местного радио, ставила любительские спектакли в школе, организовала досуг в Доме офицеров.
Но несмотря на всё это, Татьяне хотелось большего, и когда муж отправился в очередное длительное плавание, она с Наташей вернулась в Ленинград. Здесь ей пришлось начинать всё с нуля, актриса стала сниматься в крошечных эпизодах, где даже фамилию её не упоминали в тирах, ходила по театрам в поисках работы, смогла устроиться в хореографический ансамбль к Рудакову и Нечаеву.
А потом улыбнулась удача – Пилецкая была утверждена в картину «Княжна Мери», потом получила значимые роли в лентах «Мать» и «Дело №306», и наконец – главные роли в фильмах «Невеста» и «Разные судьбы».
«Казалось-бы, мой звёздный час настал! Успех, популярность, фотооткрытки в каждом киоске «Союзпечати», поездки за рубеж! Фильм «Разные судьбы», где я сыграла главную роль, имел оглушительный успех. Это был мой взлёт, но и моя Голгофа. Наверное, я сделала больше, чем требовалось, потому что мою героиню начали ассоциировать со мной.
Дескать, я и злая, и коварная, и обольстительная. Про меня говорили: «Она способна играть только отрицательных героинь!» В общем, ярлык навесили!» — вспоминала Татьяна Львовна.
Роль Татьяны Огневой стала самой главной в её кинокарьере, но фильм имел непростую судьбу, его не сразу приняли зрители, а актрису за созданный образ стервы и хищницы откровенно невзлюбили. Ей приходили на адрес киностудии «Мосфильм» мешки писем, полные упрёков и негодования, а главный вопрос звучал так: «Как вы могли так поступать?!».
Пилецкую удивляло то, что отождествляли её с исполненным персонажем не только жители из провинциальных городов и отдалённых деревень, но и образованные, умные, столичные люди – однажды на творческой встрече со студентами МГУ её едва не растерзали.
Татьяне досталась ещё одна главная роль в совместном с Югославией фильме «Олеко Дундич», потом стали предлагать лишь второстепенные и эпизодические роли, и в 1961 году, отчаявшись и потеряв надежду, актриса решила уйти из кинематографа.
Как раз в то время директор Театра им. Ленинского комсомола (сейчас «Балтийский дом») предложил Пилецкой попробовать себя в театре, она с радостью согласилась и ни разу не пожалела об этом решении. На этой сцене Татьяна Львовна сыграла множество интересных, замечательных ролей, была удостоена звания Народной артистки РФ, служит там и по сей день. А свои неудачи в кино она объясняла так:
«Конечно, внешность моя сыграла свою роль в моей киножизни. Сначала благодаря внешности заметили, а потом из-за неё же ролей не давали. Я ведь не вписывалась в стройный ряд советских героинь. Ну, какая из меня колхозница, комсомолка, передовик производства?! Я пыталась даже платок носить, поглубже его покрывала. Но где я, а где платок?..» — признавалась актриса.
Всё-таки её периодически приглашали сниматься, и хоть главных ролей больше не предлагали, зрители помнят яркие работы Пилецкой в картинах «Зелёная карета», «Прощание с Петербургом», «Сильва», и других. Нередко она появлялась на экране в фильмах-спектаклях, а с наступлением нового века стала получать роли в сериалах.
В 2008 году Татьяна Львовна вновь была утверждена на главную роль в 8-серийной драме Антона Сиверса «Вербное воскресенье», сыграла бывшую балерину Павлу Кирилловну Головину, наставницу и покровительницу Оксаны.
Актриса отмечает, что с возрастом стала намного востребованнее чем в молодости, но в целом она довольна тем, как сложилась её творческая судьба и не жалеет, что в карьере была та отрицательная роль красивой стервы Тани Огневой. В настоящее время Пилецкая продолжает много работать и в кино, и в театре, с удовольствием принимает участие в телевизионных программах.
В прошлом году она представила на суд зрителя свою работу в виртуозном фильме о балете «Па-де-де», в этом году стала главной героиней шоу Андрея Малахова «Разные судьбы» Татьяны Пилецкой: исповедь знаменитой актрисы.
Личная и семейная жизнь Татьяны Львовны сложилась так же насыщенно, как и творческая – она трижды была замужем за достойными и яркими мужчинами, никогда не страдала от недостатка внимания со стороны противоположного пола, но «пустых» романов не заводила.
С первым мужем, под чьей фамилией она стала знаменитой актрисой, женщина прожила около 15 лет, но несмотря на наличие дочери супруги приняли решение развестись.
Второй раз Пилецкая вышла замуж за солиста Ленинградского театра музыкальной комедии Вячеслава Тимошина, но и этот брак со временем распался. И лишь с третьего раза актриса обрела своё женское счастье – со знаменитым мимом Борисом Агешиным, который был моложе на 12 лет, она прожила в любви и согласии 40 лет, до самого последнего дня артиста.
Дочь Татьяны Львовны, Наталья Пилецкая, окончила филологический факультет университета, владеет туристическим бизнесом, подарила родителям внучку Елизавету, которая стала художницей. Актриса называет себя счастливой матерью, но признаётся, что они с дочерью из разных миров и видятся, к сожалению, нечасто.
Чего больше всего в жизни боится Пилецкая, так это невостребованности – она уверяет, что, когда актёр невостребован, он гаснет, умирает. Когда случались простои в творчестве, Татьяна Львовна старалась полностью распланировать и занять свой день, чтобы не оставлять места грустным мыслям и разочарованиям.
Именно в этом, как она говорит, и кроется секрет её отличной физической формы, ведь актриса никогда в жизни не придерживалась никаких диет.
«Я до сих пор не наигралась. Ещё хочу играть. Когда выходишь на сцену — это особое ощущение. У меня до сих пор холодные руки и трясучка перед каждым выходом на сцену. Самое страшное, это когда нет никаких предложений. Когда в театре на доске распределения ролей нет ничего, то тоже больно. Очень больно.
Я спасалась от этого тем, что стала писать книги. Раскопала своё генеалогическое древо с 1570 года. Стихи стали писаться. До сих пор не могу понять природу стиха, он идёт или не идёт».