Сыграла злодейку так хорошо, что сверху был приказ: «Больше не снимать!»: трагическая судьба Завьяловой, погибшей от рук сына

Наряду со славой, актрисе советского театра и кино Александре Завьяловой выпала тяжёлая судьба. После оглушительного успеха её, красивую и талантливую, практически перестали приглашать на новые съёмки.

Поздние роды стали причиной психического расстройства. Горячо любимый сын приносил только горе, и в конце концов оборвал её жизнь.

Детство, учёба

Александра появилась на свет в тамбовском селе Титовка в семье, где уже росла одна дочь. Случилось это в феврале 1936 года. Артистический дар младшей Завьяловой проявился рано: она любила петь в местном хоре, хорошо танцевала, активно участвовала в самодеятельных постановках и концертах.

Особого рвения к учёбе не проявляла, могла прийти в школу с невыполненным домашним заданием, прогулять урок. Но при этом девочка всегда много читала.

Получив аттестат, Саша, несмотря на родительские протесты, отправилась в Ленинград и легко поступила в театральный институт. Завершив в 1958 году учёбу, получила направление на работу в Брестский драмтеатр.

Звёздное начало

Её первым актёрским шагам сопутствовала удача ‒ молодой актрисе с самого начала доверяли главные роли из классического репертуара, ее творчество благожелательно приняли зрители. Меньше чем через год последовало приглашение на съёмки фильма «Люди на мосту» ‒ на одну из ведущих ролей.

Картина стала популярной, а Завьялова сразу же получила новую роль в мелодраме «Алешкина любовь». В прокате картина появилась в 1960 году и сразу прославила Александру, мастерски сыгравшую боевую стрелочницу Зинку, и Леонида Быкова, воплотившего образ верного её поклонника Лёшки.

Последующее десятилетие актриса работает много и плодотворно. За этот срок она снялась в 14 фильмах. Самой лучшей работой в этот период, безусловно, стала роль Серафимы Клычковой в исторической драме «Тени исчезают в полдень» ‒ многосерийной экранизации романа-эпопеи известного писателя Анатолия Иванова.

Когда исчезают тени?

Режиссёры В. Усков и В. Краснопольский привлекли к съёмкам многосерийной картины «Тени исчезают в полдень» поистине звёздный состав киноактёров. Положительных героев с блеском сыграли непревзойдённые П. Вельяминов и Н. Русланова.

Но и на их фоне Александре Завьяловой удалось так сыграть зловещий образ богатой наследницы сибирских промышленников, скрывавшейся после революции под чужим именем, что он стал одним из самых запоминающихся в сериале.

Сценарий фильма заставил актрису последовательно перевоплощаться в 17-летнюю девушку, 40-летнюю женщину и, наконец, в старуху, сохраняя при этом главные черты персонажа ‒ ненависть и жестокость. Её игру ни в коей мере нельзя было подвести под термин «актёрское мастерство»: каждый эпизод перед камерой Завьялова переживала как частицу собственной жизни.

Звезда сыграла отрицательную роль столь хорошо, что это вызвало гнев властей. Сверху было спущено: «Завьялову больше не снимать!».

Несмотря на оглушительный успех, приглашений на съёмки больше не поступало. Не предлагали вообще никаких ролей, не приглашали на публичные мероприятия. И никто не объясняет причин такого бойкота. Возможно также, гнев властей вызвал мимолётный роман Александры с американским бизнесменом, после которого актрису вызывали на беседу в КГБ.

Как бы то ни было, следующая роль появилась только в 1992 году в фильме Л. Белозоровича «Белые одежды», которая и завершила творческую карьеру незаурядной актрисы.

Недолгая семейная жизнь

Мужем Завьяловой был художник Дмитрий Бучкин. Покорила она его естественностью и искренностью. Однако вместе они пробыли недолго. От разрыва не удержало даже рождение дочери.

По словам бывшего супруга, Александра не смогла выдержать «испытания медными трубами». Снимки в престижных изданиях, успех на Московском кинофестивале ‒ слава действительно кружила голову и заставляла забывать о семье. Но впоследствии актриса с горечью призналась, что лучшим мужчиной в её жизни был именно Дмитрий. Он же до конца старался поддерживать всеми забытую звезду.

Поздний ребёнок, безрадостная старость

Сына Петю Александра родила в 40 лет, уже не имея работы. Об отце мальчика не известно ничего. Через несколько лет у Завьяловой началась депрессия: она никого не стала пускать в квартиру. В итоге её поместили в психиатрическую лечебницу, а ребёнка временно устроили в детский дом. После выписки женщина мало чем напоминала прежнюю Александру, была агрессивной, со странностями в поведении.

Сын был единственным объектом её исступлённой любви. Для неё в нём не существовало никаких недостатков. Пётр же долго был безработным, пьянствовал, тратил её пенсию, ссорился с ней. В то же время он ухаживал за постаревшей матерью, готовил, следил за порядком.

Трагический конец

Известно, что 3 февраля 2016 года Пётр возвратился домой сильно выпившим, потом позвонил сестре и сказал, что произошло несчастье. Сотрудникам скорой помощи, которую вызвала родственница, оставалось только констатировать смерть бывшей актрисы от ножевого удара.

Оцените статью
Сыграла злодейку так хорошо, что сверху был приказ: «Больше не снимать!»: трагическая судьба Завьяловой, погибшей от рук сына
«В 14 лет до беспамятства влюбилась в мужчину, который был вдвое старше, а затем стала его женой». Как выглядит сейчас Татьяна Друбич