Ее знал в лицо весь Союз, но последние 20 лет своей жизни она доживала в провинции, в бедности и одиночестве, а ее тело нашли только через 3 дня.
Почему вышло так, почему судьба оказалась столь придирчива к Назаровой? И вообще, уместно ли упоминать судьбу, фатум, обстоятельства? Может, такой конец жизни – очевидный итог действий, которые актриса предпринимала на своем пути?…
Ее ранняя юность была исковеркана войной. Говорят, что детство закладывает основу психики человека, детство и юность – это фундамент. У Риты не было счастливого детства. Ей все время приходилось убегать от бедности, гибели и лишений.
Знаете, когда я читала ее биографию, у меня было чувство, что читаю приключенческий роман. И это только первые 20 лет жизни Риты!…
Но это не роман, это была реальная жизнь.
Рита была старшим ребенком в семье лесника и учительницы младших классов. Она появилась на свет в 1926, когда страна еще содрогалась в постреволюционной агонии. Несмотря на бедность, родители стремились дать детям разностороннее образование, Рита с 8 лет занималась танцами в балетной студии Дома пионеров.
Когда Рите было 14, пришла война. Мать собрала дочерей в охапку и бежала в город Даугавпилс, Латвия. Отца призвали в ряды Советской армии. Позже Маргарита с матерью и сестрами отправилась к тете в Павловск.
Когда война пришла и туда, началась эвакуация, но Маргарита попала в плен к фашистским захватчикам и была отправлена в Германию. Каким-то чудом она осталась в живых. Да не просто в живых, а смогла вполне неплохо устроиться.
Рита была прислугой в доме богатых господ в Гамбурге, где к ней, по ее словам, относились хорошо, а затем отдали в местное кабаре в качестве танцовщицы. После окончания войны Маргарита вернулась в Латвию, где нашла выживших сестер и мать. Отец же навсегда пропал без вести.
Чтобы как-то выжить в тяжелое время и сохранить свою психику в целостности, Рита отправилась работать в кордебалет Даугавпилсского театра, а позже — в коллектив «Цирк на сцене», там она годами оттачивала свое искусство дрессировщицы.
Следующий коренной перелом в ее судьбе случился в 1959, когда ее заметил Хрущев.
Эфиопия стала первой африканской страной, установившей дипломатические отношения с СССР, и в 1959 г. император Хайле Селассие прибыл с официальным визитом в Советский Союз.
Вместе с первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым в рамках культурной программы он посетил цирк, где выступала дрессировщица Маргарита Назарова. Император восхитился красотой и смелостью советской укротительницы тигров. Хрущев сказал:
«Какая героическая женщина есть у нас в Союзе! А кино про нее до сих пор не сняли в кино!»
С тех пор ее задействовали в мире кинематографа, в особенности ее опыт общения с хищниками.
Опущу историю создания фильма «Полосатый рейс», там впору писать отдельную статью. Но именно после выхода фильма на экраны в 1961 Назарову узнала и полюбила вся страна. Это был невероятный успех.
Личная жизнь Назаровой тоже напоминает художественный роман, словно придуманный каким-то мастером драмы.
Первая любовь настигла Маргариту во время плена в Германии. Именно избранник Маргариты повлиял на судьбу советской узницы. Благодаря его стараниям жизнь будущей звезды цирка была спасена.
Главной любовью всей жизни Маргариты стал дрессировщик Константин Константиновский. Костя был старше на 6 лет, они познакомились в Латвии, в 1946 году расписались.
Костя был отнюдь не простым человеком. Этот основательно поживший парень начинал беспризорником, попал в колонию Макаренко, дослужился до работы в НКВД. Во время войны выпускник Харьковского животноводческого техникума занимался дрессировкой собак-камикадзе, взрывающих танки.
Там он впервые пострадал от животных — одна из псин бросилась не под танк, а на грудь дрессировщика. Взрывом Константиновскому оторвало часть правой руки. С тех пор, даже в жару, он ходил в пиджаке, скрывая увечье.
Увы, брак не был безоблачным: Костя ревновал жену, был склонен к вспышкам гнева. После истории с Хрущевым и началом кинокарьеры он и вовсе обозлился на жену. Пытался уходить от нее, но всегда возвращался. Это было нездоровые отношения.
В 1972 году одна из тигриц во время игры случайно поранила Константиновского, у него началось воспаление мозга, и спустя неделю он скоропостижно скончался в возрасте 52 лет.
В этом браке родился сын Алексей, который пошел по стопам родителей и также стал артистом цирка и дрессировщиком.
После смерти мужа у артистки развилась депрессия. Несколько лет она почти ни с кем не общалась и почти перестала работать, потом стала поджидать своих бывших коллег во внезапных местах и высказывать им в лицо полную околесицу.
У Назаровой началась мания преследования, она то и дело обвиняла коллег в сотрудничестве с КГБ, слежке за ней и доносах. Ходили слухи, что ее плотно пролечили в психиатрии, и только после этого ее подозрения отступили.
Потом Маргарита Петровна вышла на заслуженный отдых и уехала в Горький (ныне Нижний Новгород). Более 20 лет провела там практически в полном одиночестве, в собственной квартире. Не поддерживала отношения с бывшими коллегами и знакомыми, просто игнорировала их попытки выйти на связь. От помощи, которую ей предлагали Людмила Касаткина и сын Алексей, она неизменно отказывалась.
Хорошо кушающий губернатор Немцов позже удивлялся, мы, мол, и не знали, что у нас в городе живет такая Назарова. Когда Ельцин установил для Назаровой персональную надбавку к пенсии, она от нее отказалась.
Думаю, она просто устала за свою насыщенную событиями жизнь. В Союзе не была распространена помощь психотерапевтов, а у Назаровой травма тянулась еще с юных лет, когда злой рок забросил ее в немецкий плен. ПТСР там было как минимум, потом ряд депрессий (скандалы с мужем-НКВДшником, его смерть). Потому и последние десятилетия она просто отгородилась от мира и коротала все дни в одиночестве.
Смерть народной артистки РСФСР наступила 26 октября 2005 года по причине сердечного приступа. Маргарите Петровне было 79 лет. Тело актрисы смогли обнаружить только 3 дня спустя. Дверь квартиры вскрыли сотрудники МЧС по просьбе соседки, поднявшей тревогу.