Женщины обожали Юрия Петровича. Даже когда его лишили советского гражданства и он остался без денег, женщины так и вились вокруг него. Харизма?… Власть?… Казалось, с каждым годом он становился притягательнее для слабого пола, и не нужны ему были для этого ни деньги, ни ресурсы.
Он был женат трижды, и сегодня мы поговорим о его третьей супруге, последней женщине в его жизни. Она окрутила не просто мужичка с улицы, она соблазнила и фактически «загнала под каблук» многоопытного и взрослого человека. Любовь эта случилась внезапно, в тот период жизни Юрия Петровича, когда он был женат и на вершине карьеры.
Театр на Таганке был делом всей жизни Любимова.
Его последняя жена скажет, еще при жизни своего мужа, что «история «Таганки» – история издевательств над Любимовым актеров и чиновников» (с).
Юрий Любимов появился на свет в зажиточной семье купца в 1917 году. После революции семье Любимовых пришлось несладко. В 1922 году, когда Юрию было всего 5 лет, его отца арестовали. На сытой жизни можно было поставить крест, зато новая страна предоставляла возможность бесплатно учиться, чем Юра и воспользовался.
Поступил на тех специальность, но это ему показалось скучно, и он поступает в Школу-студию МХАТ, а затем в «Щуку». Потом было участие в советско-финской войне, потом ВОВ… Но мечту о сцене и об актерстве он не оставлял никогда. Позже его захватит режиссура.
Вообще, читая его биографию, становится понятно, что находили в нем женщины. Юрий Петрович прошел очень многое в жизни: лишился отца, потом были годы войны, и после всего этого не потерял себя, а еще и сделала блестящую карьеру. Сильный характер и устойчивая психика. Это всегда притягательно.
Задатки пиарщика и маркетолога в нем были от природы.
Когда на кафедре актерского мастерства Щукинского училища должны были принимать дипломный спектакль «Добрый человек из Сезуана», Любимов распустил слух о том, что показ будет единственным, а потом спектакль закроют.
В итоге желающих пришло так много, что они снесли двери в зал. Позже эти молодые актёры составили ядро Театра драмы и комедии на Таганке, который впоследствии стал легендарной «Таганкой».
Ее 47-летний Любимов и возглавил в 1964 году. К этому моменту Театр драмы и комедии на Таганке имел самые низкие рейтинги и был последним по посещаемости театром. Первые же постановки сделали театр самым популярным в Москве.
Вскоре Любимов со своим особым чутьем лично собрал штат начинающих актеров: Валерий Золотухин, Инна Ульянова, Вениамин Смехов, Николай Губенко, Владимир Высоцкий, чуть позже – Леонид Филатов, Феликс Антипов, Иван Бортник, Виталий Шаповалов.
Нельзя забыть и о том, что помимо режиссуры в жизни Любимова была и работа на съемочной площадке в качестве актера. В фильмографии его – аж 80 работ, но большинство из них пришлось на молодые годы Юрия Петровича, это 40-е и 50-е годы.
Теперь перейдем к личной жизни.
В послевоенные годы 30-летний Любимов женился на балерине Ольге Ковалевой, с которой познакомился в ансамбле НКВД. Балерина вскоре ушла к дирижеру.
Карьера Любимова в 1950-х набрала обороты. В вахтанговском театре он сблизился с коллегой и примой Людмилой Целиковской, которая уже была 4 раза замужем и овдовела. В гражданском браке Любимов и Целиковская прожили 15 лет.
В их доме собирались интересные люди того времени: Владимир Высоцкий, Капица, Евтушенко. Потом была Таганка, невиданный успех, аншлаги. Жизнь Юрия Петровича можно было назвать состоявшейся.
И вот тут-то на Юрия Петровича «свалилось» счастье в виде третьей жены.
В 1976 году, будучи на гастролях в Будапеште, он познакомился с венгерской переводчицей Каталин Кунц.
Она была на 30 лет младше.
Сама Катика (сокращение от венгерского имени Каталин) описывает себя весьма нарциссично. Дочь венгерского инженера-судостроителя, родилась в 1946 году. В 12 лет зачитывалась Достоевским, Толстым, Гончаровым, Булгаковым. Окончила художественную гимназию, преуспела в изучении французского.
Уровень знания русского языка был недопустимо низким (тут несостыковка, так как она говорит, что в 12 лет зачитывалась Достоевским, но из-за критически плохого знания русского не взяли на факультет), поэтому поступила в Будапештский университет на отделение французского языка и литературы.
Вышла замуж за ученого-астронома, вслед за мужем отправилась в Москву, где он по приглашению Академии наук СССР писал докторскую диссертацию. В Союзе Катике не разрешили заниматься французским, сказав: «Сначала выучите русский».
Она поступила на филфак МГУ и уже спустя три месяца успешно сдала зачет по русскому фольклору. Информация эта из интервью Каталин «Каравану» в 2011 году. Так сама она описала свою биографию.
4 года Катика с мужем прожили в Москве, а затем они вернулись в Будапешт. Молодая женщина стала работать в отделе культуры Общества венгеро-советской дружбы.
В 1976 году Любимова пригласили в Югославию на престижный международный фестиваль БИТЕФ. Реквизит театра должны были везти через Венгрию. Юрий Петрович решил остановиться в Будапеште и дать несколько спектаклей для венгров. И судьбе было угодно, чтобы именно Катике досталась честь стать его переводчицей.
«День за днем я наблюдала за ним, проникаясь сочувствием: Любимова ни на минуту не оставляли в покое. Все чего-то хотели от него, заглядывали в глаза, пожимали руку, подолгу выражали восхищение. Он это терпеливо сносил. Разговоры обволакивал едкий ядовитый дым: Любимов много курил, вытягивая из пачки одну сигарету за другой.
Зато обедом пренебрегал, у него не оставалось времени поесть, не говоря уже о том, чтобы осмотреть Будапешт. Он еще не видел его восстановленным после войны.
В роли переводчика я неотступно следовала за ним, негодуя и сострадая. Мне казалось: еще немного и этот красивый голубоглазый мужчина свалится с ног от усталости и перенапряжения.
День рождения Юрия Петровича выпал на гастроли в Будапеште. Тридцатого сентября 1976 года ему исполнялось 59 лет».
В тот же период случилось также знакомство Катики и Владимира Высоцкого, который также был на тех гастролях в Будапеште. Она относилась к Высоцкому с большой симпатией, и не более того. А он привык, что все женщины на него вешаются.
«Похоже, в моем лице ему первый раз попалась та, которая ничего от него не хочет, да еще и бескорыстно помогает. Я водила Высоцкого по лучшим магазинам Будапешта, где Владимир покупал для Марины Влади вещи и изумительной красоты скатерти с национальной ручной вышивкой.
В Будапеште он накупил для нее столько, что потребовался дополнительный чемодан. «Зачем вам тратить деньги? — спросила я. — Возьмите мой, при случае вернете».
Эта история имела продолжение.
«Когда я потом приехала в Москву, Высоцкий сказал: «Чемодан? Так он у мамы в Черемушках. Поезжайте и заберите». И я поехала к его маме. Долго плутала по грязным проулкам, пока нашла нужный дом. Дверь мне открыла неухоженная и, как показалось, нетрезвая женщина, которая, обозвав последними словами, мол, ходят тут всякие, еще проверить надо, твое ли это, швырнула чемодан, напутствовав напоследок:
«Катись отсюда!». Мне довелось еще несколько раз видеть мать Высоцкого уже после его смерти. Меня поразила произошедшая с ней метаморфоза. Теперь это была ухоженная женщина с аккуратной прической и свежим маникюром, окруженная вниманием журналистов».
Роман с Любимовым Каталин описывает как романтическую историю. На берегу Дуная он устало рассказывал ей о своей семье, о том, как его деда большевики выбросили босого на снег, ну и прочая антисоветчина. На этой теме они очень прочно сошлись, Каталин постоянно упоминает в своих рассказах о тоталитарном режиме Союза и о том, что с мужем они имели общие взгляды.
Когда Любимов уехал со своим театром, Каталин стала ему писать. Переписка была обоюдной и активной. Муж Катики прочитал письма и всё понял. Сказал: «Понимаю тебя, Любимов — человек незаурядный, он околдовывает людей своим искусством.
Но ты забудешь его. Нужно только немного подождать, и все будет как прежде». Но она не забыла. Юрий Петрович стал звонить к ним домой. Катика оставила мужа, работу, друзей и отправилась в СССР.
В 1978-м он официально женился на Каталин (расписались в Будапеште), которая через год родила 62-летнему супругу сына Петра.
Ходил слух, что эта любовь стала причиной изгнания Любимова из страны. Однако все началось тогда, когда Любимов поднял шум вокруг смерти Высоцкого. Это по его настоянию похороны народного любимца прошли со всеми приличествующими почестями. А потом запретили постановку Любимова в память о Высоцком.
Последней каплей стало интервью Любимова лондонской «Таймс». Из вполне невинных ответов раздули дело до антисоветской пропаганды, и фактически запретили въезд на Родину.
«1984 г., 16 июля. В этот день, Петя, стал я человеком без гражданства. Пришла итальянская полиция. Сообщила, что звонил советский консул, настойчиво просил позвонить. Сухо, твёрдо довёл до моего сведения Указ о лишении гражданства СССР. Потребовал встречи и сдачи паспорта. Оставлю как сувенир, а потом посмотрим, что будет через год-два.
Спросил, кем же вы меня сделали: грузином, таджиком, французом. Я как был русским, так и остался. Совсем распоясались после смерти Андропова. „В России нет Закона, есть столб, а на столбе корона“. Вот и закончилась двадцатилетняя борьба с обалдевшим советским правительством».
Это все драматизм уже сильно пожилого человека, на самом деле. Уже в 1988 году он вернулся в Москву, в 1989 году гражданство ему вернули.
На чужбине Любимов тоже работал – в Израиле, США, Франции, Италии и других странах, однако с деньгами у семьи не всегда было хорошо.
В 1989 году с перестройкой Любимову вернули гражданство СССР. В Театре на Таганке снова стали выходить его спектакли. Но дальше случился скандал.
Лидия Савченко, актриса «Содружества актеров Таганки»:
«К сожалению, тогда сложилась не очень хорошая обстановка. Всё время какие-то неприятности, интриги, коалиции… Кто-то ходил «поговорить» к Юрию Петровичу. А как за границу ехать на гастроли – так и вовсе начинается «жральня».
Случайно выяснилось, что Юрий Петрович поговорил с мэром Москвы Поповым и решил приватизировать наше здание. Потом Любимов решил ввести контрактную систему. По сути это значило, что труппу распустят. И все мы останемся на улице.
В этой неприятной истории большую роль сыграла Каталин. Она быстро поняла, что на приватизации можно хорошо заработать. Она ходила по театру, материлась, причём с венгерским акцентом, цеплялась к персоналу и актерам.
Перед Новым годом из отпуска приехал Юрий Петрович. Было собрание, которое часто потом показывают по телевизору. Мы предложили разделить театр, пускай Любимов выбирает любую сцену — большую или малую…
Он обвинял нас, что мы дети-предатели. Так орал: «Какое вы имеете право? Кто вы такие? Вы никто, ничто!». Но мы уже были подкованы, у нас даже юрист сидел… Мы 26 судов прошли, и Юрию Петровичу было некуда деваться, он подписал бумаги о разделении Таганки… Если бы не эта акция, не было бы ни одного театра — ни Таганки, ни «Содружества актёров Таганки».
Не только Савченко, многие коллеги обвиняли Каталин в резкости и грубости, якобы она сеяла раздор в театре и вводила там свои порядки.
Уже навсегда и снова со скандалом Любимов покинул Таганку в 2011-м. Скандал разгорелся на гастролях в Чехии на почве гонораров.
Через три года он скончался. Ему было 97 лет.
С 2014 года Каталин Любимова возглавляла Фонд развития театрального искусства Ю.П. Любимова. В этом году ей исполнится 79 лет.