«С момента знакомства с Табаковым прошло каких-то четыре дня, а я уже ночевала у него»: Людмила Крылова, первая жена мэтра, и ее перипетии

Людмила никогда не была красавицей с губками бантиком а-ля Фатеева, никогда не требовала особого отношения к себе а-ля Гурченко, не было у нее и родственных связей, как у Фрейндлих или Вертинских.

Это был типаж хорошей девочки, вечной пионерки. И в кино, и в жизни. Увы, но такие личности редко умеют отстаивать собственные границы и не имеют горделивого самоуважения. Так что второй Гурченко или Фрейндлих там бы не получилось.

Но это и не плохо: не всегда ведь нужны звезды, должны быть и просто женщины-мамы, женщины-домохозяйки. И Людмила Крылова стала именно такой, да еще и не при простом мужчине, а при самом Олеге Табакове.

В марте было шесть лет, как скончался народный артист Олег Табаков. Он многим коллегам помогал при жизни просто так, по-человечески и безвозмездно. Да и сам он о себе, судя по всему, был вполне высокого мнения – оно и понятно. В своей автобиографии «Моя настоящая жизнь» (издательство «Эксмо-Пресс», Москва, 2000 г.) он описывает, как должен быть умереть, но счастливый шанс уберег его от смерти.

О своих коллегах, о интересных поездках по работе за границу, про своих предков («во мне слились и мирно сосуществуют четыре крови: русская и мордовская — по отцу, польская и украинская — по матери. Почти все мои предки — простолюдины.» (с)).

Но вот начаная с 90-х и далее о своей первой семье и о Людмиле он почти никогда не вспоминал, а если журналисты и задавали вопросы в лоб, то уходил от ответа и вновь переходил на веселые истории из своей карьеры.

Так что спустя десятилетия, имея перед глазами всю историю целиком, можно наглядно увидеть, что такие «хорошие девочки», которые все терпят и заглядывают в глаза преданно, прощая абсолютно все, – их потом даже в автобиографии не упомянут.

2 октября родилась Людмила Крылова (1938), актриса, оказавшаяся под пятой Олега Павловича Табакова, всё бросившая на службу ему и оставшаяся в итоге разочарованной. Свою карту разыграла и политическая ситуация в стране: не пади железный занавес, Табаков мог бы просто побояться уходить к молодой студентке, и так бы и жил до последнего дня с удобной женой.

Крылова рано потеряла мать: возможно, именно это событие сформировало в ее характере потребность в родительской фигуре рядом. Людмила была талантливой девочкой, занималась в драмкружке при ДК «Правда», когда попала на спектакль студии «Современник», на сцене которого начинал саратовец Табаков. Там она его впервые и увидела, и он ей очень понравился.

«В 1947 году умерла мама. Мне не было девяти. Не понимала, что мама ушла навсегда, долго-долго ее ждала. Тогда начала задумываться, что такое этот мир, как жить без любимых людей… Семья у нас была малообеспеченная. Книг в доме мало, и я каждый день ходила в читальный зал. Пойти в театральный решила после того, как одна из выпускниц школы смогла поступить в Щепкинское училище.

Я подумала: а если и я попробую?.. И — поступила в драмкружок ДК «Правды»… Однажды увидела там афишу — приглашение на спектакль студии «Современник». Понимаете, меня словно кто-то ведет по жизни… И вот я иду на этот спектакль. И отчаянно влюбляюсь в него (Табакова. — Авт.). Мысль, что обязательно когда-нибудь познакомлюсь с этим человеком, стала моей путеводной на несколько лет!

Верю, что если чего-то сильно хотеть, то это случится. — И случилось! — Не сразу. Сначала я окончила десятый класс. Поступила в Щепкинское — курс набирал Вениамин Иванович Цыганков, на мое счастье, он ставил в Малом театре пьесу Горбатова «Одна ночь», и ему нужен был мальчик, похожий на главную героиню. Я была на нее похожа, и режиссер буквально вел меня на вступительных экзаменах… Так началась моя работа в Малом театре.»

Мы видим такую наивную, открытую, верящую в судьбу и в то, что её, Люду, кто-то ведет по жизни.

В 1956 Людмила поступила в «Щепку» и вскоре успешно дебютировала в кино, сыграв в фильме «Рассказы о Ленине» медсестру. Следующим фильмом в ее карьере стал хит того времени «Добровольцы».

В столичном кино-мире тех лет актеры по сути были одной большой тусовкой, поэтому пути Люды и Олега все же в итоге пересеклись. Она влюбилась. Он – вроде как тоже, но по воспоминаниям современников, всегда скорее позволял себя любить.

А вот как говорила сама Людмила об их любви (она стала оставаться у него на ночевку очень быстро, прошли считанные дни, ну а он и не сопротивлялся – не пришлось тратиться на ухаживания и добивать любви начинающей актрисы).

Конечно, ее описание, ее чувства – это банальнейшая первая влюбленность, наивная и окрыляющая, не замазанная корыстью. Это вам не Лионелла Скирда какая-нибудь, не Титова и не Фатеева, которые выходили замуж за престарелых режиссеров.

«Как сейчас помню — пустая гримерная, спиной стоит женщина в белом халате, в кресле сидит человек, вижу в зеркале его отражение и чуть не падаю! Задрожали коленки, застучали зубы. Гримерша говорит: «Подождите, я с Табаковым закончу, займусь вами».

А я: «Хо-хо-хорошо!» Меня словно колотит! Такого ощущения не испытывала никогда! Во время съемок это состояние у меня возникало, как только встречалась с ним глазами. Режиссер говорит: «Сейчас, Люсенька, будем снимать ваш крупный план, а вы, Олег, встаньте под камеру и подавайте реплики». Я, чуть не визжа: «Не надо! Я с ним вообще ничего сыграть не смогу!» Режиссер удивлялась. Табакова просили отойти… Но наш с ним роман завязался практически в первую же ночь!

И это при том, что я была самая скромная на курсе! У меня был кавалер, мы с ним под ручку провожались. Но это оборвалось на самой высокой ноте! То есть никого больше уже не существовало. И когда тот молодой человек в очередной раз пришел ко мне, я перед ним закрыла дверь: «Извини, я вышла замуж». Просто выпалила эту фразу! С момента знакомства с Табаковым прошло каких-то четыре дня!

Он снимал комнатку в центре. Я оставалась у него ночевать, то есть для меня не было уже никаких преград. В институте, конечно, все узнали. Мой преподаватель меня уговаривал: «Люсенька, ты пожалеешь, еще рано, не надо, деточка…»

С 1959 года они стали жить вместе на постоянке.

Первое время кино-карьера Людмилы складывалась неплохо. Главная роль в фильме «Сверстницы», игра в паре с Высоцким, заметные явления в картинах «Битва в пути», «Живые и мертвые», но постепенно и в кино тоже Людмила становится приложением к мужу.

Крылову это устраивало. Муж – звезда, есть непыльная работа в театре, есть уютный дом. В 1960 она родила сына Антона, в 1966 дочь Александру. Наверное, для многих женщин такая судьба – вершина счастья и без всяких карьерных свершений.

Из интересной жизни актрисы со всем полагающимся антуражем – поездками, нарядами, сменой амплуа, вниманием мужчин, общением – ее жизнь стала жизнью домохозяйки, мамы детей и жены успешного мужчины.

Табаков же и пальцем не пошевелил, чтобы как-то физически поучаствовать в быту своей семьи. Точнее, один раз в молодости он даже остался посидеть с сынишкой, но будущего мэтра это привело в такой упадок, что больше он с детьми не оставался.

«Начинали мы семейную жизнь трудно. Мой отец отдал нам комнату на улице «Правды», жили в коммуналке, с нянькой за шкафом. Работали много: давали по 20 спектаклей в месяц, два утренних, еще вечером.Однажды оставила двухлетнего Антошку с Табаковым и уехала на три дня на съемки, а когда вернулась, Антошка так же точно сидел у него на коленях с голой попой и ел холодную котлету. Табаков отдал мне ребенка и сказал: «Больше никогда этого не делай!» Мы часто брали детей с собой на гастроли. Дочка однажды ногу сломала и со сломанной ногой с нами ездила…

– А кто в вашей семье готовил? – Я. Супруг мог прийти домой с компанией хоть в 12 часов ночи, но всегда было вкусное угощение.»

Когда у Табакова появилась первая любовница, жена попросту закрыла на это глаза. Потом любовниц было еще много, но семья все ещё была для Табакова на первом месте. Когда в 80-х у Олега Павловича случился инфаркт, жена его выходила. Осталась, снова закрыла на все глаза.

Ведь быть женой успешного мужчины – непросто. Вспоминая звездные семьи, можно привести в пример пару Боярский/Луппиан, там все было тоже плохо в плане измен, но к 60 годам супруг стал таки прилежным семьянином.

Уже когда появилась молоденькая Марина Зудина, и все коллеги прекрасно знали, что у нее с Олегом Павловичем все серьезно, – даже тогда Крылова закрывала глаза на очевидное. Зудина стала все чаще получать главные роли, а сам Табаков тщательно обходил сложную тему в интервью и разговорах с коллегами.

Все фасады в одночасье рухнули в 1994, когда Табаков поставил жену перед фактом развода.

Развод ударил по всем членам оставленной семьи и здесь важно понять, почему так болезненно среагировали не только жена, но и дети.

Сама Крылова тоже избегала резких эпитетов в сторону мужа даже после его предательства:

«Единственное, хотелось, чтобы мой развод был более человеческий, потому что… понимаете, если б я одна была и разводилась с ним, но я должна была подумать о детях, которым, может быть, тяжелее…»

По окончании ГИТИСа папа взял Антона в «Современник», а потом и в «Табакерку», хотя большого потенциала отец в сыне не видел, о чем и заявлял. Кстати, вот сыну от Зудиной Павлу он такого не говорил, хотя тот парень тоже не сказать, что очень талантлив.

Вообще поразительно, насколько Табаков был равнодушен к детям от первого брака и насколько мил, щедр, насколько проявлял на многочисленных выходах на публику любовь к своим поздним детям от молодой жены. Объективно говоря, Антон и Александра были куда скромнее и талантливее при этом, чем Павел, которого мы сейчас видим в каждом втором-третьем популярном сериале.

Антон (старший сын от Крыловой) в итоге занялся ресторанным бизнесом и пошел в гору. При разводе родителей Антон занял сторону матери, но постепенно разногласия с отцом удалось как-то сгладить.

А вот с дочерью Александрой получилось сложнее. Она училась на курсе с такими звездными детками, как Михаил Ефремов, дочка Евстигнеева, сын Невинного. При этом ее педагоги безоговорочно выделяли, как самую талантливую. Потом была роль в «Маленькой Вере», Александра Табакова сыграла роль подруги главной героини.

Кто не спешил признавать талант дочери, так это Олег Павлович. Да, он взял ее в «Табакерку», но лакомые роли шли как-то мимо Саши к Марине Зудиной. В театре даже шутили, что роль «Снежинки в пятом ряду» (то есть эпизодические, ничего не значащие роли) закреплена за Александрой навсегда.

Возможно, мудрый Олег Павлович чувствовал, что дочери его при грандиозных амбициях не хватает «зубастости» грызться за роль, а без этого качества актер может бродить в массовке годами. Не будет папы рядом и все…

Александра восприняла уход отца из семьи как личную катастрофу, одно время даже думала свести счеты с жизнью. Она ушла из «Табакерки» и актерской профессии. С отцом больше не общалась и даже на похороны не пришла.

Сейчас Людмиле Крыловой 86 лет.

Замуж она больше так и не вышла.

В кино она давным-давно не снимается, а вот «Современник» так и остался для нее местом силы, и иногда она играет небольшие роли даже в таком преклонном возрасте.

Нельзя сказать, что Олег Павлович вел себя, как законченный подонок. Просто почему-то он предпочел молодую девчонку верной жене. Во многом это был дух ранних 90-х: такое впечатление, что тогда у всех тормоза сорвало и люди совершали легкомысленные поступки и легко шли на предательство.

Табаков лишь раз дал публичный комментарий о расставании с женой, непосредственно перед тем, как жениться на Зудиной. В остальных интервью он избегал касаться темы первого брака.

» — В детстве от меня ушел отец, — признавался в апреле 1994 года Олег Табаков. — Испытав эту боль, я думал, что никогда не смогу причинить ее своим детям… Несмотря на все мои грехи, романы, увлечения, я все равно возвращался в свое стойло… Ложь никогда не проходит бесследно. Она отравляет жизнь… Долгое время мне казалось, что мы будем жить с женой долго и умрем в один день.

Мне кажется, я помню все доброе, что было у нас. Жена сделала максимум для того, чтобы я встал на ноги, когда у меня случился инфаркт, и многое другое… Но десять лет назад наши отношения испортились. В конфликтах наших, доходя часто до предела, она нередко говорила: «Нам надо разойтись». Наверное, это надо было сделать лет десять назад. В этом моя вина перед ней…

В какой-то момент мне показалось, что не уважают то, что я делаю… Фамильярничают… Я всегда воспитывал детей личным примером… Но мне однажды было сказано: «Ты же умрешь в одиночестве. И вообще, квартира…» Это, может, и есть ответ на вопрос о том, какое место я занимал в жизни моих близких…».

Оцените статью
«С момента знакомства с Табаковым прошло каких-то четыре дня, а я уже ночевала у него»: Людмила Крылова, первая жена мэтра, и ее перипетии
Актрисы, которые поют лучше, чем певицы нашей эстрады