После выхода на экраны «Овода» — успешной экранизации одноимённого романа Этель Лилиан Войнич, исполнитель главной роли Андрей Харитонов проснулся знаменитым. Моментально он стал объектом поклонения советских женщин от школьниц до зрелых дам.
Справедливо сказать, что Харитонов исполнил роль бесподобно. Игра красивого и харизматичного актёра вызывала слёзы у зрителей, которые не могли отойти от экранов.
Несколько раз портрет актёра украшал обложки глянцевых журналов, вынуждая слабый пол часами караулить Харитонова у дверей подъезда и входа в Малый театр.
Радость от встречи с кумиром девушки выражали дружным визгом. Личную жизнь звезда не афишировал, оттого большая часть полюбивших Харитонова девушек не догадывалась, что сердце кумира отдано одной единственной женщине.
Харитонов был верен жене до последнего вздоха.
В театральный институт Харитонов поступил в 1976 году. Ежедневно собираясь на учёбу он думал об одном, что совершил непоправимую ошибку, решив попробовать себя на актёрском поприще.
Ему совершенно не нравилось лицедейство, тогда как скульптура и живопись заставляли сердце биться быстрей, сводили с ума. На втором курсе Харитонов решил не тратить время, забрать документы и отнести аттестат в художественное училище или архитектурный ВУЗ.
Режиссёр Николай Мащенко — преподаватель Харитонова, решил удержать эмоционального парня от ошибки. Для этого доверил студенту-второкурснику ведущую роль в экранизации романа Войнич «Овод».
Сами съёмки и подготовка прошли для Харитонова тяжело. Чтобы актёр вжился в роль, его несколько дней держали в подвале и приковывали кандалами к стенам пещеры. Экзекуция проводилась ежедневно по 2-3 часа.
Однажды на площадку без предупреждений нагрянула мать Андрея. Она решила проведать сына, а заодно и передать обед. Зрелище, которое она увидела, мягко говоря её не обрадовало.
Мать голосила, словно «иерихонская труба», грозилась отдать режиссёра и «соучастников преступления» под суд, швырялась предметами, которые оказывались под рукой.
Харитонов вспоминал, что из-за стресса мама отказывалась смотреть «Овод». Ему стоило больших трудов уговорить её посмотреть картину, чтобы понять — мучения сына были не напрасны.
Уловка режиссёра сработала, после съёмок Харитонов решил окончить институт и развиваться в профессии. Он почувствовал некую ответственность перед поклонниками, которых после выхода «Овода» на экраны у актёра появилось в множество.
Мужчины подходили на улице и жали руку, женщины смотрели влюблёнными глазами и караулили у дверей института. С девушками Андрей общался с удовольствием.
Особенно, нравилась одна школьница, Ольга. Девочке едва исполнилось 13 лет, она всегда приходила к любимому актёру с маленькими подарочками: портретом кумира, вышитым своими руками, мягкой игрушкой и другими безделушками.
Харитонов, который был старше девочки на 10 лет, однажды в шутку предложил сделать ответный подарок. На вопрос, чего бы та хотела, Ольга ответила просто: стать его женой.
Тогда Андрей, сам не зная, произнёс пророческие слова, пообещав по достижению той совершеннолетия женится на ней.
Актёр не придал значение вскользь оброненной фразе, но через несколько лет, вновь встретив Ольгу, он действительно женился.
Причём, это был единственный брак Харитонова.
За несколько лет, которые прошли с момента их первой встречи, Андрей успел перебраться из Киева в Москву и сыграть в топовых картинах «Тайна «Чёрных дроздов»» и «Жизнь Клима Самгина».
Харитонов был задействован в фильмах «Следствие ведут знатоки: бумеранг» и «Конец операции «Резидент». Помимо кино играл на сцене Малого театра.
Однажды после спектакля к нему подошла девушка, та самая Оля, которая специально приехала в Москву, чтобы встретиться с Андреем. Протягивая цветы, она спросила, в силах ли его предложение жениться на ней?
Харитонов вспомнил маленькую девчушку, своё обещание и позвал на ужин в ресторан — познакомиться ближе. После того ужина они не расставались, жили в «двушке» Харитонова, которую подарил актёру худрук театра, а потом расписались.
От женщин отбоя не было, любая готова была провести с Андреем время, только позови. Но на протяжении всей семейной жизни Харитонов не дал жене повода для ревности.
Он мог добиться большего успеха, соглашаться на лучшие роли, которые много раз предлагали, но отказывался ради возможности больше времени проводить с любимой женой.
Харитонова не страшили невостребованность или забвение, как не пугало падение гонораров. Деньги во главу угла актёр никогда не ставил, для него ценностью были люди и взаимоотношения с ними. И, конечно, семья.
Актёр считал, что для красивой и успешной жизни достаточно наладить отношения с окружающими, тогда мир покажется более приветливым и откроет новые возможности. В семье у Ольги с Андреем не было места для ссор и выяснения отношений.
Не было упрёков и недоверия. Единственное, что не сбылось в этом идеальном союзе, — это рождение ребёнка.
Говорили, что Ольга имеет ряд хронических заболеваний, которые стали препятствием для наступления желанной беременности.
Проходили годы, Харитонову становилось тесно в кинематографе и на сцене. В конце 80-х он пошёл учиться на режиссёра, после окончания факультета снял картину «Жажда страсти».
Но и режиссёрская стезя показалась актёру не привлекательной. Тогда он переключился на абсолютно другой проект — стал художником на ТВ, был художником-постановщиком телепередач «Фильмы нашей памяти» и «Фабрика звёзд».
Ещё одним проектом стала передача «Внедрение». В 2018 году актёр обратился в больницу с жалобами на боли в животе. Оказалось, что это была последняя стадия онкологического заболевания.
Семья потратила все скопленные средства, чтобы спасти Андрея. Когда ресурс был исчерпан, жена обратилась за помощью к поклонникам, чем расстроила актёра.
Он испытывал жгучий стыд перед почитателями своего таланта. Однажды известное ток-шоу предложило Харитонову обратиться в эфире с просьбой о поддержке, но актёр отказался.
Сказал, что совесть не позволит брать деньги у людей, которые, возможно, находятся в ещё более тяжёлом положении.
Сбор средств по просьбе актёра прекратили.
В 2019 году за месяц до 60-летия Андрея Харитонова.
Светлая память замечательному артисту.