Потрясающей Татьяне Пилецкой 95

Она одна из самых красивых актрис советского кино и одна из старейших действующих актрис в российской киноиндустрии. Блистательной Татьяне Пилецкой 95 лет!

Семья

Татьяна Людвиговна Урлауб родилась 2 июля 1928 г. в Ленинграде, в упразднённом революцией дворянском сословии. Её отец был этническим немцем. Прапрабабушка Татьяны по маминой линии, воевала в 1812 г., была женщиной-офицером. Об этом актриса делилась:

«Моя прапрабабушка — Луиза Графемус-Кессених, знаменитая женщина-офицер, участница войны с Наполеоном, в газетах о ней писали как о «второй Дуровой». Скрыв свой пол, она поступила в корпус генерала Блюхера, который в составе прусской армии воевал против французов. Луиза храбро сражалась, ее несколько раз ранило.

Она потеряла правую руку. Но лишившись руки, Луиза смогла второй раз выйти замуж, её первый ее муж погиб на войне! Видимо, благодаря своему оба­янию, потому что, судя по портретам, прапрабабушка красавицей не была. Тем не менее, вышла замуж за печатника Иоганна Кессениха, родила и воспитывала детей.

А потом ей еще удалось создать весьма прибыльное дело. Луиза стала владелицей «Красного кабачка».Упоминание о прапрабабушке я нашла у Корнея Чуковского, и у Некрасова, и у Салтыкова-Щедрина. Вот такая была личность!».

Татьянина бабушка по отцу владела домом в Петербурге на Таврической улице. После революции ей оставили в пользование 9-метровую комнату. Именно сюда принесли новорожденную Таню после роддома, здесь прошло её детство. Актриса вспоминала:

«О былом богатстве напоминало лишь прозвище, данное подселенцами — Домовладелка. У нас не то что богатства, достатка не было — мы постоянно относили вещи в ломбард».

Детство

Отец Татьяны работал в химической лаборатории, но был большим поклонником искусства. Близким другом родителей Татьяны был знаменитый художник Кузьма Петров-Водкин. Он стал крёстным будущей актрисы. Когда ей было 9 лет, художник написал её портрет, получивший название «Портрет Татули», другое название «Девочка с куклой».

С ранних лет Татьяна занималась балетом. Об этом она вспоминала:

«Именно по совету Петрова-Водкина меня отвели в хореографическое училище, куда я без труда поступила, хотя не могу сказать, что мечтала стать балериной».

Когда Татьяна училась в Вагановском училище, её запечатлел в фарфоровой статуэтке известный скульптор Ломоносовского завода Александр Пахомов. Фигурка юной балерины хранится в Русском музее. Фарфоровая статуэтка многие годы выпускалась Ленинградским фарфоровым заводом.

Актриса вспоминала, как позировала скульптору:

«Он сажал меня на некий круглый помост и крутил-вертел его: выбирал ракурс, поворот… И наконец выбрал: девочка, завязывающая балетную туфельку. Алексей Федорович был очень сложным человеком, странным, молчаливым».

Война

Татьяне было 13 лет, когда началась война. Осенью 1941 г. она была эвакуирована вместе с училищем в Пермь. Через год отца Татьяны, как немца выслали из Ленинграда. Об этом актриса вспоминала:

«Отца отправили в ссылку, и они с мамой и сестрой приехали ко мне из блокадного Ленинграда в Пермь».

В блокаду у актрисы умерла бабушка, а на фронте погиб 20-летний брат. Вместе с училищем Татьяна вернулась в Ленинград в 1944 г. Отец остался в ссылке.

При получении паспорта, по совету мамы, Татьяна изменила отчество и стала Львовна. Об этом она рассказывала:

«В графе «национальность» я ничего не написала о немецких корнях, указала «русская». А как быть с отчеством Людвиговна? Мы с мамой решили, что я теперь буду Татьяна Львовна. Тяжело было отказываться от папиного имени, но это был вопрос жизни. Внутри себя храню своё отчество, если меня кто-то называет Татьяна Людвиговна — мне это очень приятно».

Несостоявшаяся балерина

В 1945 г. Татьяна окончила училище им. Вагановой и поступила в кордебалет театра Музыкальной комедии. Но балериной не стала. О этом актриса вспоминала:

«Балет — адский труд, и для того, чтобы достичь в нем успехов, нужно иметь не только желание, но и железную волю. Наверное, у меня она оказалась недостаточно сильной. Нет, училище я окончила и даже какое-то время танцевала в кордебалете в Театре музкомедии, но на сольные партии не претендовала».

Кино

В театре платили сущие копейки, и чтобы подзаработать, Татьяна ходила на киностудию сниматься в массовках. Она танцевала на балу в легендарной сказке «Золушка» в 1947 г. В этом же году актриса сыграла свою первую заметную роль в фильме Владимира Козинцева «Пирогов». Татьяна вспоминала:

«В этой картине я тоже должна была играть в массовке, в сцене прогулки по парку на лошади. И вдруг Козинцев высмотрел меня в толпе: «Идите-ка сюда, Таня. Вы говорить умеете?» — «Ну конечно умею!» — «Костюмеры, переоденьте ее!» Так я сыграла свою первую большую роль — Даши Севастопольской».

Татьяна поняла, что хочет быть актрисой и окончила студию при БДТ им.Горького. Но она по прежнему играла незначительные роли в кино. Переломным стал 1955 г., когда актриса сыграла ключевые роли в фильмах: «Княжна Мери» и «Мать». 

Уже на следующий год вышли три фильма с её участием, в двух из них были главные роли: «Невеста» и «Разные судьбы». В 1957 г. своей красотой и талантом Татьяна покорила Венецианский фестиваль. Западные режиссёры хотели её видеть в своих фильмах. Но, конечно актрису не отпустили на Запад.

Роль злой эгоистичной Татьяны в фильме «Разные судьбы» на долгие годы сделали актрису заложницей амплуа стервы не только для зрителей, но и для режиссёров. Татьяна делилась:

«Я сыграла с азартом, удовольствием, не подозревая, что советский доверчивый зритель будет ассоциировать меня с этой ролью долгие годы. «Тумаки» от зрителей можно было легко объяснить, но почему режиссеры стали относиться ко мне с опаской, я понять не могла. На пробы приглашали, а на роли не утверждали».

Несмотря на это в советском кино Татьяна была довольно популярной и востребованной актрисой, в её фильмографии немало ролей: «Мечты сбываются», «Зелёная карета», «Сильва», «Жизнь Берлиоза», «Лермонтов» и др. От простоев в кино актрису спасал театр. Она делилась:

«Я поступила в ленинградский Театр-студию киноактера под руководством Павла Кадочникова. А потом моим домом стал бывший ленинградский Театр Ленинского комсомола, теперь он называется «Балтийский дом». В нем я играю уже почти 60 лет».

В новом веке

В новом отечественном кино режиссёры с удовольствием приглашают Татьяну Людвиговну в свои фильмы, но она соглашается только на интересные для себя роли. Своим любимым проектом актриса считает сериал «Вербное воскресенье».

Также актриса сыграла роли в сериалах: «Лекарство против страха», «Алмазный эндшпиль», «Непридуманная жизнь» и др.

Неудавшееся счастье

В 1947 г. Татьяна вышла замуж за Константина Пи­лецкого — офицера военно-морского флота. После окончания военно-морского училища его направили в Лиепаю, Татьяна поехала с ним. Актриса вспоминала:

«Приехав, долго не могли получить комнату, снимали жилье то там, то тут. Наконец нам дали девятиметровую комнатку, с удобствами на улице, без водопровода. Но мы были очень счастливы! Именно сюда мы принесли родившуюся дочку Наташу».

Затем мужа перевели на Север, Татьяне с грудной дочкой пришлось вернуться в Ленинград. Брак продлился 15 лет и супруги расстались. Наталья окончила иняз, владеет иностранными языками и работает в туристическом бизнесе. Внучка Елизавета получила профессию художника-реставратора.

Вторая попытка

Вторым супругом актрисы был актёр театра Музыкальной комедии Вячеслав Тимошин. Он очень был ревнив. Татьяна делилась:

«С Тимошиным я прожила в браке около 10 лет. Наше расставание было настолько сложным, что мне и сегодня об этом сложно говорить».

Обретённое счастье

Татьяна обрела личное счастье с Заслуженным артистом России, мимом Борисом Агешиным. Он был младше на 12 лет, но это не помешало супругом прожить в гармоничном, счастливом браке больше 40 лет. Об этом актриса говорит:

«Мы очень любили друг друга. Мы были родственные души. Сегодня его нет со мной, он ушел… И я до сих пор не могу отойти от этой утраты. Мы понимали друг друга прекрасно, оба творческих человека… Иногда я слышу: «Как могут жить вместе творческие личности? Они же передерутся!».

Ерунда! 45 лет мы прожили! Я могла положится на Бориса не только в личной жизни, но и в творчестве. А сейчас я полностью посвятила себя работе: съемки, театры, спектакли. Работа, работа, работа».

В разное время в Татьяну Пилецкую были влюблены: Александр Вертинский, Григорий Козинцев, Олег Стриженов, Виталий Соломин.

Оцените статью