Актрису Елену Майорову руководитель МХАТа им. Чехова Олег Ефремов очень любил…
Елене Майоровой очень везло по жизни. Быть музой такого неординарного человека и творца как Ефремов — дорогого стоит…
Свидетели тех событий рассказывают, что у Ефремова глаза сияли, когда он смотрел на неё. Поговаривали, что Ефремов даже предложил Елене выйти за него замуж. Но она отказала: «Я мужа люблю».
Будущая актриса Елена Майорова родилась в 1958 году в семье рабочих. Южно-Сахалинск, ее родной город, был настолько далеко от Москвы, словно это была другая планета с иной жизнью.
Но везучая и талантливая девушка поехала за тридевять земель и легко поступила в ГИТИС на курс Олега Табакова, а он славился переборчивостью к претендентам в актёры. Табаков поверил в талант девушки и не прогадал.
На курсе Елена была фавориткой. хотя и вела себя неординарно: могла невпопад громко рассмеяться, не давала себя в обиду и выпивала наравне с ребятами, занюхивая рюмку.
Многие не любили успешную студентку с замашками провинциалки, как многие называли Елену.
В кино Елена стала сниматься ещё будучи студенткой. Одно из ранних работ стала ставшая легендой кинокартина «Вам и не снилось». Елена всего-то сыграла соседку главной героини Кати, но и этого было достаточно, чтобы начинающую актрису запомнили. Среди киноработ студенческого периода — «Незваный друг» и «Наше призвание».
Одним из самых ярких ролей это времени стал остросюжетный фильм «34-й скорый», где Майорова сыграла проводницу Симу, из-за которой в поезде случился пожар. События, описанные в фильме, произошли на самом деле.
Лев Дуров вспоминал:
Это был 1981 год. Через 16 лет круг мистическим кольцом замкнётся, и огонь вернётся в жизнь Елены, теперь уже в настоящую, такой беспощадный и всепоглощающий…
Когда Майорова через год после окончания института попала в труппу МХАТа имени Чехова, то быстро стала играть главные роли, причём одни из ключевых театра. Нина Заречная в «Чайке», Настасья Филипповна в спектакле «Бесноватая», Маша в «трёх сёстрах» — это ли ни везение, помноженное на талант (или наоборот).
На её Машу в театр ходила вся Москва. Елена гениально сыграла эту роль.
Молодая актриса играла спектакль за спектаклем, работы в театре было много. Но Елена не отказывалась сниматься в кино.
Режиссёры звали Елену в свои фильмы. Талантливая актриса интересной внешности привлекала внимание кинематографистов. Ей часто предлагали роли женщин с проблемами. Возможно, в ней чувствовали человека с надрывом. Да сама актриса порой позволяла себе то, чего не стоило делать красивой женщине и успешной актрисе.
Олег Табаков однажды рассказал об актрисе:
«Складывалось так, что во МХАТе она получала роли все больше и больше, все главнее и главнее. Но самое удивительное, что время от времени, когда она бывала чуть нетрезва и мы сталкивались, она плакала, обнимала меня и просила забрать…»
Чего не хватало Елене? Как актриса она считалась вполне успешной. Как женщина тоже не была обделена счастьем. Мужа своего, Сергея Шерстюка она любила, как и он ее. Елена говорила о нем: «Он очень хороший». И добавляла, что они поддерживают друг друга.
Но друзья утверждали, что не всё так безоблачно было у актрисы. Татьяна Догилева, близкая подруга Елены, подтверждала, что между ними действительно была настоящая любовь. Но она содержала всю семью: и мужа, и её мать. Тяжело женщине быть единственной кормилицей. Потому и срывалась.
К тому же, как любящая жена, Елена во всём поддерживала мужа, даже в употреблении горячительных напитков. Сергей пытался заглушить свою нереализованность как художника с помощью бутылки.
Елена составляла ему компанию, вот и пристрастилась… В те минуты она становилась совершенной неуправляемой. и её посещали нехорошие мысли.
Во второй половине 80х-в 90х годах Елена Майорова сыграла в более чем 10 фильмах.
Одни из самых известных фильмов с её участием — это «Двое и одна», «Один и без оружия», «Лётное происшествие», «Забытая мелодия для флейты».
Если внимательно вглядеться в кинообразы актрисы, то нельзя не заметить печать судьбы в её глазах. Взгляд Елены всегда немного печален.
И даже, к примеру, в сцене фильма «Одиноким предоставляется общежитие», когда ее героиня, уже отчаявшаяся встретить любовь, с надеждой всматривается в лицо молодого человека, всё равно в глазах фатальная неизбежность чего-то несветлого…
Ещё более печален вид Елены в еёё последних работах в кино.
- Алла из «Странного времени».
- Глафира из фильма «На ножах»
Однажды в интервью актриса призналась, что своих героев она наделяет собственными чертами характера …
Те, кто знал Елену отзываются о ней как об очень импульсивной, но тонко чувствующей женщине. А еще в не отмечали то, что она создавала впечатление человека, который всё время что-то ищет… Мятущаяся у нее душа была.
В фильме 1999 года «Послушай, не идёт ли дождь» Елена сыграла ту самю «даму с косой». Предчувствие? Судьба? Естественное смысловое завершение индивидуального цикла бытия?
Олег Ефремов очень сильно переживал утрату. Когда он 23 августа 1997 года приехал домой и прочитал сообщения на пейджере, ему стало нехорошо. Елена, актриса из его труппы и та, в которую он был влюблён, взывала о помощи… В тот день пейджер он с собой не взял.
Елена, охваченная пламенем, бежала от дома к Театру им. Моссовета… В больнице её не стало…
Что тогда случилось с ней дома — остается загадкой до сих пор…
Вот и выходит, то круг 39-летней Елены Майоровой замкнулся и пришёл к своему логическому завершению…