Владимир Мотыль начал снимать фильмы довольно поздно — в 35. При этом у него случались длительные простои. За долгую жизнь (ушел в возрасте 82 лет) он снял всего 11 картин, но каких! Среди них «Женя, Женечка и Катюша», «Звезда пленительного счастья» и, конечно же, «Белое солнце пустыни». Режиссер ушел из жизни через год после смерти жены — Людмилы Подаруевой.
СМИ сразу же подхватили версию, что он не смог справиться с горем. Но неожиданно выяснилось, что последние пять лет у него была юная муза, которая заявила о себе публично.
Немного из биографии гения
Владимир Мотыль — сын репрессированного рабочего завода «Коммунар» (г. Минск). Отец погиб на Соловках, когда мальчику было 4 года. Дата рождения Владимира Мотыля — 26 июня 1927-го. В этом году ему могло бы исполниться 95 лет.
С матерью находился в ссылке на Урале. Учился в театральном вузе в Свердловске (на актерском отделении), позже окончил еще и исторический факультет университета. Сначала работал театральным режиссером и даже возглавил Свердловский ТЮЗ. Все изменилось после того, как его назначили режиссером Свердловской киностудии (1950-1960).
В 1963-м он снял свою первую самостоятельную картину «Дети Памира», и вся его дальнейшая жизнь стала связана с кинематографом. Еще будучи студентом, влюбился в актрису ТЮЗа Людмилу Подаруеву, на которой женился, несмотря на разницу в возрасте. Женщина была старше на пять лет.
Во время съемок на Таджикской киностудии «Детей Памира» (1963), у него случился роман с актрисой Раисой Куркиной. Женщина была в разводе, растила ребенка. Чувства были настолько сильны, что Владимир Мотыль ушел из семьи, оставив родную дочь Ирину, и женился на Раисе Куркиной.
Супруги прожили всего шесть лет. Мотыль активно снимал возлюбленную в своих картинах. В том числе Куркина сыграла жену Верещагина в «Белом солнце пустыни». Но после этого фильма они развелись. Со слов Мотыля, у обоих был взрывной характер, что не способствовало семейной жизни. Актриса же обвиняла супруга в неверности, при этом развода не давала, и Мотылю пришлось обращаться в суд.
После этого режиссер вернулся к первой жене. Они вновь расписались и жили душа в душу до ухода из жизни Людмилы в 2008 году. В 70-е она полностью оставила театр, чтобы посвятить время семье и мужу, который к тому времени стал известным на всю страну режиссером. Дочь Ирина стала работать с отцом художником по костюмам, а в 1969-м подарила родителям внука Аркадия. Тот также стал художником.
Наталья Мажуга о романе с Мотылем
В 2005-м режиссер начал снимать фильм «Багровый цвет снегопада» о романе молоденькой санитарки и пожилого генерала в годы Первой мировой войны. Это будет его последняя кинолента, заканчивать которую придется дочери Ирине. Съемочная группа отправилась в Петербург и остановилась в гостинице, где администратором работала Наталья Мажуга.
Молодая женщина была уже дважды замужем. Один муж погиб, со вторым развелась. Мотылю понравился типаж сотрудницы гостиницы, и он предложил Наталье эпизодическую роль. Та познакомилась со сценарием и высказала целый ряд замечаний, которые режиссер принял с пониманием. Он ценил людей, которые не боялись открыто высказывать свое мнение.
77-летний режиссер явно увлекся молоденькой женщиной и вскоре предложил ей должность помощника режиссера. Постепенно служебные отношения переросли в романтические. Уже в 2006-м Мотыль прошел с Натальей по красной дорожке одного из фестивалей, представил ее друзьям. Наталья вспоминает, что из-за нее режиссер едва не прервал дружбу с Исааком Шварцем.
Мотыль собирался к нему заехать, но жена композитора попросила быть «без подружки». Тогда режиссер отказался от встречи, резко прервав со Шварцем телефонный разговор. Композитор перезвонил, признал свою ошибку, и на встречу Мотыль приехал вместе со спутницей.
Со слов Натальи, через год после смерти супруги Мотыль сделал ей предложение. Девушка же решила отложить столь важное событие из-за предстоящей премьеры картины, назначенной на 11 марта. Но в феврале 2010-го режиссера не стало. 5-го числа он был дома один и сам вызвал скорую, а 21-го скончался в больнице.
Каково быть последней музой
Я охотно поверю, что влюбиться в гения возможно, даже если ему 77 лет. В том, что красивая молодая женщина покорила сердце мэтра, вообще нет никаких сомнений. Но есть несколько моментов, о которых хочется сказать.
- Думаю, фильмы Мотыля находят такой отклик в сердцах зрителей, потому что режиссер и сценарист находился в это время на эмоциональном подъеме. Почти все его картины сопровождались новыми увлечениями. Вот и Наталья помогла ему пережить и понять чувства старого генерала, о котором он снимал картину.
- Режиссер не оставил свою жену при жизни, хотя последние годы она тяжело болела и практически не выходила из дома. Вероятно, был благодарен за единственную дочь, терпение и понимание. После кончины жены выразил сожаление, что превратил ее в хранительницу очага, а ведь она была блестящей актрисой, некогда покорившей его на сцене:
Я ведь не снял ее ни в одной своей картине, не дал ни одной роли…
- Дочь Ирина, которая работала с отцом на последней картине и наблюдала за развитием их отношений с Натальей, не была официально уведомлена о какой-либо предстоящей свадьбе. Более того, Наталья не сидела в ряду близких людей у гроба. Ее не было с режиссером в тот момент, когда тому стало плохо. Со слов женщины,, она уехала в Петербург за своими вещами.
- И еще один момент… На мой взгляд, самый важный. Счастье любит тишину. Но почему-то последним музам выдающихся художников хочется рассказать о своих отношениях всему миру. Наталья решила написать книгу воспоминаний и дала интервью практически всем изданиям, которые пишут о знаменитостях.