— А вы знаете, где сейчас ваш муж?- супруге Алексея Жаркова не раз доводилось слышать этот вопрос от поклонниц звездного мужа.
И она знала. Жарков и его супруга Любовь долгое время казались идеальной парой: успешный актер, обожаемый зрителями, и его преданная жена, поддерживающая его во всем. Однако под яркими огнями софитов и громкими аплодисментами скрывалась совсем иная реальность…
Детство
Родился Алексей Жарков в большой, но бедной семье в 1948 году. Родители, трое детей и дедушка с бабушкой ютились в одной из комнат коммуналки на окраине Москвы. Главным добытчиком в семье был отец, который трудился плотником.
Сыновья с детства привыкали к труду, имели отличные спортивные данные. Но времени на их развитие не хватало. Семья считала каждую копейку. И мальчишкам с ранних лет приходилось работать.
Однажды Алеша вместе с сестрой и братом попали на выступление уличных музыкантов. С тех пор, заслышав звуки баяна, мальчишка мчался сломя голову в сторону источника музыки, чтобы с упоением его послушать. А позже смастерил себе подобный из картона, нарисовал клавиши и гордо расхаживал с ним по двору.
Родители видели творческие задатки детей. Поднакопив денег, они купили баян и разрешили им в свободное время посещать кружки по интересам в местном ДК. Леша довольно быстро освоил инструмент. Вдобавок оказалось, что у парнишки феноменальная память: он мог читать поэмы наизусть, без запинки.
В 12 лет Алексей стал участником концерта на сцене Колонного зала Дома Союзов. Подросток читал отрывок из поэмы «Василий Теркин» и сам себе аккомпанировал на баяне. В зале не осталось равнодушных зрителей. Но громче всего аплодировал мальчику седовласый мужчина, сидевший в первом ряду.
По счастливому стечению обстоятельств им оказался советский кинорежиссёр, сценарист и лауреат трёх Сталинских премий Марк Донской. Он то и предложил Леше небольшую роль пионера Пети в своей картине «Здравствуйте, дети».
Затем была еще одна в фильме Ролана Быкова «Пропало лето». Правда, после съемок кадры с юным актером пришлось вырезать, т.к картину нужно было сократить по времени. Несмотря на досадное событие, Алеша не унывал. К тому времени он уже твердо знал, что будет артистом.
Театр
Поступив в школу-студию МХАТа, Жарков уже на втором курсе получил приглашение попробовать себя на сцене. А после окончания учебы стал полноценным членом труппы театра имени Ермоловой.
Выступая здесь, юноша словно преображался: в каждый свой образ он привносил что-то сокровенное, что кардинально меняло характер героя. Так, в спектаклях «Разлом», «Старший сын», «Деньги для Марии», «Василиса Мелентьева», Алексей побывал в роли Ивана Грозного, примерил на себя образ Ван Гога.
К сожалению, несмотря на популярность у зрителей, кинорежиссёры по-прежнему оставались равнодушны к актеру Жаркову, что крайне негативно сказывалось на его личности. Он постоянно копался в себе, критиковал свою игру и даже впадал в депрессию.
Кинокарьера
Удача улыбнулась ему спустя почти 12 лет. В 1978 году Алексея пригласили на одну из значимых ролей в киноленте Киры Муратовой «Познавая белый свет». Как рассказывала сама режиссер, действие фильма происходило на комсомольской стройке, и ей нужен был актер, внешность которого интуитивно казалась бы зрителю знакомой. Такой себе «мужичок прохожий или сосед».
После выхода фильма на экраны Жаркова наконец-то заметили. Роли посыпались на него, как из рога изобилия. Какие только образы он не примерял на себя: грузчика, лейтенанта, шофера, заключенного, судьи, начальника контрразведки и даже контрабандиста. И каждая роль приносила ему все новые вызовы и возможность продемонстрировать свои актерские способности.
Совсем скоро Алексей стал чуть ли не самым разноплановым актером своего времени. На его счету около 130 киноработ. Одними из самых известных стали: «Мой друг Иван Лапшин», «Парад планет», «Десять негритят», «Город Зеро», «Узник замка Иф», «Криминальный талант» и многие другие.
Поклонницы
С ростом популярности к Жаркову пришло и женское восхищение. Его не очень героическая внешность вовсе не становилась преградой для девушек, наоборот, они влюблялись. Да так, что готовы были на многое ради его внимания.
Поклонницы приносили ему записки, цветы, караулили у входа в театр, провожали до дома. Казалось, он мог очаровать любую, что делало его еще более привлекательным в их глазах. Сам он тоже с удовольствием с ними общался, но скорее это были обычные дружеские отношения, без романтики и обещаний.
Женился Жарков всего один раз и навсегда. И дело тут было совсем не в его сдержанности или серьезном подходе к жизни. Актер слыл большим пессимистом, постоянно копался в себе и очень комплексовал. Часто погружался в свои мысли, анализируя не только свою карьеру, но и жизнь в целом.
— Легким человеком Жарков не был. Порой срывался на площадке. Тонкий был, нервный,- делилась своими впечатлениями о работе с ним актриса Лариса Лужина.
Люба-любовь
Со своей будущей супругой актер познакомился в театре. Стюардесса Люба Кузнецова пришла на спектакль и, отметив уникальную игру и талант Алексея, решила преподнести ему цветы. Молодой человек был приятно удивлен, когда увидел красивую девушку за кулисами, трепетно держащую в руках букет ромашек.
Сначала он не знал, как реагировать на это. Но, разговорившись с ней, вдруг увидел перед собой не просто поклонницу, а человека, способного понять его со всеми внутренними переживаниями и страхами.
Их общение стало регулярным: от маленьких встреч до долгих разговоров по душам. Уже через месяц Алексей осознал, что нашел в Любочке поддержку и понимание, которых так не хватало в его жизни. И сделал любимой предложение.
Странная семья
Мало кто верил, что из этого брака что-то получится. Их пара выглядела контрастно на фоне привычных представлений о том, какой должна быть идеальная семья. С одной стороны, это были любящие люди, готовые поддержать друг друга в трудные времена. С другой — их жизнь была наполнена противоречиями и сложностями.
Первое время Алексей и вовсе скрывал свою Любоньку от общественности. Но однажды привел в театр, и все взгляды тут же устремились на них. Женщина выглядела моложаво, в элегантном костюме и мягкой улыбкой на лице, но разница в возрасте между ними была довольно очевидной.
— Это неправильно, — произнес кто-то из коллег с откровенной злостью. — Она ведь старше его вдвое!
— Как такая крупная неподвижная барышня могла оказаться рядом с нашим юрким Лешкой?- недоумевали другие.
— Да уж! Довольно странный у них тандем. Теперь понятно, почему он ее скрывал,— шептались третьи.
Вокруг отношений Алексея и его загадочной супруги ходило много разговоров. Друзья и знакомые пары недоумевали, как могли объединить этих двух людей столь разные взгляды на мир.
Он интеллектуал с чувствительной душой, зачастую проводящий вечера за книгами или размышлениями о театральном искусстве. Она солидная, серьезная дама, прагматик, предпочитавшая более практичные цели.
С течением времени усиливались трения и в семье Жарковых. Люба обожала вечеринки, шумные компании. Любила хвастаться своим знаменитым мужем, знакомить его с подругами, считая, что показывать свою гордость за него — это естественно.
Алексей же, привыкший к уединению и размышлениям, чувствовал себя некомфортно в таких ситуациях. Каждый такой выход в свет становился для него тестом на выносливость.
Не выдержала
Казалось, к 50 годам у актера было все: двое детей, звание народного, финансовое благополучие и признание. Но неожиданно все затрещало по швам. Сначала увольнение из театра имени Ермоловой, после чего Жарков заявил, что, оказывается, совсем не удовлетворён своей творческой жизнью.
Из-за злоупотребления алкоголем его стало подводить здоровье. Сначала начались проблемы с печенью, затем с легкими, ведь Алексей Дмитриевич курил крепкие сигареты, буквально не останавливаясь.
Иногда доходило до того, что ему становилось плохо прямо на съёмочной площадке. А когда приезжала Скорая помощь, оказывалось, что больной безнадежно пьян.
Жарков осознавал: его жизнь стремительно катится под откос. Но, несмотря на все усилия, выбраться из этого замкнутого круга ему не удавалось. А тут еще и Люба, не выдержав очередного запойного периода мужа, предложила ему разъехаться.
— Это неизбежный шаг. Пойми, Леша,- настаивала она.
— Хорошо,- обреченно согласился тот.
С тех пор дни Алексея Дмитриевича заполнились одиночеством и отчаянием. Все вокруг становилось изолированным и безразличным, а сердце наполнялось скорбью за потерянное время, за недосказанные слова и нерешённые проблемы.
Его все еще приглашали сниматься. Но каждый раз, когда режиссеры звонили с новым предложением, артист напрягался от мысли, что не сможет соответствовать их ожиданиям. Репетиции требовали энергии и легкости — всего того, чего ему уже не хватало.
Карьера Жаркова закончилась за 8 лет до смерти. В 2008-м он снялся у Карена Шахназарова в «Палате № 6». Четыре года не было предложений, а потом его сразил инсульт.
Нужно отдать должное, Любовь не смогла оставить мужа в таком состоянии. Женщина забрала его в загородный дом в Подмосковье, где уход за больным осуществлять было проще. Несмотря на все недопонимания и обиды, она понимала, насколько важно, чтобы он чувствовал её поддержку.
К счастью, свежий воздух и забота близких дали свои плоды, Алексей Дмитриевич пошел на поправку. Но в 2016 приступ повторился. И теперь даже врачи оказались бессильны. Месяц профессионалы боролись за жизнь народного артиста. Но летом 2016 года его не стало. Второй инсульт стал роковым.