Алексей Балабанов по праву стал легендой отечественного кинематографа, чье наследие живо и востребовано по сей день.
Его творчество моментами философично, оно содержит в себе массу отсылок на жизнь самого Алексея, но, что важнее, работы Балабанова стали своеобразным отражением его страхов, переживаний и трагичных воспоминаний.
Жизнь легендарного режиссера трудно назвать счастливой, потому что он был одним из тех, кто проживает чужую боль, как свою собственную. Именно эта черта, быть может, и погубила Балабанова достаточно рано. О печальных вехах жизни талантливого режиссера читайте в данном материале.
Путь в кинематограф
Вернувшись домой, Алексей устроился в Свердловскую киностудию, где его отец работал главным редактором. С самого начала Балабанову посчастливилось стать ассистентом режиссера, поэтому молодой человек стал впитывать все, что видел в процессе работы.
Он развил в себе не только насмотренность, но и собственное представление о хорошем кино.
«Брат» — больше, чем фильм
Балабанов даже участвовал в военных действиях в Афганистане, тогда он и повстречал своих товарищей-сослуживцев, которые постоянно делились друг с другом жизненными или фронтовыми историями.
Опыт общения с военными позволил Алексею взглянуть на мир и жизнь в целом немного иначе, а также подарил ему множество идей и вдохновения, которые позже дадут о себе знать и сильно помогут Балабанову в производстве кино.
Вернувшись домой, Алексей устроился в Свердловскую киностудию, где его отец работал главным редактором. С самого начала Балабанову посчастливилось стать ассистентом режиссера, поэтому молодой человек стал впитывать все, что видел в процессе работы. Он развил в себе не только насмотренность, но и собственное представление о хорошем кино.
«Брат» — больше, чем фильм
Балабанов очень скоро снискал признание не только на родине, но и за рубежом. Его первые фильмы пришлись по вкусу многим критикам и зрителям, потому что в них было нечто новое и непривычное.
Кино про людей – плохих, хороших, с пороками и без – для обычных людей, которое вызывало массу противоречивых чувств, но с точностью отражало современную Балабанову действительность стало его визитной карточкой. Культовой работой режиссера по праву считается кинодиология «Брат» и «Брат 2».
Для Алексея это были не просто очередные проекты, хотя, стоит признать, что Балабанов никогда и не снимал то, к чему не испытывал трепет, однако с «Братом» дело обстояло иначе.
Работа над фильмом породила крепкую духовную связь между Сергеем Бодровым и Алексеем Балабановым, чьи отношения никак нельзя было назвать просто дружбой. Это было слияние двух родственных душ, которые были вынуждены жить в неправильном мире, но, встретившись друг с другом, нашли покой.
Впервые Балабанов увидел Бодрова на фестивале «Кинотавр», правда, не лично – Алексей посмотрел фильм «Кавказский пленник», заглавную роль в котором и сыграл Сергей. Режиссер был поражен правдоподобной и талантливой игрой молодого актера.
Тогда же Алексей разрабатывал сценарий нового фильма («Брат») и решил для себя, что в главной роли должен быть никто иной, как Сергей Бодров. После личного знакомства с актером, Алексей сказал своей жене Надежде, что он нашел человека, который спасет его фильм.
Балабанова не беспокоила неопытность Бодрова, он в принципе имел тенденцию работать с молодыми актерами, у которых не было большой фильмографии. Режиссер считал, что они более настоящие, естественные.
Сергей Бодров стал лучшим другом Балабанова, его любимым актером, названным братом, а Алексей, в свою очередь, был для Бодрова своего рода наставником, учителем, благодаря которому Сергей начал развиваться не только в актерстве, но и в режиссуре.
Близкие Балабанова и Бодрова считали, что мужчины очень похожи, они оба были как будто не от мира сего, слишком особенные, талантливые, непохожие на других.
Потери и потрясения
Балабанов очень сближался с коллегами, с которыми ему удалось наладить связь, найти точки соприкосновения. Их победы, неудачи, трагедии он воспринимал, как свои собственные, оттого все считали Алексея настоящим человеком.
Первая трагедия, которая наложила отпечаток на Балабанова, случилась осенью 2001 года. Вместе с командой, женой и сыном Алексей находился в Якутии, где снимал драму о колонии «Река». В один из вечеров Алексей, его супруга Надежда, сын Петя, оператор Сергей и актриса Туйара Свинобоева направлялись на место съемки в одном автомобиле.
Водитель, который находился за рулем встречного автомобиля, не справился с управлением и влетел на большой скорости в машину Балабанова. В страшной аварии пострадали все, кроме сына Алексея. Якутская актриса Туйара погибла, что стало для Балабанова огромной трагедией. После случившегося он решил, что не будет продолжать съемки фильма.
Следующим потрясением для режиссера стала гибель горячо им любимого Сергея Бодрова. Это случилось 20 сентября 2002 года в Кармадонском ущелье, где Сергей снимал свой фильм «Связной». Балабанов пытался отговорить Бодрова вести работу над лентой на этой локации, но Сергей его не послушал.
Позже Алексей предложил другу свою помощь и собирался прилететь на съемки вместе со своей командой. Однако он не успел, в ущелье сошел ледник, который забрал жизни Бодрова и его съемочной группы. Узнав о случившемся, Балабанов на время потерял дар речи, а затем в течение 20 дней лежал на диване, отказывался от еды и пил водку.
Позже он сокрушался и говорил, что не понимает, почему хороший человек Сережа погиб, а он, плохой, все еще жив.
Жизнь Балабанова после
Было очевидно, что с гибелью Бодрова в Балабанове что-то надломилось, он потерял частичку себя. На съемки своих фильмов он стал приезжать в плохом расположении духа, но чаще – пьяным.
Соседи стали замечать выпившего Алексея спящим то на улице, то в подъезде, при этом такое состояние не мешало Балабанову продолжать работу над гениальными фильмами, которые собирали огромные кассы и имели большую любовь публики и популярность.
Близкие режиссера и его коллеги пытались уговорить его бросить пить, но все было бесполезно, Алексей уже не мог остановиться, да и вряд ли хотел, потому что не раз признавался, что нисколько не боится смерти. Он говорил, что чувствует, будто в скором времени умрет, и всецело принимал это осознание, только надеялся на благосклонность судьбы и лишь просил, чтобы это произошло безболезненно.
Несмотря на то, что Балабанов потерял своих дорогих людей, он не утратил человечность, мягкость и доброту. Режиссер периодически встречал на улице бездомных и пьяниц, которых с легкостью мог привести к себе домой, чтобы напоить и накормить.
Он любил помогать нуждающимся, но, что важнее – он никогда не придавал ценности и значения своему статусу и заслугам, потому со всеми людьми общался, как с равными.
Многие ленты Балабанова содержат автобиографичные детали, но в своей последней картине «Я тоже хочу» Алексей самостоятельно сыграл эпизодическую роль режиссера. Локация для съемок была выбрана сразу – Надежду и Алексея очень впечатлила церковь с колокольней под Вологдой.
По сюжету церковь была башней, которая могла сделать людей счастливыми. Балабанов снял кино о природе счастья, о его отсутствии и поиске.
Рассказывая о своем фильме, режиссер признавался, что не считает себя счастливым, потому что в своих лентах он убил слишком много людей, что и не позволяет ему обрести счастье. Однако он считал, что ему повезло иметь прекрасных жену и детей, которые скрашивали его существование.
Алексей скончался 18 мая 2013 года. Удивительно, что через 40 дней после кончины Балабанова его «башня счастья», то есть церковная колокольня, рухнула.
Гибель потрясающего актера и кумира миллионов, Сергея Бодрова стала тяжелейшим ударом не только для Алексея Балабанова, но и для возлюбленной Сергея, Светланы Ситиной. Их история любви была яркой, настоящей, незабываемой. Их счастье было мимолетным – всего 5 лет, но Светлана так и не сумела оправиться после гибели мужа.
Она всю себя отдавала детям, карьере, саморазвитию, а личную жизнь отложила в дальний ящик. ящик. Новые романтические отношения меркли на фоне той любви, которую испытывала Ситина к Бодрову.