Счастье там — где нас нет… Именно так думали некоторые советские звезды в погоне за лучшей жизнью. Кто-то из них столкнулся на родине с бюрократизмом и черствостью чиновников, другие не могли творчески развернуться или вовсе были невостребованными.
“Другое дело за границей…” — думали они. И? Почему эмигрировали советские артисты и получили ли то, к чему так стремились?
Нина Бродская
В тот день на прослушивание пришли многие талантливые артистки, включая Софию Ротару. Но композитору Александру Зацепину больше всего понравился раскатистый и звонкий голос Нины Бродской. «Звенит январская вьюга» — песня к комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» была исполнена девушкой так как хотел Зацепин — эмоционально и звонко.
Теперь мы знаем чьим голосом пела героиня комедии Наталья Селезнева. Кстати, в будущем Ротару все же исполнила хит.
Нина Бродская еще до выхода фильма «Иван Васильевич меняет профессию» стояла на стезе популярности, благодаря песне «Любовь – кольцо», прозвучавшей в фильме «Женщины» (1966 год), а также «Вальс» из киноленты «Вас вызывает Таймыр».
Почти все песни в исполнении Нины по сей день остаются шлягерами: «Одна снежинка», «Кто тебе сказал», «Огонек» («На позиции девушка провожала бойца») и др. Интересно, что ее фамилия часто не значилась в титрах. Так случилось и с песней из детского мюзикла «Приключения Буратино».
Многие думали, что легендарные слова «Бу-ра-ти-но» звучали из уст Ирины Понаровской. И только через много лет стало известно истинное имя «закадровой» певицы — Нины Бродской.
Несмотря на популярность Бродская была занесена в черный список музыкантов с еврейскими корнями. Это сделал Сергей Лапин, занимавший в то время должность председателя Гостелерадио СССР.
Запреты были и на радиоэфиры, концерты. Окончательное решение уехать из страны певица с мужем приняли после того, когда пришел отказ на ее участие в музыкальном фестивале в ГДР: хотя Нина успешно прошла отборочный тур.
В Америке Бродская стала выступать перед русскоязычной публикой и постепенно завоевала успех. Да, вначале было трудно и Нине и ее супругу приходилось очень много работать. В 1979 году выходит в свет альбом «Москва – Нью-Йорк». В России также его выпустили в качестве виниловой пластинки.
Спустя пятнадцать лет певица вернулась на родину и смогла принимать участие в качестве члена жюри в различных музыкальных конкурсах. Еще Бродская написала книги-воспоминания «Хулиганка», «Голая правда о звездах эстрады» и «Звенит январская вьюга», а также выпустила диск «Еврейская мама» и «Пойдем со мной».
Аида Ведищева
«Помоги мне» — песня, навсегда ставшая шлягером, после выхода на экраны легендарной комедии «Бриллиантовая рука». Причем ее исполнительницу многие не знали и никогда не видели.
Аида — еще одна закадровая певица советского времени, которая столкнулась с запретами на выступления и решила поискать счастье «за бугром». А ведь ее голос по сей день звучит в знакомых ни одному поколению песнях — «Колыбельная Медведицы», «Лесной олень», «Чунга-Чанга».
Карьера певицы резко поднялась вверх сразу после выхода кинокомедии «Три плюс два» (1963), в которой она исполнила песню «Пусть говорят». А дальше, как по цепочке Аида «озвучивала» своим прекрасным голосом героев таких фильмов как:«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» ( «Песенка о медведях»), «Ох уж эта Настя!» (песня «Лесной олень»).
Увы, Ведищева также как и Бродская была занесена в список «евреев-артистов» и не была допущена на итоговый выпуск «Песня года». Вместо нее песню «Лесной олень» пела солистка Большого театра. Зажатая со всех сторон и не видя никакой перспективы для себя артистка решила покинуть СССР.
В США Ведищевой пришлось переучиваться заново: она окончила американский театральный колледж. Со временем открыла свой театр и выступала для русской эмиграции. В ее репертуаре были в основном еврейские песни и различные романсы. На сцену певица выходила под псевдонимом Amazing Aida, что в переводе с английского означает Удивительная Аида.
Мария Лукач
В 60-е годы по всей стране выступала с гастролями Мария Лукач. Именно ее голос звучал в фильме «Леон Гаррос ищет друга» из уст главной героини Татьяны Самойловой, которая по сценарию исполняла песню «Не улетай, родной, не улетай». В репертуаре певицы были разные песни — детские, патриотические, лирические. Лично для Марии писал песни и ее супруг Владимир Рубашевич.
В середине 70-х Лукач не прекращает гастролировать, хотя на экранах она больше не появляется. А в 1994 году она с мужем решает переехать в Израиль. На новом месте певица продолжила свою карьеру и пела в основном для русскоговорящих людей.
Вероника Круглова
«Топ-топ, топает малыш», «Ничего не вижу, ничего не слышу» и другие суперхиты в исполнении Вероники Кругловой в 60-70-е пела вся страна. Казалось, ее эстрадной карьере ничто не помешает.
По словам самой Вероники и ее бывшего мужа советского певца Вадима Мулермана- «камнем преткновения» стал председатель Гостелерадио Сергей Лапин и Иосиф Кобзон. Круглова в свое время вышла за него замуж и после тяжело переживала развод с ним.
Вероника вспоминает годы жизни с Кобзоном, как самые неприятные и считает браком ошибкой. До того, как на Лапин начал составлять «черный» список про Веронику даже сняли фильм «Поёт Вероника Круглова», который вышел на экраны в 1967 году.
Уже после пошли запреты: композиторы честно признавались своим любимым исполнителям Веронике и ее мужу на тот момент Мулерману, что им не разрешают писать для них песни.
Но это не помешало певице в течение двадцати лет гастролировать по всем пятнадцати республикам СССР. После сорока пяти лет Круглова решила завершить свою карьеру певицы и заняться преподавательской деятельностью. В 1991 году Вероника переехала в Америку.
На ее счету пять браков. Пятым мужем певицы стал стоматолог Виталий Андриякина. В США Вероника выходила на сцену всего лишь несколько раз, в том числе и со своим бывшим супругом Мулерманом.