Певица, актриса и красавица Лилия Гриценко — её чувственные роли и вечный поиск любви

В молодости советская актриса Лилия Гриценко была звездой сцены и одной из первых красавиц в кино. В 1940-е годы о ней писали:

*

Она обладала прекрасным лирическим сопрано, и на сцене Студии исполняла партии Чио-Чио-сан, Иоланты, Параси из «Сорочинской ярмарки», располагая к себе зрителей музыкальностью и поэтической проникновенностью своего дарования. Её юные героини восхищали чистотой полудетских, полудевических чувств.

Актрисой становиться она не собиралась, хотя росла творческим ребёнком и обладала прекрасными музыкальными способностями.

Нацеливаясь на поступление в архитектурный институт (её отец был востребованным инженером), девочка однажды согласилась принять участие в конкурсе самодеятельности и победила — сначала в Донецке (сама она родом из Горловки Донецкой области), потом в Днепропетровске, после чего конкурсная комиссия дала ей направление на обучение в Москву.

И тогда Лидия определилась с главным делом своей жизни. К тому же старший брат Николай уже твёрдо стоял на актёрской стезе.

Успех в личной жизни способствовал становлению карьеры актрисы. Со своим мужем — режиссером Борисом Равенских — она встретилась незадолго до образования театра имени Станиславского. Девушка сыграла главную роль в спектакле Бориса Равенских и вскоре их быстро начавшиеся романтические отношения вылились в брачный союз.

Теперь Борис заботился о том, чтобы карьера Лилии постоянно развивалась, делал ее главной участницей своих постановок и фильмов. Взамен актриса терпела взрывной характер супруга и даже рукоприкладство.

По свидетельствам современников, она относилась к мужу, как к небожителю. Молча и покорно выполняла его приказы, всюду следовала за ним, часами могла тихо сидеть в уголке, когда он общался с поклонниками.

Равенских не пришлась по нраву такая преданность, и вскоре он переключил внимание на молоденькую Веру Васильеву, с которой ставил в театре Сатиры «Свадьбу с приданым». К тому же Лилия не могла родить мужу наследника.

Жизнь с постоянно изменяющим мужем притупила чувства к нему, и женщина позволила себе открыть сердце навстречу новой любви. Когда в труппу пришел работать Александр Шворин, он быстро завоевал симпатию артистки. Ради молодого возлюбленного, который был на 14 лет младше, Лилия подала на развод с Равенских и покинула театр Станиславского.

Но 13-летний гражданский брак с Александром закончился предательством: Лилия тщетно ждала от любимого официального оформления отношений, вместо этого он однажды предложил ей расстаться. Женщина осталась совершенно одна — без семьи, без работы.

Помощь пришла, откуда не ждала. Узнав о бедственном положении актрисы, бывший супруг Борис Равенских пригласил её работать в театр имени Пушкина, где служил главным режиссёром.

Она снова обрела почву под ногами! Но личная жизнь — после непродолжительного романа с пианистом Максимом Кузнецом — сошла на нет. Доверять мужчинам, постоянно предающим её, 53-летней женщине больше не хотелось. Она решила полностью посвятить себя творчеству.

Актёрская карьера актрисы начиналась в труппе театра имени Станиславского, где Лилии выпала возможность воплотить яркие образы в пьесах «Маскарад», «Отцы и дети», «Грибоедов», «Чайка», восхищая зрителей проникновенностью, искренностью и чистотой исполнения.

Впервые в кино актриса появилась в образе Оксаны в картине «Черевички». Затем было участие в фильмах «Белинский», «Прощай, Америка!» и «Римский-Корсаков», но звездную славу ей принес образ Натальи Калининой в фильме «Верные друзья».

*

После перехода в театр Пушкина Гриценко продолжила блистать на сцене. Хоть музой главного режиссера на тот момент была Тамара Лякина, Равенских не оставил бывшую супругу без ролей. Она играла в «Романьоле», «Консуле Бернике» и «Метели», всегда восторженно встречаемая публикой.

В кино она тоже долго пользовалась вниманием режиссёров. Поклонники любили её за эмоциональность, трогательность и женственность.

Но с возрастом актриса стала менее интересна режиссёрам. Если в кино ей еще предлагали главные роли, то в театре были лишь эпизоды. А в 1988 году ее и вовсе отправили на пенсию, после чего Лилия Олимпиевна вынуждена была доживать последние месяцы в пустой квартире.

Без любимого дела она не прожила долго. Актрисы не стало в январе 1989 года. Когда нашли её тело, установить день смерти было уже невозможно. Похоронили яркую звёздочку советского кино на Новодевичьем кладбище рядом с братом. Ей был 71 год.

Оцените статью
Певица, актриса и красавица Лилия Гриценко — её чувственные роли и вечный поиск любви
Четыре брака и разбитые иллюзии: какую память оставила о себе Людмила Давыдова