Памяти Алексея Кузнецова: Почему «Бэкингем» из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» так мало снимался в кино

Алексей Кузнецов, которого не стало 5 июля 2023 года, навсегда останется в сердцах зрителей в образе прекрасного герцога Бэкингема, возлюбленного королевы Анны Австрийской из «Д’Артаньяна и трёх мушкетеров».

Но до этого он успел сыграть главную роль в фильме «Зелёный огонёк» Виллена Азарова, сняться в «Аттестате зрелости» Татьяны Лукашевич и ещё в нескольких картинах.

Он был удивительно талантлив и очень трудолюбив, однако в кино Алексей Кузнецов снимался всё же непростительно мало.

В профессии с первых дней жизни

Кажется, самой судьбой ему было предначертано сниматься в кино и выходить на театральную сцену. Родители Алексея Кузнецова были актёрами. Глеб Кузнецов и Ольга Ленская познакомились в 1929 году на съёмках немого фильма «Соперницы», где играли главные роли. Алексей Кузнецов родился 14 мая 1941 года и уже в раннем возрасте попал на съёмочную площадку.

В Москве в начале войны снимали фильм «Транспорт огня», в котором играла и Ольга Ленская, и в одной из сцен она должна была нести ребёнка на руках. Причём режиссёр категорически отказался от куклы в пелёнках, ему непременно требовался живой малыш.

При этом условия были совсем для ребёнка неподходящие: сцена на вокзале, суматоха, дождь и пронизывающий осенний ветер не вызывали желания везти младенца на площадку. Но мама Алексея согласилась, так мальчик сыграл первую и, как говорил он сам, лучшую свою роль в кино. К сожалению, фильм этот сгорел и не сохранилось ни одной его копии.

Мама с двумя сыновьями (у Алексея Кузнецова был ещё старший брат Александр) всю войну оставалась в Москве, отец ушёл на фронт, был тяжело ранен и потерял ногу.

Он даже не хотел возвращаться в семью, чтобы не быть обузой жене и сыновьям. Но Ольга Ленская, узнав об этом, сама поехала к мужу и убедила его вернуться. Без ноги сниматься Глеб Кузнецов уже не мог, но без работы не остался: с 1945 года он работал директором фильмов на киностудии «Мосфильм».

Алексей Кузнецов в школьные годы снялся в фильме «Аттестат зрелости», сыграв младшего брата героя Василия Ланового. В этот раз его съёмки снова стали чистой случайностью: в школу, где учился мальчик, пришёл ассистент режиссёра Татьяны Лукашевич, он искал старшеклассника на роль.

Алексея он попросил прочесть что-нибудь, и тот продекламировал стихотворение Пушкина «Анчар» и, надо сказать, остался весьма собой недоволен. Однако на роль его всё же утвердили.

Творческий путь

Уже после окончания школы вопрос выбора профессии для Алексея Кузнецова не стоял, он подал документы в Щукинское училище, после окончания которого в 1945 году пришёл в труппу театра имени Вахтангова. При этом у него была возможность начать свою театральную биографию с театра «Ленком» под руководством Марка Захарова.

В училище у них была прекрасная группа, они блестяще играли спектакль «Добрый человек из Сезуана», который поставил со студентами Марк Захаров. Он и хотел взять в свою труппу 11 самых ярких молодых актёров, в число которых входил и Алексей Кузнецов.

Но актёр, игравший одну из ключевых ролей, отказался. Ему куда ближе был дух вахтанговского театра, с его особой культурой и традициями.

В студенческие годы Алексей Кузнецов продолжал сниматься в кино, а вскоре после того, как актёр получил диплом, на экраны вышел фильм «Зелёный огонёк», где он сыграл главную роль. Таксиста Сергея Кузнецова (актёр и его экранный герой оказались однофамильцами) полюбила вся страна.

Да и как можно было не проникнуться симпатией к молодому человеку, который, получив в таксопарке старенький, доживающий свой век «Москвич», стал не только выполнять свои прямые обязанности, но и помогать людям.

К тому же в каждом из тех, кого доводилось встречать на своём пути молодому таксисту, он обязательно находил что-то хорошее. Актёр в фильме напевал песни своим голосом неслучайно, Алексей Кузнецов всегда был увлечён вокалом.

После выхода фильма на экраны он подготовил для телевидения концерт, во время которого пел французские песни, что было очень необычно для советского времени. Но концерт на самом деле оказался настолько хорош, что позже актёру предлагали выпускать нечто подобное на регулярной основе. Однако он был слишком загружен, у него просто не хватало времени.

В кино карьера Алексея Кузнецова развивалась поступательно, он снимался не слишком часто, зато с завидной регулярностью выходили на экраны телеспектакли с его участием. А потом был фильм «Д’Артаньян и три мушкетера», на съёмки которого он попал благодаря давней и довольно близкой дружбе с Максимом Дунаевским.

Режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич вместе с композитором искали исполнителя роли Бэкингема. Им обоим хотелось, чтобы актёр был поющим, чтобы дуэт его с Анной Австрийской был «живым» и исполнялся без дубляжа.

Алексей Кузнецов на самом деле идеально подошёл на роль. Да к тому же он оказался настолько щепетилен в подготовке к работе на площадке, что можно было только удивляться. Он прочёл всё, что вообще можно было найти о герцоге Бэкингеме, узнал, каким он обладал характером и манерами, как говорил, как двигался. Оказалось, что в жизни герцог был довольно груб, а его самой большой страстью были бриллианты.

Правда, Алексей Кузнецов вместе с режиссёром создали свой образ героя. По инициативе актёра герцог говорил с акцентом, чтобы выделяться на фоне «французов». Вообще работу над фильмом актёр вспоминал, как праздник, а режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич признавался – Бэкингем в исполнении Алексея Кузнецова стал одним из любимых его образов.

Верность избранному делу

Он вообще мог бы сниматься довольно много, у него для этого были и талант, и фактура. Однако он всегда считал себя театральным актёром и до конца дней сохранял верность сцене. Алексей Кузнецов безумно любил театр и предпочитал отдавать ему большую часть своей жизни. Куда меньше его интересовали съёмки, концерты или творческие вечера.

Доход от них был бы, конечно, гораздо больше, но актёр хотел заниматься тем, что любил больше всего. Он соглашался сняться в кино лишь иногда, если проект или сама роль казались ему очень интересными.

Со временем Алексей Кузнецов понял, что он хочет не только играть, но и сам ставить спектакли. На сцене Театра имени Вахтангова вышли несколько постановок, в которых актёр стал режиссёром.

Алексей Глебович на протяжении многих лет занимался преподавательской деятельностью, передавал свои знания и опыт студентам Театрального института имени Бориса Щукина.

Сначала он работал на кафедре мастерства актёра, а затем перешёл на кафедру сценической речи. А ещё он работал в озвучивании, причем озвучивал он героев компьютерных игр. Он прекрасно знал литературу, создавал уникальные литературные композиции, из которых получались потом удивительные спектакли.

Алексей Кузнецов легко соглашался на интервью, был открытым и искренним, однако никогда не рассказывал о своей личной жизни. Известно, что он был женат, и у него есть дочь. Для близких людей и коллег уход Алексея Глебовича стал большой неожиданностью.

Три недели назад он попал в реанимацию с сердечной недостаточностью, потом его перевели в отделение интенсивной терапии. Все верили, что он поправиться, но 5 июля 2023 года сердце талантливого актёра остановилось.

Оцените статью
Памяти Алексея Кузнецова: Почему «Бэкингем» из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» так мало снимался в кино
Леонид Кулагин: рано остался без мамы, жена сбежала к другому. Как живет знаменитый актер сейчас