Юмориста с грустными глазами любили миллионы зрителей: он первым придумал новый формат выступлений, напрямую обращаясь к зрителям, вовлекая их в диалоги. Его блестящие импровизации вызывали хохот всего зала. Но Арлазоров был несчастен: его не любили самые дорогие люди.
Ян Арлазоров прославился своими юмористическими номерами на сцене: возгласы «Госпидя!» и «Эй, мужик!» многие помнят до сих пор. Мало кто знает о драме его личной жизни.
Влюбился в однокурсницу Ёлу Санько
«Проводником» в мир театра стал для маленького Яна двоюродный дедушка. Он был актёром Театра имени Вахтангова и часто брал внука с собой: Ян стоял за кулисами и с замиранием сердца наблюдал за тем, что происходило на сцене. Никто из родных не удивился, когда он решил поступать в театральное училище. И поступил: в Щукинское. Вскоре молодой человек влюбился.
Ёла Санько, юная и прелестная, училась вместе с ним. Яну хватило нескольких месяцев свиданий, чтобы сделать любимой предложение. Она ответила согласием. Но в день свадьбы произошло то, что потрясло Арлазорова и навсегда изменило его жизнь. Ёла сбежала от жениха — с режиссёром.
Простил и принял
Убитый горем Ян, тем не менее, продолжал ждать: ему не нужна была другая женщина. И дождался. Ёла вернулась к нему после того, как убедилась: для режиссёра она была лишь красивой игрушкой. Ян принял любимую. Они стали жить вместе. В те дни ни он, ни она даже не предполагали, чего им будет стоить это воссоединение.
Скандалы в семье
Им было трудно. Жить пришлось вместе с родителями Яна, в маленькой «однушке». Но с бытовыми неурядицами они бы ещё справились. Тяжелее для Яна оказалось другое.
Ёла быстро стала популярной актрисой, её снимали в кино, а участие в телешоу «Кабачок 13 стульев» принесло ей и вовсе немыслимый успех. Режиссёры выстраивались в очередь, чтобы снимать Санько. А Арлазоров никак не мог найти свою «нишу» в искусстве, без конца «искал себя».
Оба надеялись, что появление ребёнка укрепит семью. Но этого не произошло — стало только хуже, скандалы в доме не прекращались. И тогда Ян решился искать «утешение» на стороне. Очень уж некомфортно ему стало в собственном доме, порой просто не хотелось туда идти.
Не простила
Узнав о романе мужа, Ёла, не задумываясь ни на минуту, собрала вещи и ушла: прощать она не собиралась, не такой характер. Арлазоров сбился с ног, разыскивая жену: он чувствовал себя виноватым и очень скучал по дочери.
Ёла, впрочем, тоже переживала не самый лёгкий период в своей жизни. Она уехала во Львов, поступила в театр, но жить было негде — долгое время ей и дочери приходилось ютиться в гримёрке. От всех переживаний актриса тоже начала болеть. У неё изменилась внешность, выпали почти все волосы, приходилось носить парик…
Дочка стала чужой
Спустя какое-то время Ёла и Алёна вернулись в Москву. Ян Маерович очень обрадовался, ему важно было видеться с дочкой. Но наладить с ней отношения не получалось: не позволяла бывшая жена. Только после того, как Алёна повзрослела и стала студенткой, у Яна Арлазорова появилась надежда.
Он старался, как мог: оплачивал учёбу дочери, использовал малейшую возможность её увидеть, поговорить с ней. Однако близким человеком для Алёны он так и не стал.
Нелегко ему далось понимание того, что отныне вся его жизнь — это работа. Только в работе он находит утешение и радость. А ведь Ян Маерович так мечтал о крепкой дружной семье! Не получилось…
«Эй, мужик!»
Зато сцена его «любила». Зрители были в восторге от его импровизаций. Арлазоров первым придумал сделать частью своих выступлений активные диалоги с простыми зрителями. Одно дело — просто читать со сцены текст. Совсем другое — взять микрофон, спуститься в зал, пойти по рядам, разговаривая с людьми, задавая им вопросы, предлагая подыграть…
У Арлазорова получалось блестяще. Его импровизации часто вызывали дружный хохот зала: люди смеялись до слёз, долго не могли успокоиться, и потом снова и снова стремились попасть на выступление любимого юмориста.
Самые знаменитые образы Яна Арлазорова – это дама-кассир на вокзале, постоянно поправляющая бретельку под одеждой и жеманно восклицающая: «Госпидя!», и простой «парень из народа», обращающийся к окружающим: «Эй, мужик!»
Лёгкие искромётные номера получались после долгих репетиций, он выкладывался на сцене полностью, без остатка, уходил за кулисы в мокрой насквозь рубашке, обессиленный. И после спектакля никто не видел его улыбающимся: это был мрачный, потухший человек, во взгляде которого плескалась безнадёжность…
Не дождался…
Он продолжал работать и тогда, когда ему диагностировали онкологическое заболевание. Не мог без сцены, без своего зрителя. Там, в свете софитов, он чувствовал себя нужным, любимым, незаменимым. Купался во взрывах хохота, в непосредственности зрителей — невольных участников его номеров. Но пришёл момент, когда он понял: всё. Выходить на сцену он больше не может.
С тех пор Ян Маерович закрылся дома и никуда не выходил: не хотел, чтобы его видели больным, слабым, несчастным. Общался только с самыми близкими: отцом и братом. Мечтал, что однажды раздастся звонок в дверь, и на пороге появится та, кого он не переставал ждать всю жизнь: его дочь.
Но чуда не произошло: Алёна так и не приехала к отцу. Она появилась лишь на его похоронах, когда он уже не мог этому порадоваться. Ян Арлазоров умер 7 марта 2009 года.