Мало кто знает, но впервые ей посчастливилось попасть на съёмочную площадку ещё в школе, причём при довольно необычных обстоятельствах.
Первый опыт в кино
После прорыва блокады Ленинграда режиссёр Виктор Эйсымонт начал работу над военной драмой «Жила-была девочка», главными героями которой были дети, терпящие лишения в осаждённом городе.
Нина Иванова вместе с Натальей Защипиной прошли отбор на главные роли среди десятков других маленьких москвичек. Эйсымонт стремился к максимальной достоверности, поэтому настоял на том, чтобы часть съёмок проходила в полуразрушенном Ленинграде.
Город в тот момент время от времени ещё подвергался авианалётам, но режиссёр был непреклонен: нужны узнаваемые виды исторического центра, да и ничто, кроме настоящих руин, не способно передать ужасы войны.
В итоге маленьким актрисам пришлось ехать вместе со всей съёмочной командой в Ленинград. Нину сопровождала тётя, а родители девочки не на шутку опасались за их жизни.
Но всё завершилось благополучно: фильм получился действительно сильным и получил отклик публики. А в 1946 году он был показан на Венецианском фестивале.
В Италию Нина уже не поехала, девочка благополучно доучилась в школе и поступила в медицинский институт. Та детская роль так бы и осталась единственным киноприключением в её жизни, но в дело вмешался случай.
Народная любовь зрителей
Среди подруг Ивановой были те, кто успешно прошёл отбор во ВГИК. Одна из таких знакомых попросила Нину сняться в своей дипломной работе, и там её заметил Марлен Хуциев, искавший актёров для своего второго фильма.
Юная блондинка (ей исполнилось всего 22) с налётом наивной строгости вчерашней студентки идеально вписывалась в историю о романтических отношениях между учеником и учительницей в вечерней школе.
Фильм имел ошеломительный успех, в том году он стал лидером проката в СССР: всего было продано более 30 млн билетов. А песня «Когда весна придёт, не знаю» превратилась в поистине народную.
Николай Рыбников, сыгравший сталевара Сашу Савченко, проснулся знаменитым, а Нине Ивановой та работа принесла не только известность, но и любовь.
Во время съёмок она сблизилась со вторым оператором Радомиром Василевским, вскоре после выхода фильма на экран пара поженилась.
Успех «Весны» подарил путёвку в жизнь многим из тех, кто участвовал в её создании. Николаю Рыбникову начали предлагать крупные роли: одну лучше другой.
Николай Пасечник в «Высоте», Паша Гусаров в «Девушке без адреса», герой Гражданской войны Кочубей в одноимённом фильме, Илья Ковригин в «Девчатах».
У Нины Ивановой дела обстояли хуже. Поначалу приглашения также сыпались одно за другим. В 1960 году она сыграла главную роль в драме «Киевлянка».
Непростая история целого поколения, прошедшего через множество невзгод, откликнулась в сердцах зрителей, но осталась единственной, помимо «Весны на Заречной улице», крупной работой актрисы.
От актёрской игры к режиссуре
И для режиссёров, и для неё самой был очевиден недостаток: до этого момента Иванова не заканчивала никаких курсов и играла, по сути, саму себя – честную, стремящуюся к справедливости. Работа над ролями давалась сложно, Нина едва справлялась с возложенными задачами.
После выхода продолжения «Киевлянки» ей давали уже лишь второстепенных персонажей, вплоть до эпизодов. Тем не менее, проекты ей доставались особые: «Шурка выбирает море», «Лёгкая жизнь», «Живёт такой парень».
Комедия «Серая болезнь» стала её последней заметной работой. Однако полностью расстаться с кинематографом Иванова уже не смогла, как многие, кому повезло прикоснуться к этому волшебному миру.
Нина поступила на курсы режиссёров, успешно окончив их. Она устроилась на киностудию имени Горького, где проработала около 20 лет, правда, ни один фильм не вышел именно под её именем.
Все эти годы Иванова довольствовалась позицией помощника или второго режиссёра. В конце восьмидесятых она тихо ушла на пенсию, наступали совсем иные времена, с другими сюжетами.
Брак с Радомиром Василевским оказался единственным в судьбе Ивановой. Роман был омрачён тем фактом, что до их встречи оператор уже успел жениться, в семье подрастала маленькая Танечка.
Однако ради Нины Василевский оставил жену и дочь, женился на новой избраннице. Молодая семья переехала в Одессу, где им торжественно дали квартиру (часть съёмок «Весны на Заречной улице» проходила именно здесь, что привело в восторг как рядовых одесситов, так и городское руководство).
Радомир стал работать на Одесской киностудии, Нина приняла участие в кинолентах производства «Беларусьфильм» и студии имени Довженко.
От успеха к забвению
Этот брак тоже протянул меньше 10 лет, окончательно супруги расстались в 1966 году. В этом же году Иванова решила окончательно покончить с актёрской карьерой.
Впоследствии актриса не раскрывала причин развода, а детей в том браке у неё так и не появилось. После расставания Василевский снова женился, а в 1978 году у него родилась вторая дочь.
Нина же больше не выходила замуж, в её жизни случались романы, которые ничем не заканчивались. Однако на одиночество бывшая актриса пожаловаться не могла: она выросла в многодетной семье и поддерживала связь с братьями и сёстрами.
Выйдя на пенсию в конце восьмидесятых, Иванова вскоре столкнулась с теми же проблемами, что и многие соотечественники: кризис и безденежье заставили забыть о заслуженном отдыхе и снова искать работу.
К счастью, у неё остались старые связи на студии Горького. Нина вернулась к тому, чем занималась пару последних десятилетий – режиссуре. При её участии в 1992-1994 годах вышло несколько выпусков «Ералаша».
Кроме того, спасло некогда полученное медицинское образование: некоторое время Иванова проработала медсестрой в одной из столичных больниц.
В преклонном возрасте звезда «Весны» жила вместе с сестрой, получая небольшую пенсию от Гильдии актёров. Избегала прессы и наотрез отказывалась от приглашений в различные программы, посвященные советским фильмам, изредка давала интервью журналистам печатных изданий.
По её словам, ей не хотелось разрушать магию кино-шедевра, а остаться в памяти зрителей юной Таней Левченко у школьной доски.
Только в разговорах с самыми близкими Нина Георгиевна делилась своими откровениями о своей актерской карьере при этом она так никогда и не смотрела фильм «Весна на заречной улице».
Соседи говорили что она просто напросто выключала телевизор если начиналось трансляция этого фильма.
Нине Ивановой судьба отмерила долгую жизнь. Актриса скончалась в декабре 2020 года от сердечной недостаточности, совсем немного не дотянув до дня рождения. Её тело кремировали, а урну поместили на Алексеевском кладбище рядом с могилами родственников.
Пусть её карьера сложилась не так удачно, как у партнёров по съёмкам в «Весне на Заречной улице», но благодаря этой нежной истории имя Ивановой навсегда осталось в истории отечественного кинематографа.