– Что за кикимору ты мне привезла?! Я просил блондинку с косой, с голубыми глазами, а это кто? – выговорил на пробах ассистенту по актёрам Леонид Менакер.
Анна почувствовала несправедливое отношение к себе режиссёра, и её пробило. Она с таким отчаянием отыграла сцену с бабушкой…
– Стоп! Достаточно. Жду Вас на съёмках, – воскликнул Леонид Исаакович.
На пробы фильма «Молодая жена» Анна Каменкова приехала в Питер из Москвы в полном смятении. В театре уже играла главные роли, а в кино – не брали. Пробовалась много – безрезультатно. Решила, в последний раз. Всю ночь в поезде не спала, Леонид Менакер, оценив её внешний вид и бледное лицо, был явно разочарован.
Однако, проявив характер, в 26 лет она получила главную роль в «Молодой жене». Образ Мани стал знаковым в карьере актрисы, а за роль Каменкова получила награду на кинофестивале. Это был 1979 год, а дальше всё понеслось.
Детская непосредственность
Анна родилась в московской семье интеллигентов. Её родители работали учителями в школе и прикладывали немало усилий, чтобы дочка пошла по их стопам. Но судьбу девочки решил случай.
Когда Анне исполнилось пять лет, она гуляла с мамой в одном из скверов столицы. В тот день там расположилась съёмочная группа, которая подбирала девочку 7-8 лет на главную роль в фильме «Девочка ищет отца».
Претенденткам предлагали почитать стихи. Анну даже не рассматривали, так как возраст не подходил для этой роли. Но девочка сама подошла к съёмочной группе, настоятельно, но с обидой в голосе, потребовала, чтобы ей тоже дали возможность прочитать стихи. Анне разрешили это сделать.
Аня покорила сотрудников киностудии детской непосредственностью, и, как результат, роль досталась именно ей. Мама тогда на год отпросилась с работы, и они вместе отправились в минские леса на съёмки. Там юная Каменкова погрузилась в удивительный мир кино.
После этого на Аню посыпались предложения сниматься, но родители были категорически против. Единственное, что они разрешили – это игру на сцене, но не в кино.
Анне рано пришлось повзрослеть. Когда ей исполнилось девять, умерла мама. Родители не были расписаны по непонятным причинам. Отцу пришлось удочерить собственных детей – Анну и её старшую сестру Ольгу. Он, непривыкший утруждать себя бытом, заботился о её духовном развитии – водил в музеи, кино и театры, но не замечал того, что малышке приходилось самой вести хозяйство.
Аня научилась варить супы и жарить котлеты, как могла, стирала вещи, донашивала мамину одежду. Неопрятный внешний вид девочки папа не замечал. Изредка ей помогала старшая сестра, которая жила отдельно.
У неё не появилось подруг, потому что у одноклассниц была совсем другая жизнь. Ей не с кем было делиться переживаниями, некому было учить женским премудростям. Спасала сцена, которая помогала справляться с комплексами.
Анна поступила в Щепкинское училище, хотя отец был против. Преподаватели оценили её талант. Она впитывала в себя знания и старательно училась профессии. После окончания учёбы её пригласили в театр на Малой Бронной.
1980-е годы
В эти годы Анна Каменкова обрела особую популярность. Рекордную славу артистке принёс фильм «Молодая жена». Анна словно не играла в фильме, а жила в образе, который создала.
В 1987 году зрители увидели популярный детектив «Визит к минотавру», где Анна сыграла главную роль. Серьёзной работой актрисы стал фильм «Софья Петровна», вышедший в 1989 году, который был посвящён сталинским репрессиям.
*
*
В кино Каменкова сыграла немало прекрасных ролей, да с какими партнёрами!
Голос актрисы
В 90-е годы для многих актёров наступили тяжёлые времена. Анне пришлось искать дополнительные способы заработка. И она нашла: ещё будучи студенткой она занималась озвучкой главной героини в фильме «Ромео и Джульетта». В момент кризиса Анна вспомнила о своём опыте, который позволил ей выжить в трудные времена.
«В те годы театр разваливался, а кино закрывалось. На «Мосфильме» бродили голодные собаки, и работал лишь один павильон – дубляжа. Я с утра до вечера озвучивала», – вспоминала Анна.
Её голосом на российских экранах говорят: Деми Мур, Мэрил Стрип, Уитни Хьюстон, Катрин Денёв, Шерон Стоун. В трилогии «Властелин колец» Анна озвучивала Лив Тайлер, в «Факерах…» – Барбару Стрейзанд, на «Universal Pictures» сказали, это лучшая озвучка. Голос актрисы звучит в фильмах «Унесённые ветром», «Анжелика» и «Основной инстинкт».
В отечественных фильмах голосом Каменковой заговорили: и Татьяна Лютаева в «Гардемаринах…», и Елена Яковлева в «Плюмбум или опасная игра», и Вера Сотникова в «Королеве Марго», и Лариса Гузеева в «Жестоком романсе».
Этот удивительный глубокий тембр невозможно забыть или перепутать. Голос актрисы способен успокаивать и интриговать, вдохновлять и заставлять переживать зрителя.
По словам Каменковой, озвучку можно отнести к отдельной профессии. Работа это очень тонкая, и под силу не каждому актёру.
Муж, сын и внук
В 1980 году Каменкова вышла замуж за актера театра на Малой Бронной – Анатолия Спивака. Он был старше Каменковой на 15 лет, и это не была любовь с первого взгляда.
«Я из-за кулис наблюдала, как он играет «Золотую карету» – красивый, талантливый, какой-то особенный. Безумно мне понравился. В нём была такая мощная харизма – он просто притягивал женщин. И я не стала исключением», – делится воспоминаниями Анна Каменкова.
Постепенно актриса открыла в себе обожание к мужу. Но супруг отличался сложным характером. Семейная жизнь ей долго казалась в тягость. Анне запрещалось звать в гости подруг или друзей. Анатолий дома был одним человеком, на работе – совершенно другим.
Но всё же, именно муж сделал из неё профессиональную актрису. Анатолий, словно открывал для жены неведанные пути для выхода на правильную эмоцию. Для Каменковой, как и для её мамы, был важен талант в мужчине. Она в семейной жизни во многом повторила мамину судьбу. Могла простить и резкость, и эгоизм, и чуждые черты характера, подстраивалась под мужа.
Мама – Ольга Каменкова-Павлова – ещё в школе влюбилась в своего учителя Семёна Абрамовича Гуревича. Позже встретились, она – первокурсница Литературного института, он – старше на 15 лет.
Брак был сложный, но мама отца обожала, хозяйство тянула на себе, рожала детей, ограждала от домашних проблем. Семён Абрамович был гениальным педагогом, который жил в своём мире, супругу не баловал, не дарил подарков.
Анна воспитывалась в рамках строгих отцовских правил. Характер мужа напоминал ей характер отца. Изначально она ощущала жёсткое ограничение свободы, но за годы супружеской жизни актриса научилась подстраиваться под супруга.
Перед тем как в семье появился первенец было семь неудачных попыток обзавестись наследником. Спасались одним: погружались в работу. Мальчик, которого назвали Сергеем, стал отдушиной, надеждой и гордостью для родителей.
Анна рада, что сын не пошёл по стопам родителей. Однако отношение к театру имеет: отучившись на юриста, Сергей защищает авторские права драматургов.
В 2021 году у Каменковой родился внук Александр. Сама актриса называет себя в шутку плохой бабушкой, потому что у неё нет времени ни на прогулки с внуком, ни на игры. Изредка приезжает к ребёнку и компенсирует отсутствие подарками.
Анна считает, что упущенное время рядом с внуком она ещё наверстает. Когда малыш подрастёт, обязательно познакомит его с музеями, кино и театрами.
Анна сегодня
С именем актрисы не связаны интриги или скандалы. Анна продолжает сниматься в сериалах. По словам Каменковой, ролей, соответствующих её возрасту не так много. В основном это мамы и бабушки, которые вечно заняты воспитанием детей или внуков, жарят котлеты и вяжут кофточки.
Актриса играет несколько спектаклей в театре Грымова «Модерн» и пока не готова уходить на заслуженный отдых.
27 апреля 2024 года этой женственной актрисе исполнился 71 год. Анна и сегодня обладает приятным голосом, её образы, на мой взгляд, жизненны и наполнены порядочностью и искренностью.