Он называл Её сначала синюшным бледненьким цыпленком. Позже, когда «цыпленок» выбился в люди, стал винить в отсутствии собственного мнения и прогибания под власть (вот бы он сейчас удивился, правда?).
Две величины поздней советской эстрады сталкивались постоянно. Это были величины с противоположными зарядами, и они притягивались. Но Пугачева была из другого теста, чем та же Гурченко, так что с ней романа не получилось бы ни при каких обстоятельствах.
Да и дружбы не получилось. Десятилетиями они сталкивались, но, понимая силу и мощь друг друга, на явный конфликт не шли.
О первой встрече с Пугачевой Кобзон упоминал вскользь. Это была середина 60-х (хотя сам Кобзон упоминал 1970-й). Именно в это время Алла записала для передачи «С добрым утром!» свою первую песню «Робот». Кобзона попросили для этого уступить студию на полчаса, что он и сделал.
Вот какой запомнил Иосиф Аллу: «Такая синюшная, худенькая, бледненькая. В конопушках вся».
И потом судьба их развела на долгие десять лет. Алла строила свою карьеру, Кобзон же занимался своими делами.
Пересеклись снова в 1975-м, шел Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Иосиф Кобзон заседал в жюри. Победителем стал Ренат Ибрагимов, Алле же благодаря связям выбили 3-е место.
Вот что скажет о том конкурсе Кобзон спустя годы:
«Где-то в году 74-м ее заметил руководитель ансамбля «Веселые ребята» Павел Слободкин. И… как бы женившись на Алле, взял ее к себе в коллектив, и она начала у него работать.
Слободкин по советским временам был очень активный и предприимчивый человек, старавшийся не упускать ни одной возможности, чтобы как-то заявить о себе и о своих солистах, которые могли добавить популярности его коллективу.
Когда был Всесоюзный конкурс на лучшее исполнение песни, Павел «пристроил» на него свою Аллу».
Прямой конкуренции между И.К. и А.П. не было. Разный репертуар, возраст, разная аудитория. Поэтому пересекались они на концертах и сборных мероприятиях для артистов. Однажды Кобзон не сдержался и называл ее «дурой», да еще и при свидетелях. Вот как это произошло.
На дворе была середина 80-х, и на смену эстрадным мастодонтам пришли коллективы а-ля «Мираж», «Электроклуб» и т.д. Выручки падали.
Также началось падение популярности Лещенко, Кобзона, да и Пугачева держалась на плаву только в тандеме с молодыми дарованиями Кузьминым, Николаевым, позже – Челобановым и т.д. Заигрывая с публикой, и не желая казаться нафталином, она допустила ряд двусмысленных высказываний в адрес старших коллег, чем заслужила отповедь Иосифа Давыдовича.
«При встрече я сказал ей:
-Вчера я смотрел твое телевизионное интервью. Не надо так делать, Ал! Ты себя погубишь.
-Почему? Что такое, Иосиф Давыдович? — удивилась она.
-Да потому, что своими безапелляционными заявлениями ты настраиваешь против себя коллег. Ты можешь о чем угодно говорить с публикой, но зачем обкладывать коллег?! Не надо так их обижать».
Алла предупреждению не вняла и скоро, ставший народным депутатом Кобзон, услышал в телевизоре ответ Пугачевой на вопрос: «Зачем артисты идут в политику?»: «Ну, если вы имеете в виду Кобзона, то ему, наверное, уже пора сидеть там, а я-то еще попою»
Когда самого Кобзона попросили прокомментировать ее слова, он ляпнул: «Дура есть дура. Что тут комментировать?»
Положение пытался уладить тогдашний муж Пугачевой Евгений Болдин, на что Иосиф Давыдович справедливо возмутился:
«А почему ты за нее прощения просишь? У нее что, голос пропал? Пусть она сама объяснит, почему она так сказала о человеке, который ей, кроме добра, ничего не сделал?! Уступил ей место в студии, чтобы не сорвалось ее первое выступление по Всесоюзному радио.
Пробил ей звание лауреата, что позволило поехать на конкурс «Золотой Орфей» и стать знаменитой. Или, может, я сделал плохо, что помог получить квартиру, когда ей с Кристиной жить было негде? Какое она имела право вообще меня трогать?» (с)
Ссора как-то сгладилась и Пугачева даже наговорила в эфирах и интервью о Кобзоне хорошие слова, называя его «Вождем», «Хозяином», «Барином» эстрады. Пророчила, что он займет пост министра культуры. Выступала она и в прощальном туре Кобзона.
Говоря об Алле в своих мемуарах «Как перед Богом», Кобзон попенял на ее вялый общественный темперамент. Но в целом, был достаточно корректным и на прямую конфронтацию больше не выходил.
«Могла бы хорошо влиять на обстановку в стране, в которой она не просто пребывает, а все-таки живет. Могла бы высказывать свое мнение по поводу того, что у нас происходит, и как она воспринимает текущую политику. Нельзя же быть известным гражданином и отмалчиваться. У нее нет никакой позиции. Такое впечатление, что она и иметь ее не хочет».
Десятилетиями между ними тлели угли пассивной такой вражды. Кобзон, конечно, капитулировал, когда пошел на прямые обзывательства – это выглядело, как в детском саду ссора из-за куличиков в песочнице.
Сделаем скидку на то, что времена были нервозные, шла перестройка, и даже мастистые артисты не знали, как жить дальше и каким будет их будущее. Все боялись лишиться привычного статуса и уровня жизни. Да, видно было, что Алла его раздражала, но он почти всегда находил в себе силы и достоинство не задевать ее прямо.
Ну и в заключение – фото, на котором И.К. припадает к руке А.П. Вот все-таки она личность, безусловно, сильная. Всегда умудрялась даже с недругами, даже к откровенно критикующими ее людьми сделать хорошую мину при плохой игре и устроить вот этот весь театр с припаданием к ручке.
Уже через много лет после смерти Кобзона, после всей истории с отъездом, другой политический и медийный персонаж тоже будет целовать ей руку… Но это уже совсем друга история.
Вот такая история жизненная. Даже с самыми негативно настроенными в твою сторону коллегами можно прийти к консенсусу. Главное, чтобы он был выгоден обоим сторонам.
Напомню, что Кобзон был на 12 лет старше Аллы, раньше нее пришел на эстраду. Скончался в 2018 году, ему было 80 лет, в последние пару-тройку десятилетий занимался политикой в том числе. Что касается Аллы, то сейчас ей 75 лет и она два года не живет в РФ.