«Сколько же злодеев и монстров я уже сыграл: и Кощея бессмертного, и саму Смерть, и Азазелло, и Коровьева», – именно так говорит о себе актёр Александр Филиппенко, а после продолжает этот ряд, перечисляя одну за другой фамилии советских вождей, начиная с Ленина и заканчивая Брежневым.
Он на самом деле много и продуктивно снимался в кино, блистал на театральной сцене, стал обладателем множества кинонаград и театральных премий, получил звание народного артиста России. Но в конце 2022 года он уехал из страны.
Из физиков в лирики
Александр Филиппенко в детстве вовсе не собирался становиться актёром, даже мысли такой у него не было, в его жизни, как казалось, вообще не находилось места творчеству. Он страстно любил науку, хотел стать учёным-физиком и всю жизнь заниматься изучением таких на первый взгляд непонятных, но безумно увлекательных процессов.
Поэтому, окончив с золотой медалью школу, он отправился из Алма-Аты, где жил вместе с родителями, в Москву поступать в МФТИ. И после получения диплома работал по специальности.
Правда, уже в студенческие годы творчество стало манить его со страшной силой, а возможность греться в лучах славы на сцене и купаться в аплодисментах зрителей оказалась куда привлекательнее службы в Институте геохимии, куда он попал по распределению после вуза.
Ещё в МФТИ Александр Филиппенко увлёкся игрой в КВН, затем стал часто появляться в театральной студии МГУ, где показывал свои эстрадные номера и сам создавал спектакли, пробуя себя в качестве режиссёра.
А потом понял, что занимается вовсе не своим дедом, куда больше физики его привлекала возможность выходить на сцену, сниматься в кино, самому делать постановки. Из студии МГУ «Наш дом» актёр попал прямиком в легендарный театр на Таганке, где служил на протяжении нескольких лет.
Параллельно он поступил на режиссёрское отделение Щукинского театрального училища. После он служил в Театре имени Вахтангова, а последние 16 лет – в театре имени Моссовета, сотрудничал с Гоголь-центром и другими театрами.
В кино Александр Филиппенко впервые снялся в роли подсудимого Володи Харламова в картине Наума Трахтенберга «Я его невеста», а затем сыграл белого офицера в фильме Александра Митты «Гори, гори, моя звезда». В начале карьеры он играл самые разные роли, в том числе и характерные.
Но постепенно за ним закрепился образ злодея, для многих режиссёров он стал неким «ярким представителем тёмных сил», как говорил о себе сам артист.
В рок-опере Владимира Грамматикова он сыграл Смерть, в сказке Михаила Юзовского «Там, на неведомых дорожках» исполнил роль Кощея, а в «Мастере и Маргарите» Юрия Кары появился в образе Коровьева.
В следующей экранизации знаменитого романа Михаила Булгакова, которую снял Владимир Бортко, Александр Филиппенко играл уже Азазелло. Кстати, Юрий Кара посчитал тогда, что актёр, согласившись сниматься у Бортко, предал лично его.
Актёр снимался в кино очень много, но и о сцене не забывал, играл как в репертуарных театрах, так и в антрепризах, руководил театром «Моно-Дуэт-Трио» при Москонцерте. Особое место в его творчестве занимали моноспектакли и эстрадные монологи.
Осенью 2022 года, по словам Александра Филиппенко, он сообщил руководству Театра имени Моссовета о том, что не намерен продлевать заканчивающийся контракт и вскоре уехал из России.
В театре изначально не подтверждали факт увольнения Филиппенко, говорили, будто он поехал в Вильнюс на длительное лечение, но оказалось, что вовсе не состояние здоровья было причиной его отъезда.
О чём молчит Александр Филиппенко
Актёр не стал перед отъездом делать никаких громких заявлений, а после того, как он покинул Россию, долгое время сохранял молчание. На связь с журналистами в середине февраля 2023 года вышла его жена Марина Ишимбаева.
Она рассказала о том, что Александр Филиппенко уехал из России из-за политической ситуации, поселился в Литве и ему нужно время, чтобы прийти в себя и «забыть всю эту гадость». Страна актёром была выбрана не случайно, в Вильнюсе уже давно жила его дочь Александра, старший научный сотрудник Института США и Канады РАН.
Но всё началось гораздо раньше. Александр Филиппенко давно известен своими критическими высказываниями в адрес российской власти, он принимал участие во множестве протестных акций, высказывал своё несогласие с присоединением Крыма к России.
В мае 2022 года он разместил на своей странице в одной из социальных сетей снимок в украинской вышиванке, заявив позже, будто таким образом передавал привет своим коллегам из Киева. Конечно, с проведением СВО он был не согласен категорически.
Зато до этого он заявлял о своей безмерной любви к «иностранному агенту Виктору Шендеровичу», а вот о событиях, происходивших с 2014 года на Донбассе, он всегда предпочитал молчать, словно ничего не было.
После того, как Александр Филиппенко высказался против проведения СВО, организаторам его концертов в России стали отказывать в согласовании площадок. По сути, актёр остался без основного источника доходов.
В Литве Александр Филиппенко очень быстро восстановился, то есть о лечении речь уже не шла. В марте 2023 года он принял участие в читке пьесы Артура Соломонова «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» в Риге.
Посвящена она вовсе не Сталину, а современной российской власти. Вот только, как гласила надпись на афише, деньги, собранные во время этого действа, пошли впоследствии на помощь Украине.
Сейчас актёр выступает далеко не так часто, как в России, но на жизнь он не жалуется. У него случаются иногда литературные встречи и творческие вечера в разных странах, но их за прошедший год было так мало, что можно пересчитать по пальцам.
Он записывает ролики, где читает Бродского, Довлатова, Беркович и других авторов. Не так давно Александр Филиппенко появился в стриме «Честно говоря» с Ксенией Лариной. Оказалось, что всё в нашей стране было плохо, а после начала СВО ему пришлось весь свой прошлый репертуар «отправить в сундук».
Он считает, что он не пошёл по пути своего героя Азазелло, а сохранил себя и свою моральную чистоту. Актёр считает себя непримиримым борцом с режимом, и его на этом пути поддерживает его семья, полностью разделяющая его позицию.
А после отъезда из России все его прошлые проблемы исчезли, теперь он дышит другим воздухом. Теперь ему не по пути со страной, где он родился, вырос, обрёл славу и финансовую состоятельность.
Впрочем, о денежном вопросе он старается не упоминать, как и о тех весьма приличных суммах денег, которые он зарабатывал в России. Ведь ещё почти год после начала СВО он жил и работал в стране, ездил с концертами, выходил на театральную сцену.