Судьба никогда не была к ней благосклонна, нанося удар за ударом. В раннем возрасте Жанну Сухопольскую предал самый близкий человек, потом ей пришлось пережить настоящий ужас в блокадном Ленинграде.
Казалось, жизнь начала налаживаться, как одна за другой посыпались трагедии в личной жизни: измена любимого мужа, гибель сына, потеря работы…
Даже на пике актерской карьеры в 50-70-х гг. ей не доставалось главных ролей, хотя снималась она очень много. А уж в 80-х о ней и вовсе забыли. Когда в начале нового века Сухопольская вновь появилась на экранах, – её не узнали даже самые преданные поклонники.
Любовь к искусству проявилась у будущей актрисы еще в детстве. Маленькая Жанна воспитывалась в строгости матерью и отчимом. Отец оставил семью еще в 1932 году, сразу после рождения дочери.
Семья Сухопольских жила не богато, но девочка старательно училась и очень хотела выступать на сцене. Она заучивала детские стишки и с гордо поднятой головой рассказывала их матери.
Родители посоветовались и отдали девочку в театральный кружок. Там у Жанны заметили талант к танцам. Так она попала в танцевальный ансамбль и уже тогда решила посвятить жизнь искусству.
С началом войны отчим отправился на фронт, а Жанна вместе с мамой осталась в Ленинграде. Несмотря на все тяготы блокадного города, голод и постоянные обстрелы, малышка продолжала заниматься танцами.
В 1942 г. под руководством балетмейстера Аркадия Обранта танцевальная группа давала концерты для раненых солдат. Слабые и истощенные подростки выступали, чтобы поднять боевой дух. Для Жанны это были первые в жизни большие выступления.
К концу войны Сухопольская стала полноценным участником Молодежного фронтового ансамбля, который дал более 100 концертов для солдат и офицеров на фронте. Ей прочили успешную карьеру танцовщицы, но она выбрала другой путь.
В 1949 году Жанна потеряла самого близкого человека — маму. Валентина Дмитриевна так и не смогла оправиться после нечеловечески тяжелых условий блокадного Ленинграда и умерла практически на руках своей дочери. Это стало большим ударом для девушки.
Тогда ее очень сильно поддержал отчим. Александр Федорович преподавал в ЛИИЖТе( ныне Петербургский госуниверситет путей сообщения) и хотел, чтобы и дочь училась в этом ВУЗе. Но девушка желала учиться только на артистку.
После окончания школы состоялась ее первая попытка поступления в театральный институт, но там талант Жанны не разглядели и предложили несостоявшейся студентке выбрать другую профессию.
Однако Сухопольская не представляла себе жизнь без сцены и через год повторила попытку. На этот раз её зачислили. В дополнение девушка год изучала французский язык.
На последнем курсе обучения талантливую студентку заприметил Аркадий Райкин и предложил той место в своем театре. Однако всего через три месяца Жанна покинула Театр эстрады и миниатюр.
Поговаривали, что она не сошлась характерами с режиссёром. Девушка была очень упрямой, с жестким, закаленным характером и не терпела фальши в работе. Нужно сказать, что и коллектив откровенно недолюбливал принципиальную актрису.
Устроившись на «Ленфильм» начинающая артистка стала сниматься в кинолентах в ролях второго плана и коротких эпизодах. Главных ролей ей не предлагали. По словам бывших коллег, ее работе мешали внешние модельные данные и неестественная по тем меркам красота.
В отечественных фильмах того времени воспевалась любовь к труду и идейность, а на советскую труженицу Жанна никак не походила.
Самая известная ее роль случилась в военной драме Захара Аграненко «Ленинградская симфония», где она сыграла студентку Нину Сергееву. Благодаря пережитым в блокадные годы ужасам, начинающей актрисе не приходилось даже играть, настолько ей был близок этот образ.
Конечно, после такой реалистичной и глубокой игры её заметили режиссёры. За этой ролью последовало еще несколько, в том числе в кинолентах «Четверо» и «Шторм».
На счету Сухопольской около 80-ти ролей в кино и около трех сотен работ в качестве актрисы дубляжа. Её голосом говорили Вия Артмане, Эве Киви, Вера Шнейдере. А игровое кино постепенно уходило из ее жизни. Гораздо интереснее было дублировать главную героиню, чем самой мелькать на задворках.
Несмотря на неудачу в карьере, личная жизнь актрисы стала налаживаться. Безмерная любовь с актером Юрием Дедовичем переросла в брак. В 30 лет у Жанны родился долгожданный сын Алёша. Казалось бы, крепкая семья, оплачиваемая работа — о чем еще можно мечтать? Но брак рухнул спустя 10 лет.
Юрий предал жену и ребенка ради молодой любовницы и напрочь забыл об их существовании. Молодая и красивая женщина чувствовала себя ненужной, одинокой и очень тяжело переживала разрыв.
Но беда не приходит одна. Сыну Сухопольской было всего 25 лет, когда он попал в автоаварию и погиб.
Горе и затяжная депрессия, подорванное здоровье не позволяли актрисе полностью погрузиться в работу. Её все меньше звали на эпизодичные роли в кино, а с дубляжа, с которого она имела основной доход, и вовсе убрали.
Актриса не теряла надежды. В 90-е годы на пробах ей удалось получить несколько десятков ролей. Но сюжеты кинофильмов были откровенной халтурой, чего Сухопольская терпеть не могла.
Тем не менее в девяти картинах она все же сыграла. Из-за сильных переживаний у нее внезапно развилась болезнь сердца, пришлось делать срочную операцию.
После того как Сухопольскую выписали из больницы, к ней домой стал приходить социальный работник, который помогал по хозяйству. На тот момент это был единственный родной ей человек. Жанну Александровну все забыли.
Она редко выходила из дома и перестала включать телевизор. Артистке было неприятно смотреть современные фильмы. Она не считала игру молодых актеров за искусство.
Особенно остро переживала, просматривая киноленты о войне и блокадном Ленинграде, говоря, что все показанное на экране – вранье, нет в фильме суровой и страшной правды.
Мысли о несбывшихся мечтах угнетали. Жанна Александровна старалась находить утешение в женских делах. Взяла из приюта собачку, увлеклась вязанием, много читала. Только погружаясь в идеальный мир фантазий автора, живя вымышленной чужой жизнью, она чувствовала себя по-настоящему счастливой.
Некогда яркая красотка покинула мир на 87-м году жизни. Её смерть даже не упомянули в прессе, как когда-то второстепенные роли не упоминали в титрах.