Жена нерадивого Ганжи в фильме «Большая перемена» была олицетворением красоты и женственности. После выхода фильма на экраны блондинка с кукольным личиком и мягким голосом мгновенно покорила мужскую часть советской аудитории.
Даже не верится, что в реальной жизни актриса Наталья Богунова, исполнившая роль учительницы в «Большой перемене» и сыгравшая много других ярких ролей, была несчастна в личной жизни. И самой главной причиной этого был, увы, ее недуг.
Восходящая звезда
Наталья с ранних лет знала, что, когда вырастет, будет заниматься чем-то творческим и возвышенным. Худенькая, грациозная, симпатичная девочка точно была рождена для сцены. Неудивительно, что она поступила в престижное Вагановское балетное училище. Старательная Наталья часами работала у станка.
Однажды в училище пришли помрежи из Мосфильма. Юных балерин сфотографировали и они попали в киношную картотеку. Так 11-летнюю Наталью пригласили в кинокартину «Вступление», а затем – на съемки фильма Инны Ильиной «До свидания, мальчики».
Ее стали приглашать и на другие проекты. В итоге после окончания училища перед ней встала дилемма: связать свою жизнь с балетом или с кино. Совмещать эти две сферы было нереально. Наталья выбрала ВГИК, по окончания которого ее пригласили работать в театр им. Моссовета.
Брак со Стефановичем
Первым мужчиной в жизни Натальи был известный режиссер Александр Стефанович – тоже выпускник ВГИКа. Поженились они еще студентами. На их свадьбе были Окуджава, Евтушенко, Вознесенский. Все восхищались невестой.
Кстати, поговаривали, что к юной блондинке был неравнодушен и руководитель театральной мастерской Борис Бабочкин, однако, будучи женатым, он не решился предложить ей встречаться.
Между тем брак со Стефановичем вскоре распался по причине того, что супруги были еще слишком незрелы для семейных отношений, кроме того, каждый из них был увлечен построением своей творческой карьеры и работой.
Официально они были женаты лет семь, но фактически уже через четыре года Наталья и Александр вместе не жили. Тем более что во время охлаждения отношений с Натальей Стефанович увлекся другой красивой и талантливой женщиной – правда, по типажу совсем не похожей на Богунову: Аллой Пугачёвой.
Стоит отметить, что Стефанович всегда вспоминал о своей первой жене с теплотой и называл ее «неземной ангел».
Странности отпугивали мужчин
После развода у Натальи не было опасений, что она останется одна: поклонников её красоты и таланта было достаточно.
О том, какой эффект производила Богунова на мужчин, можно судить, например, по истории со съёмками «Большой перемены». Режиссёр картины Алексей Коренев, который был с ней в дружеских отношениях, предложил Богуновой самой выбрать роль, которую она хотела бы сыграть в его фильме.
Наталья выбрала роль жены Ганжи, и даже уговоры Мягкова, претендовавшего на роль главного героя Нестора Петровича, взять вместо Богуновой его жену, на режиссера не подействовали.
Мягков заявил, что в этом случае не станет сниматься в картине, но Коренев настолько не хотел терять Наталью, что не пошел на шантаж, а просто пригласил вместо него другого рассматриваемого претендента – Кононова. И, как в итоге оказалось, не зря.
Увы, после «Весенней сказки», где она сыграла Снегурочку, и «Большой перемены», в которой Наталья была настоящим бриллиантом, удача отвернулась от нее: серьезных предложений больше не поступало. Актриса стала замкнутой, нелюдимой – это заметили и друзья, и коллеги.
Наталья перестала посещать компании и дни рождения, к тому же, в театре она то и дело заводила с товарищами по цеху странные разговоры: то делилась, что ее кто-то выслеживает, то жаловалась, что у нее что-то украли, проникли к ней в квартиру, что ей намеренно вредят и так далее.
Это отпугивало и коллег, и режиссеров. Слухи о странностях актрисы дошли и до киношников и те тоже стали относиться к ней с недоверием, хотя сомнений в ее ярком таланте не было.
Иногда ей выпадало утвердиться на главные роли, однако еще на начальном этапе съёмок ее неожиданно снимали и меняли на других актрис. Конечно, тут речь шла еще и о банальном невезении, которое бывает у многих актеров, однако такие неприятности Наталья переживала как тяжелые удары.
Страшный диагноз
В театре Наталья все чаще стала заговариваться, во время спектаклей она могла вдруг начать не говорить, а петь свой текст либо произносить что-то, никак не связанное со спектаклем. А однажды она на сцене завыла.
В первый раз в психиатрическую лечебницу Наталью увезли прямо из театра. Во время спектакля со Стебловым, с которым до этого она много раз выступала с этой постановкой, актриса вдруг замолчала.
Зрители были в недоумении и решили, что это какой-то неожиданный актерский прием, но она больше не произнесла ни слова. Врачи в клинике поставили страшный диагноз: шизофрения.
За первой госпитализацией последовали вторая, третья. В перерывах между курсами лечения Наталье становилось лучше и играла она блестяще, но для режиссеров и партнеров по спектаклю Богунова была по сути бомбой замедленного действия: неизвестно, чего от неё ждать. Срыв спектакля – это большой скандал, рисковать и ставить под удар репутацию никому не хотелось.
Наталья все чаще конфликтовала с руководством театра (такое поведение для больных шизофренией очень характерно) и в конце 1987-х уволилась. Она еще питала надежды на кино, но там в 1980-х стал популярен другой типах – раскованных и грубоватых женщин. И тут Наталье не повезло.
Уход со сцены одновременно с затишьем в кино (последняя ее кинороль была в 1992 году в – в фильме «Бег по солнечной стороне») усугубил ее психическое состояние. Тем не менее, она все еще не сдавалась – когда стало получше, придумала свою соло-программу – устраивала творческие вечера со зрителями. Также она ставила спектакли с участием юных актеров.
С мужчинами у Натальи отношения так и не складывались. С одной стороны, давало о себе знать ее заболевание, а с другой, прекрасно зная о своей красоте, она всегда ставила себя на пьедестал, ожидая, что ее будут добиваться и падать к ее ногам.
Кроме того, ближе к 50 годам потребность построить личное счастье в сочетании с неудачами в личной жизни приводила к тому, что при появлении на горизонте привлекательного мужчины она настолько зацикливалась на нем, что начинала вести себя неестественно, и это очень бросалось в глаза. Конечно, ей продолжали оказывать внимание кавалеры, но после первого-второго общения они давали задний ход.
Смерть мамы всё усугубила
Наталья жила вместе с мамой. Родительница была для дочки опорой и поддержкой. А потом мама погибла, и Наталья оказалась абсолютно одна наедине со своими неудачами, страшной болезнью, нереализованностью как женщина и актриса.
После гибели матери актриса убежала из дома. Вернулась она только через два дня и сразу заперлась в своей квартире. На похороны она не пришла, а на родных и близких при попытке с ней поговорить лишь истошно орала.
Пройдя курс лечения в психиатрической клинике, Наталья пришла в себя, правда, потребовался для этого целый год. За это время у нее накопилась приличная сумма от сдачи квартиры (у актрисы были две жилплощади, что позволяло иметь пассивный доход).
Плюс – актерская пенсия, которую она за время нахождения в лечебнице тоже не тратила. Посвежевшая и успокоившаяся она поехала отдыхать на Крит.
Однако солнце и морской воздух подействовали на 65-летнюю женщину совсем не так, как следовало ожидать: в отеле ей неожиданно стало плохо, от помощи вызванных персоналом врачей она отказалась и в тот же день впала в кому. Умерла Наталья в больнице, куда ее все-таки доставили. Врачи диагностировал инфаркт.