Актриса прожила сложную жизнь, но осталась в нашей памяти лучезарной девушкой из волшебной сказки.
Судьба советской актрисы Янины Жеймо была полна как необыкновенно ярких моментов, так и нестерпимой горечи. Девочка, родившаяся в Белоруссии в 1909 году, была наследницей цирковой династии.
Как и ее семья, она выступала на арене — была талантливой гимнасткой, наездницей, музыкальным эксцентриком (исполняла мелодии, используя необычные предметы). Янине было всего 14, когда умер ее отец, и им с матерью и сестрой Элей пришлось осесть в Ленинграде.
Семья продолжила выступать в цирке. Во время своих шоу они использовали ксилофон, но теперь вместо отца его таскала Янина.
Инструмент был такой тяжелый, что девушка научилась носить его на голове, и это сказалось на ее позвоночнике. Жеймо перестала расти и так на всю жизнь и осталась с хрупкой девичьей фигуркой и ростом 148 сантиметров.
Подросшая Янина втайне мечтала стать актрисой, но мать была против — семейное дело спасало их от голода. И тогда девушка решила, что не бросит цирк, но все-таки попробует себя в кино. Она поступила в ленинградский кинокомбинат ФЭКС — училась там, параллельно выступая на арене.
Уже через год Жеймо пригласили на эпизодическую роль мальчика в фильм «Мишки против Юденича» (1925). На съемочной площадке она познакомилась с коллегой Андреем Костричкиным — ее роман с ним впоследствии перерос в студенческий брак.
Только вот актер был заядлым картежником и променял любовь на азартные игры, а еще вечно завидовал успешной жене, так что в 1932 году супруги развелись. Но было и хорошее — в этом браке у Янины родилась дочка. Ее назвали в честь мамы.
Карьера актрисы развивалась: к 25 годам она уже играла в кино главные роли (Манька в фильме «Двадцать два несчастья», Кика в «Горячих денечках», Ася в «Подругах», героиня комедий «Разбудите Леночку» и «Леночка и виноград»).
На съемках ленты «Моя Родина» (1933) Янина Жеймо встретила любовь своей жизни — режиссера Иосифа Хейфица — галантного, интересного, красивого мужчину. Впоследствии актриса сравнивала своего интеллигентного возлюбленного с прекрасным принцем из «Золушки».
В этом браке она обрела семейное счастье и гармонию, о которых всегда мечтала. У супругов родился сын Юлий, и все было замечательно, пока не началась война.
Детей актрисы эвакуировали в Казахстан, а муж уже год был на съемках сначала в Монголии, затем в Ташкенте. Сама Янина осталась в блокадном Ленинграде — у нее болела сестра, которую она не могла оставить в это тяжелое время.
Днем артистка работала в «Ленфильме», снималась в «Боевых сборниках» и агитационных фильмах, по ночам бесстрашно тушила бомбы на крышах домов. В своей большой ленинградской квартире она разместила множество людей, оставшихся без крыши над головой.
Жеймо постоянно предлагали покинуть Ленинград на самолете, но она не соглашалась — считала, что это не по-товарищески. Месяцами недоедала (получала, как все, паек 125 грамм хлеба в сутки) и, как и большинство жителей Ленинграда, превратилась в ходячий скелет.
Разлука с семьей продлилась ровно два года. В 1942 году Янина все-таки решилась перебраться к ним в Ташкент.
«Мама взяла с собой увесистый чемодан, набитый вещами мужа, и поспешила к нам, — рассказывала Янина Костричкина, дочь Жеймо. — Добиралась несколько месяцев. А в Алма-Ату тем временем пришло страшное известие, что тихвинский эшелон, на котором она ехала, разбомбили».
По счастливой случайности Янина Жеймо осталась цела — еще до случившейся трагедии бойцы пригласили артистку в свой военный эшелон.
Когда ложная весть о гибели супруги дошла до Иосифа Хейфица (артистка два месяца числилась среди погибших), он не нашел ничего лучшего, как утешиться в объятиях другой.
«Хейфиц тут же обзавелся новой женой Ириной, — рассказывала Янина Костричкина. — Когда маме рассказали про это, она была потрясена до глубины души. Вычеркнула мужа-предателя одним махом. Он умолял простить, но она гордо стояла на своем».
Тяжелый переезд, месяцы голода в Ленинграде, разбитое сердце из-за предательства мужа сказались на здоровье Жеймо — были моменты, когда она теряла память, забывала слова, не узнавала близких и хотела наложить на себя руки.
Встать на ноги и справиться с депрессией ей помогли дети и давний приятель — польский режиссер Леон Жанно.
«Все это тяжелое время он был рядом, — отмечала Янина Костричкина. — В благодарность мама вышла за него замуж».
Время исцелило раны — депрессия сменилась благополучием в новом браке, ужасающая худоба плавно превратилась в стройность. Пережившая столько страданий Янина Жеймо все время лелеяла мечту о том, чтобы вновь вернуться в кинематограф.
После войны и ей, и миллионам зрителей как воздух нужна была история, которая подарит надежду на светлое будущее. Ею стала знаменитая сказка «Золушка», написанная поклонником творчества Жеймо Евгением Шварцем.
В свои 38 лет Янина сыграла 16-летнюю Золушку так виртуозно, что мы до сих пор восхищаемся ее грацией, задором, прекрасным пением и энергичными танцами: героиня Жеймо будто и впрямь выпорхнула из волшебной страны, как чудесная фея.
Сказка вышла на экраны в 1947 году. Роль Золушки принесла Янине Жеймо всенародную славу, ее образ покорил зрителей раз и навсегда. Но от властей актриса не получила никаких званий и наград — Сталин недолюбливал артистку и вычеркивал ее имя из всех наградных списков.
Ему нравились эффектные и статные кинодивы, как Любовь Орлова. А по поводу Янины он недоумевал: «Разве могут быть такие героини?».
Карьера актрисы так и не взлетела до небес. В послевоенной стране сократили количество выпускаемых картин до минимума, и сотрудники «Ленфильма» жили на жалкие копейки.
В поисках лучшей жизни семья Жеймо переехала в Москву — они мотались по съемным квартирам, а затем и вовсе перебрались в гараж.
«Жилищные условия были ужасными. Мы жили в одноэтажном домике, сделанном из гаража во дворе, — рассказывал сын артистки Юлиан Жеймо. — У мамы не было ничего. При этом ее знала вся страна. Она была обижена. Друзей в гости в этот гараж она звать не хотела».
В конце концов артистка приняла решение навсегда покинуть страну — вместе с мужем и сыном они переехали в Варшаву. Дочь и внучка остались на родине — разлука с ними стала главной болью Янины, ведь тогда посещать Москву разрешалось только раз в год.
В конце декабря 1987 года Янины Жеймо не стало — она умерла от инфаркта в возрасте 78 лет. По завещанию актрисы ее похоронили в Москве на Востряковском кладбище.
Юлий Жеймо делился: «Бывая на ее могиле, вижу, как совершенно незнакомые люди восхищенно шепчутся: «Это та самая Золушка» — и кладут букеты цветов».