Несколько раз её выдвигали на звание Заслуженной артистки, но судимым это звание не давали

Когда есть совсем было нечего, вместо лекарств они покупали продукты. Чтобы заработать, она пошла к метро торговать газетами…

Тяжёлая судьба

Эта актриса снялась в восьми десятках картин, сыграла большие роли в театре, она по праву считается королевой эпизода, одной из самых ярких актрис второго плана своего поколения. Однако судьбу Светланы Харитоновой счастливой не назовешь.

Детство

Светлана Сорокина появилась на свет 30 января 1932 года в Замоскворечье. Отец, журналист, работал в «Крестьянской газете», мама была машинисткой, жили они втроем в маленькой комнатке в огромной коммуналке. Свете было 5 лет, когда отца осудили и он умер по дороге на Колыму.

Через год мама вторично вышла замуж, и воспитывал Свету отчим, человек добрый, он много падчерице позволял и так же много прощал. А вот с родной матерью отношения были натянутыми: она была человеком довольно жёстким, даже деспотичным, слушать дочь не хотела, держала её в строгости. Когда началась война, отчим ушёл на фронт, а Света с мамой остались в Москве.

Школа-студия МХАТ

Родители к искусству относились скептически, и посмеивались над страстью дочери к кинематографу. Девочку знали кассирши и билетёрши всех окрестных кинотеатров: на каждую новую картину она приходила по нескольку раз, и иногда её пропускали без билета. Идти в театральное училище Света решила сама, скрыв это от всех, даже от подруг в школе.

После 9-го класса она, точно зная, что без аттестата её не примут, пошла поступать в Школу-студию МХАТ – просто решила испытать себя. В приёмной комиссии она как-то упросила допустить её к экзаменам, успешно прошла два тура, поняла, что на будущий год пройдёт и дальше, на третий тур не пошла, и спустя год довольно легко поступила.

Когда во дворе досужие старушки, которые знают всё, ехидно сказали матери, что дочь будет учиться на артистку, мать была в гневе. Дома она сказала, что ни гроша дочери не даст, но Свету выручил отчим: он не только её поддержал, но давал ей по 500 рублей в год для оплаты учёбе в творческом ВУЗе.

Первый брак

На курсе с Сорокиной учились Олег Анофриев, Лев Дуров, Леонид Харитонов. Не красавица, высокая и немного угловатая, но обаятельная, открытая и весёлая Света всегда была в центре мужского внимания, но педагоги Георгий Герасимов и Сергей Блинников ничего особенного в своей студентке не видели, и большого будущего ей не пророчили.

Уже на первом курсе у неё случился бурный роман с Харитоновым, закончившийся на 3-м курсе свадьбой. В 1955-м, когда режиссёр Иван Лукинский снимал фильм «Солдат Иван Бровкин», никто не предполагал, какой успех ждёт картину. В этом фильме Харитонов играл главного героя, а его жена – эпизодическую роль подруги главной героини.

На съёмках они расставались лишь тогда, когда кто-то из них был в кадре. До этого они уже сыграли вместе в фильме Юрия Озерова «Сын» – Леонид главную роль, а Светлана эпизод столь меленький, что её даже в титрах не было – для дебюта это вполне нормально.

Когда вышел «Бровкин», Харитонов стал невероятно популярным и превратился в настоящего кумира всех советских девушек и женщин – думаю, все помнят, как Владимир Меньшов обыграл эту популярность в своём оскароносном фильме «Москва слезам не верит»: «Обожаю Харитонова!». Медные трубы вскружили Леониду голову, он решил, что ему позволено все и испытания его верность жене не выдержала.

На съёмках фильма Сергея Сиделёва «Улица полна неожиданностей» у Леонида начался роман с 18-летней актрисой Джеммой Осмоловской, и Харитонов от Светланы ушёл. Она его отпустила без скандала, надеялась, что он вернётся. В ЗАГСе он сам дал ей надежду, попросив не менять фамилию, и она согласилась. (Вряд ли жизнь Харитонова можно назвать благополучной.

В браке с Осмоловской у него родился сын Андрей, от Джеммы он ушёл к своей студентке в Школе-студии МХАТ Евгении Грибовой, которая была младше на 12 лет. В этом браке детей не было. Харитонов перенёс два инсульта, а после того, как его, по сути, выгнали из МХАТа, случился третий инсульт, и он умер в возрасте 58 лет).

Второй брак

В 1957 году только что возглавивший Театр сатиры Валентин Плучек пригласил Харитонову в свой театр. Светлана играла мадам Грицацуеву в «Двенадцати стульях» и Зосю в «Золотом телёнке» по Илье Ильфу и Евгению Петрову, Пэгги в невероятно популярном у интеллектуалов и золотой советской молодёжи «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлнджера.

В театре Светлана встретила высокого красавца дворянских кровей Родиона Александрова, который стал её вторым мужем. Говорят, кинокарьера Родиона не сложилась потому, что в фильме Юрия Карасика «Шестое июля» он сыграл наркома просвещения Анатолия Луначарского, и после этого режиссёры боялись снимать его в других ролях.

Со стороны они выглядели очень счастливой парой, ходили вместе на охоту и рыбалку, много путешествовали. Однако через семь лет у Александрова случилась лёгкая интрижка с молоденькой теледикторшей, Харитонова узнала об этом, сказала всем, что они устали друг от друга, что хотят немного пожить отдельно. Они разошлись, а в 1969-м Харитонова ушла и из театра, где прослужила 12 лет.

Светлана окончила курсы телережиссёров, потом – режиссёрский факультет ВГИКа, и стала снимать, документальные фильмы, по большей части, о спорте, её картина на очень модную в те годы тему об обучении плаванию грудных детей, получила международную премию.

«Девушка без адреса»

В кино Харитонову приглашали часто, главных ролей не давали, но даже небольшие эпизоды она играла ярко, зрители её запоминали, узнавали на улице, просили автографы. Поначалу режиссёры использовали комедийный дар Харитоновой.

У Эльдара Рязанова в картине «Девушка без адреса» она играла простую, наивную, смешную крановщицу Клаву, безответно влюблённую в главного героя Пашу Гусарова, которого играл Николай Рыбников, в «фестивальном» фильме Александра Файнциммера «Девушка с гитарой» – культмассового работника из Кулунды, приехавшую в Москву закупать инвентарь для красных уголков.

Партнёром Харитоновой в этом крохотном эпизоде был её однокурсник Олег Анофриев.

«Летят журавли»

Михаил Калатозов пригласил Харитонову на небольшую, но очень серьёзную роль Ирины Бороздиной, сестры главного героя в драму «Летят журавли». Хартитнова сыграла не по годам мудрую женщину, прячущую за внешней холодностью любящую душу, тоску и нежность. На съёмках она познакомилась с игравшим Бориса Бороздина Алексеем Баталовым, который через 15 лет сыграет в её жизни большую роль.

Третий брак

На телевидении Светлана познакомилась с режиссёром Сергеем Балатьевым, снимавшем программы о советских знаменитостях. У них было много общего, они быстро сблизились. Когда Сергей сделал ей предложение, 34-летняя Светлана согласилась, и вскоре забеременела. В то время женщинам в таком возрасте рожать не рекомендовали, но Харитонова очень хотела ребёнка, и рискнула.

Муж всячески оберегал Светлану, и даже не отпустил её сниматься у Ивана Пырьева в «Братьях Карамазовых». Когда родилась Ольга, родителям сказали, что у ребёнка возможны психические отклонения. Узнав об этом, Сергей тут же ушёл, оставив жену с больным ребёнком. Единственной опорой была мать Светланы, отношения с которой наладились после того, как дочь стала по настоящему известной актрисой.

*

ДТП

В 1972 году, когда Ольга была совсем маленькой, поздно ночью Светлана на своей машине возвращалась из Подмосковья со съёмок новой документальной ленты. В салоне были ещё оператор и ассистент режиссёра. Внезапно на неосвещённое шоссе вышла женщина. Харитонова резко затормозила, но было поздно: женщина погибла на месте.

В шоке Харитонова проехала несколько сот метров, пока её не остановил инспектор ГАИ на мотоцикле. Газеты писали, что актриса скрылась с места ДТП, что де-юре истине соответствовало, но по сути, скорее всего, нет. На суде родные погибшей ходатайствовали о том, чтобы строго Харитонову не наказывать, ведь погибшая переходила дорогу в неположенном месте и кромешной тьме.

Харитоновой дали три года исправительных работ, и отправили на завод ЖБИ в Покров Владимирской области. Дочь осталась на попечение матери.

В Покрове Харитонова организовала самодеятельный театр, за это ей дали послабление режима и отпускали сниматься в кино – пока она сидела, сыграла в фильме Владимира Басова «Нейлон 100%». Чувство вины преследовало её всю жизнь, за руль не садилась до конца жизни.

*

«Не может быть!»

Коллеги как могли, помогали бывшей заключённой. Еще до суда Харитонову исключили из Союза кинематографистов, но когда она вернулась, Баталов помог ей восстановиться, а Леонид Гайдай сразу пригласил в свою комедию «Не может быть!» Несколько раз Харитонову выдвигали на звание Заслуженной артистки РСФСР, но судимым это звание, как правило, не давали, и документы заворачивали уже в Госкино.

«Почти смешная история»

Снималась Светлана много: с момента освобождения в 1975-м до 1991-го она сыграла 33 роли – по две в год, продолжая снимать документальное спортивное кино, то ли в кино играя между съёмками в кино, то ли в кино играя в перерывах между своими фильмами. На большие роли её по-прежнему, не звали, но её эпизодические героини, как и раньше, запоминались зрителям.

Её низкий голос и яркая внешность обращали на себя внимание давно. В нескольких фильмах она сыграла, по сути, свою судьбу. В ленте Петра Фоменко «Почти смешная история» Харитонова играла проводницу поезда, которая стала случайной свидетельницей всего лишь эпизода романа молодой женщины и уже весьма пожилого мужчины, которых играли Ольга Антонова и Михаил Глузский.

Она не знала, как роман начался, и, тем более, не могла предположить, чем он закончится. Героине Светланы осточертела её работа, она женщина явно одинокая, несчастливая, много раз обманутая, одновременно и завидовала, и сочувствовала.

«Трын-трава»

В комедии Сергея Никоненко, для которого это была всего третья лента, Харитонова играла Карповну, квартирную хозяйку студента Вадима Горячева, в исполнении Николая Бурляева. В коротком эпизоде она показала судьбу, одиночество и характер своей героини. И тоже зависть.

«Белый Бим Чёрное ухо»

В драме Станислава Ростоцкого «Белый Бим Чёрное ухо» Харитонова играла сатирическую героиню – учительницу Анну Павловну, которая пыталась, походя и формально «привить» детям жалость и любовь к животным. Она говорила заученными фразами, а сама внутренне была абсолютно пуста.

Дети понимали, что она ни животных не любит, ни их, детей, что они для неё обуза, а зритель видел, что Аннапална думает о том, успеет ли забежать после уроков в гастроном, и если не достанется котлет, чем вечером она будет кормить забулдыгу мужа и оболтуса сына.

Персонаж был абсолютно узнаваем: думаю, не ошибусь, если скажу, что у очень многих в жизни были такие учителки, которые думали одно, а делали совсем другое. Внешне Анна Павловна копировала учителя истории Илью Мельникова из фильма того же Ростоцкого «Доживём до понедельника», но внутренне была полным его антиподом, вызывая лишь жалость.

«Визит к Минотавру»

В фильме Эльдора Уразбаева «Визит к Минотавру» по роману братьев Вайнеров Харитонова играла Евдокию Обольникову, соседку известного скрипача Льва Полякова, у которого украли скрипку Страдивари.

В коротком эпизоде она очень точно сыграла социальную пропасть между собой и богатым респектабельным и знаменитым музыкантом, несколько раз меняла настроение: напряжение, испуг, слёзы и попытку вызвать жалость к себе, злость на непутёвого мужа-алкоголика, за бутылку готового на что угодно. И в этом фильме Светлана тоже играла свою судьбу.

Дочь

Пока Ольга была маленькой, Светлана надеялась, что по мере взросления болезнь пройдёт, но ничего не менялось, более того, девочка всё больше замыкалась в себе, а годам к 14-ти стала совсем нелюдимой и даже агрессивной. Показать дочь докторам Харитонова не решалась, опасаясь, что это отразится на её дальнейшей жизни. На алименты Светлана не подавала.

Знакомые помогли устроить Ольгу в хорошую английскую спецшколу на Фрунзенской набережной, Ольга прилично говорила по-английски, но долго находиться среди посторонних людей не могла – она начинала работать, но уже через несколько дней уходила. Со временем дочь начала манипулировать матерью, заставляя исполнять свои капризы.

В 1991-м Ольге было за 20, а Светлане под 60, она ещё могла работать, её часто приглашали на эпизоды, но, превратившаяся в настоящего домашнего тирана дочь, сказала, что мать больше в кино сниматься не будет.

«Емеля-дурак»

Даже на встречи со зрителями, которые устраивала гильдия киноактёров, чтобы материально поддержать тех, кто нуждался, Харитонова сбегала тайком, одеваясь, как будто на работу. Последнюю зарплату в кино Харитонова получила в 1992 году за фильм Бориса Рыцарева «Емеля-дурак», где она сыграла довольно большую роль матери главного героя.

«Вы обознались»

Никаких особенных сбережений у Харитоновой не было, жить было не на что. Особенно трудно стало, когда умерли родители Светланы. Спасибо, что хоть деньги на лекарства для Ольги выделяла гильдия. Когда есть совсем было нечего, вместо лекарств они покупали продукты.

Чтобы заработать, Харитонова пошла к метро торговать газетами, благо, в то время их ещё покупали, особенно жёлтые. Журналистов она сторонилась, а когда её узнавали редкие поклонники, бросала: «Вы обознались», и быстро уходила.

В двухтысячные Харитонова совершенно оторвалась от жизни, и даже о том, что её второй муж, Родион Александров, не в силах бороться со страшными болями, застрелился из ружья, с которым они вместе охотились, ей сказал журналист, когда брал последнее в её жизни интервью.

В 2011-м в своей квартире, которая давно не видела ремонта, Харитонова упала, сломала шейку бедра, но наотрез отказалась лечь в больницу – она не могла оставить дочь одну. Превозмогая страшную боль, она выгуливала собаку, ходила в магазин, но за помощью не обращалась и ни на что не жаловалась.

8 января, 2012 за три недели до своего 80-летнего юбилея, Светлана Харитонова умерла. Тело её кремировали лишь через девять дней: дочь о смерти матери не сообщала, соседи вызвали милицию, когда почувствовали запах. Попрощаться с матерью Ольга не пришла, а когда её позже спросили, почему, сказала, что заблудилась в метро и вернулась домой.

Оцените статью
Несколько раз её выдвигали на звание Заслуженной артистки, но судимым это звание не давали
Жене Макрона 70 лет: как она выглядела в молодости, когда начала роман со студентом на 24 года младше себя