Она снялась в 125 фильмах! А ведь Наталья Крачковская не имела профессионального актёрского образования. Но зрители обожали обаятельную «пышку», блиставшую в небольших комедийных ролях.
Сама она очень любила вспоминать работу с режиссёром Леонидом Гайдаем и с удовольствием рассказывала о том, как дважды едва не лишилась жизни на съёмках. Да, с удовольствием! Ибо, пережитый испуг остался в далёком прошлом, а счастье прикосновения к настоящему искусству, несущему людям смех и радость, осталось на всю жизнь.
Да что же я Вам подберу? — всплеснула руками костюмерша. — Вам чехол для танка нужен!
Леонид Гайдай всегда тщательно подбирал актёров. Вот и на роль мадам Грицацуевой в фильме «12 стульев» претендовали Галина Волчек и Нонна Мордюкова.
— Всё не то, — с досадой бурчал под нос режиссёр на пробах, проходивших в Алуште.
В студию вошёл оживлённый звукорежиссёр Владимир Крачковский.
— Леонид Иович, а я жену на съёмки привёз! Познакомьтесь с моей Натальей!
Гайдай ахнул про себя, здороваясь с Крачковской. Вот же она, знойная женщина, мечта поэта!
— Мне бы актрису на роль мадам Грицацуевой, как эта Крачковская, — шепнул он ассистентке. — Ищите похожую на неё! Таких же габаритов и такую же обаятельную!
— Леонид Иович, так попробуйте её! — нашлась ассистентка. — Зачем далеко ходить? Опыт работы у Крачковской есть, играла в эпизодах.
Наталья прочла сценарий и обиделась.
— Володя, что это?! — набросилась актриса на мужа. — Ты же сценарий изучал! Такой меня видишь? «Необъятная дама с арбузными грудями»!
— Милая, — улыбнулся супруг. — Ты в зеркало-то посмотри!
Придя на пробы, актриса обиделась ещё раз.
— Да что же я Вам подберу? — всплеснула руками костюмерша. — Вам чехол для танка нужен!
— На себя посмотрите, — надулась Крачковская. — Сами-то где чехлы берёте?
— Не обижайтесь, я не со зла, просто действительно не знаю, что Вам дать, — развела руками женщина.
Нашлось самое большое платье, застегивающееся по спинке на пуговицы. Его распороли спереди и зашнуровали, задрапировав платком.
— Пришлось проходить пробы в лохмотьях! — разводила руками Крачковская.
С годами Наталья привыкла к своей полноте и научилась над ней подтрунивать, ведь самоирония — лучшее оружие против насмешек. Ниже цитаты из разных интервью:
Это была «моя» полнота — я, невзирая на нее, чудесно двигалась, танцевала, до шестидесяти лет легко могла сесть на шпагат.
Мама очень правильно меня подготовила, она сразу сказала, что Джульетту сыграть мне никто и никогда не предложит. «Наташка, они просто не найдут Ромео, чтобы решился встать под балконом, на который выйдет такая Джульетта».
Когда мы закончили съёмки «Двенадцати стульев», Леонид Гайдай так и сказал: «Наталья Леонидовна, не морочьте себе голову. Катерину вам не играть, народ со смеху помрет на фразе: «Почему люди не летают?»
Я актриса больших форм!
На пробах Крачковская пришлась по душе Гайдаю, свой выбор мадам Грицацуевой он сделал. А с Остапом Бендером дело застопорилось. Наталья пробовалась со всеми претендентами на роль, актёров было очень много! Высоцкий, Миронов, Баталов, Белявский…
Крачковская была очарована Михаилом Козаковым и считала, что он справился бы с ролью лучше, но режиссёру виднее, он выбрал Арчила Гомиашвили.
Тяжелее всего давалась актрисе сцена погони за Бендером по извилистой лестнице через пять этажей.
— А дублёрши мне не полагалось! — усмехалась Наталья. — Бегала я по этой лестнице две недели! Думала, Богу душу отдам — мне только бегать с моим-то весом! Но меня поджидала другая опасность.
Во время одного из дублей Крачковская чуть не вылетела с площадки, потеряв ориентацию.
— Я уже ногу над бездной занесла на краю, но Арчил схватил меня за руку и дёрнул на себя, — вспоминала Наталья. — Спас от смерти! Я отделалась испугом. А как я ненавидела транспортёр с валиками!
Все рёбра он мне пересчитал, но это ещё не всё. В середине транспортёра на меня должны были опустить мостик (вроде бы из пенопласта), с которым я ехала дальше.
Еду на транспортёре, кричу Бендеру «Суслик!». Приближаюсь к мостику, его опускают мне на ноги и… я реву, как паровозный гудок! Внутри у мостика был чугун! На ногах образовались жуткие синяки. К счастью, переснимать не потребовалось.
Вспоминала Наталья и сцену, в которой набила огромную шишку на голове. Мадам Грицацуева должна была нырнуть в кипу газет вниз головой. Для мягкости подложили матрасик.
— А матрасик крохотный! Но Гайдай говорит: «Вы же головой ныряете, голова на нём поместится!» И я нырнула.
Получилось прекрасно, но надо было переснять, камеру заело. Дубль два! Влетаю в газеты и чувствую, что матрасика нет! Леониду Иовичу вздумалось его поправить, да не успел. В итоге я умудрилась набить шишку, а режиссёру сломать палец!
Я вернула равновесие и полезла дальше на этот странный писк
Гайдай ожидал, что после выхода фильма на экраны звёздами станут Гомиашвили и Наталья Воробьёва, сыгравшая Эллочку-людоедку. Конечно, они были хороши, но публика высоко оценила Кису Воробьянинова, сыгранного Филипповым, и мадам Грицацуеву.
Режиссёр понял, что открыл новую звезду, и пригласил Крачковскую в свою следующую комедию «Иван Васильевич меняет профессию».
Наталья играла Ульяну, жену Бунши, но во время съёмок заболела воспалением лёгких и целый месяц пролежала в больнице. Вышла оттуда, а на больничном правильном питании похудела, сбросив около двадцати килограммов!
— Я сама была от себя в восторге! — вспоминала Крачковская. — Столько сбросила, даже талия нарисовалась! Ноги постройнели, лицо такое приятное стало — щёки на глаза не лезут, а глаза вроде как больше стали.
Но Гайдая чуть удар не хватил! И в этой роли ему нужна была всё та же габаритная женщина с арбузными грудями.
— Наталья Леонидовна, мы для Вас организуем спецпитание: манная каша, взбитые сливки, густая сметана, макароны с сыром, оладушки с мёдом и вареньем! — заявил режиссёр. — Жена Бунши такой худой быть не может! Вы должны поправиться.
Пришлось Крачковской набирать вес, и за три недели она обрела прежние формы. Вернуть килограммы согласилась, а постричься не далась! Ульяна Бунша в конце фильма снимает парик, а под ним — коротенький ёжик волос. Однако, это тоже был паричок. «Побреюсь налысо, но только после Вас!» Режиссёр закрыл тему.
— А потом я опять чуть не отправилась к праотцам! — восклицала Наталья, вспоминая съёмки. — Была на краю гибели во цвете лет!
По сюжету Ульяна Бунша в поисках супруга перелезала через балкон, чтобы попасть в квартиру Шурика.
— Это был пятый этаж, — рассказывала актриса. — Меня подстраховали, повесив под балконом строительную люльку. В глаза бьёт свет прожектора, и я неуклюже начинаю заваливаться. Страшно, но там же люлька!
И вдруг слышу громкий писк. Я вернула равновесие и полезла дальше на этот странный писк. Оказывается, люльки не было, так как её зацепила автовышка и сорвала, и я всё сделала без страховки.
А Юрочка Яковлев, не в силах закричать, увидев, что я заваливаюсь, издал громкий писк сдавленным от волнения горлом. Спас меня! Жаль только, эпизод этот в картину не вошёл, его вырезали…